Предупреждение б/н Предупреждение ЗАО «МАКС» от 3 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 51-Р-16
о прекращении действий (бездействия),

которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее – Липецкое УФАС России) установлено наличие в действиях закрытого акционерного общества «Московская акционерная страховая компания» (115184 г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 50 ИНН 7709031643 ОГРН 1027739099629) (далее – ЗАО «МАКС») признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в необоснованном занижении страховой премии при расчете ценового предложения о цене контракта по ОСАГО, при участии в открытом конкурсе от 06.06.2016 № 0346200006116000007.

 

В Липецкое УФАС России поступило заявление Акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» (далее - АО «Согаз») о признаках нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации ЗАО «МАКС», выразившихся в совершении действий, направленных на получение преимуществ в ходе проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), принадлежащих ОБУ «Охотничьи и водные биоресурсы», путем необоснованного снижения цены контракта (извещение о проведении открытого конкурса от 10.06.2016 № 0346200006116000007).

10 июня 2016 года извещение о проведение открытого конкурса № 0346200006116000007 и конкурсная документация были размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов - http://zakupki.gov.ru, с информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно представленным документам по открытому конкурсу, Заказчиком (ОБУ «Охотничьи и водные биоресурсы») установлена начальная (максимальная) цена контракта 296 153, 91 руб. Объектом закупки являлось оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности заказчика как владельца 41 транспортного средства в течение 1 года.

05 июля 2016 года была проведена процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в порядку, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с Протоколом от 05.07.2016 г. рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе для закупки № 0346200006116000007 на процедуру рассмотрения и оценки были представлены заявки на участие в открытом конкурсе от четырех страховых компаний:

1. АО «Согаз» - цена услуг 292 743 рубля 35 копеек;

2. ОАО «АльфаСтрахование» - цена услуг 292 743 рубля 35 копеек;

3. САО «ВСК» - цена услуг 290 832 рубля 90 копеек;

4. ЗАО «МАКС» - цена услуг 290 311 рублей 86 копеек.

Победителем открытого конкурса признан участник ЗАО «МАКС». Цена услуги в заявке ЗАО «МАКС» является наименьшей среди всех заявок претендентов на участие в открытом конкурсе и составляет - 290 311 рублей 86 копеек.

Согласно ч. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" целью настоящего Закона является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации.

Недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могли причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции").

В силу ст. 14.8 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.

В целях исполнения возложенных на антимонопольный орган статьёй 22 Федерального закона «О защите конкуренции» функций по осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами и на основании статьи 25 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в адрес ЗАО «МАКС» был направлен запрос информации об обоснованности цены контракта в 290 311 рублей 86 копеек.

Согласно документам, представленным ЗАО «МАКС» расчет цены по позиции 16 производился с применением следующей формулы:

Премия мax = 3*Тбаз*Кт = 3*2573*1,5 = 11 578,50 руб.

Однако, расчет страховой премии по ОСАГО на каждое транспортное средство заказчиком осуществлялся по с следующей формуле (для транспортных средств категории «В»):

Т = ТБ*КТ*КБМ*КО*КМ*КС*КН*КПр, где  КО=1,8, КС=1, КН=1.

При этом, Т – размер страховой премии;

ТБ – базовые страховые тарифы;

КТ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства;

КБМ - коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования;

КО - коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством;

КМ - коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средств, в частности мощности двигателя легкового автомобиля;

КС - коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства;

КПр - коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему;

КН – при наличии нарушений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», применяется коэффициент равный 1,5.

Таким образом, размер страховой премии по позиции 16, рассчитанной заказчиком, составил 14 989, 06 руб.

Кроме того, размер страховой премии по позиции 33 ЗАО «МАКС» был рассчитан с применением коэффициента КМБ = 0,65 и составил 6 321,86 руб., в то время как заказчиком, по позиции 33, был установлен коэффициент КМБ = 0,9.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее – «Закон об ОСАГО»).

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона об ОСАГО, регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

В силу ч. 2 ст. 8 Закона об ОСАГО, страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России.

Согласно ч. 1, п. «б» ч. 2 ст. 9 Закона об ОСАГО, страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со ст. 8 ФЗ «Об ОСАГО».

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:

а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица;

б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;

в) технических характеристик транспортных средств;

в.1) наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему;

г) сезонного использования транспортных средств;

д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

Страховые тарифы по ОСАГО, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии утверждены Указанием ЦБ РФ № 3384-У, согласно которому размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования, рассчитывается с применением соответствующих коэффициентов в зависимости от категории и назначения транспортного средства; от территории преимущественного использования транспортного средства; от количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, а также от их возраста и стажа; от срока страхования и от наличия страховых случаев, произошедших в период действия.

Согласно п. 2 Приложения 2 к Указанию ЦБ РФ № 3384-У, установлен коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (коэффициент КБМ).

В соответствии с ч. 1.8 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – Положение о правилах ОСАГО) при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в АИС РСА (автоматизированная система Российского союза автостраховщиков).

При выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в АИС РСА, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.11 настоящих Правил.

В соответствии с ч. 6 ст. 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя. Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.

Таким образом, рассматриваемые действия ЗАО «МАКС» по снижению цены контракта противоречат:

- ч. 6 ст. 9 Закона об ОСАГО -  установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя;

- ч. 1.8 Положения о правилах ОСАГО - страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений.

АО «Согаз» и ЗАО «МАКС» являются конкурентами на рынке оказания услуг ОСАГО Липецкой области.

Поскольку, страховщики – участники открытого конкурса состязались за право заключения контракта на оказание услуг ОСАГО, с целью получения дохода от страховой деятельности в объеме, предусмотренном контрактом, каждый из страховщиков в конкурентных условиях претендовал и имел равные шансы на получение данного дохода в размере как минимум 292 743, 35 руб. (страховая премия, рассчитанная без нарушений законодательства), следовательно, неполучение данного дохода добросовестными участниками конкурса рассматривается как упущенная выгода.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, действия ЗАО «МАКС» по необоснованному занижению суммы страховой премии, при расчете ценового предложения о цене контракта по ОСАГО, при участии в открытом конкурсе от 06.06.2016 г. № 0346200006116000007 направлены на получение необоснованных преимуществ в осуществлении страховой деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и способны причинить убытки конкурентам-страховщикам в форме упущенной выгоды (неполученного дохода от исполнения контракта), и следовательно, являются недобросовестной конкуренцией.

Следовательно, в действиях ЗАО «МАКС» содержатся признаки нарушения ст. 14.8 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со ст. 39.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. Предупреждение выдается лицам, в том числе, в случае выявления признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с вышеизложенным, Липецкое УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О  защите конкуренции»

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д А Е Т

 

Закрытое акционерное общество «Московская акционерная страховая компания» (115184 г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 50 ИНН 7709031643 ОГРН 1027739099629) о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем:

- издания распорядительного документа ЗАО «МАКС» о недопущении сотрудниками ЗАО «МАКС» действий по незаконному занижению коэффициентов страховых тарифов при расчете суммы страховых премий для транспортных средств при участии во всех видах торгов на оказание услуг по ОСАГО, проводимых на территории Липецкой области;

- доведения указанного распорядительного документа до сведения всех сотрудников, в должностные обязанности которых входит расчет и дальнейшая подача ценового предложения при участии во всех видах торгов на оказание услуг по ОСАГО, проводимых на территории Липецкой области;

- обеспечения контроля за исполнением указанного распорядительного документа,

в течение двадцати дней с момента получения предупреждения.

О выполнении предупреждения сообщить в Липецкое УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

     

   Примечание.

В соответствии с ч. 8 ст. 39.1 Федерального   закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны