Решение №048/06/105-998/2020 РЕШЕНИЕ от 15 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 048/06/105-998/2020

«15» октября 2020 года                                                                               г. Липецк

Резолютивная часть решения оглашена 15.10.2020.

Решение в полном объеме изготовлено 19.10.2020.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее – Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)

рассмотрев жалобу ООО «МД-КОНСАЛТИНГ» на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по благоустройству объекта: "Сквер у ОЦКНТ в районе ул. Космонавтов, 54а, 2 этап" в рамках реализации проекта формирования комфортной городской среды (реестровый номер <...> ) (далее- электронный аукцион),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Липецкого УФАС России поступила жалоба ООО «МД-КОНСАЛТИНГ» (далее – заявитель) на положения документации об электронном аукционе (заказчик - муниципальное учреждение «Управление главного смотрителя г. Липецка» (далее – заказчик)).

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru  в разделе «жалобы».

Заявитель, уведомленный надлежащим образом, о времени и месте рассмотрения жалобы, не направил своих представителей для участия в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы.

На заседании Комиссии велась аудиозапись.

В жалобе заявителя указано, что заказчиком ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки.

Представитель заказчика не согласен с жалобой, представил письменные возражения.   

Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителя заказчика, проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.

Документация об электронном аукционе и извещение размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Окончание срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 09.10.2020.

12.10.2020 аукционной комиссией заказчика рассмотрены первые части заявок участников электронного аукциона.

13.10.2020 оператором электронной площадки проведен электронный аукцион.

16.10.2020 аукционной комиссией заказчика подведены итоги электронного аукциона.

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе).

Требования к содержанию документации о проведении электронного аукциона установлены в ст. 64 Закона о контрактной системе.

В соответствие с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Из анализа данной нормы Закона о контрактной системе следует, что она не предусматривает обоснования значимости для заказчика каждой характеристики товара.

В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Таким образом, заказчику в рамках названного Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. А вышеуказанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Так, заявитель в своей жалобе указывает на неправомерное установление требований к фурнитуре поставляемого при выполнении закупаемых работ товара – «скамейка».

Как установлено Комиссией, техническое задание документации об электронном аукционе содержит требование по позиции «Скамейка»: фурнитура – мебельные болты. Размер: длина 2000мм х высота 790мм х ширина 570мм.

При этом, согласно пояснений представителя заказчика, установление вышеуказанных требования к товару по позиции «Скамейка», обусловлено потребностью заказчика в получении качественного товара.

Доказательств обратного заявителем не представлено.

Вместе с тем, следует отметить, статьей 105 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

          При этом, в силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

          Таким образом, из смысла вышеприведенной нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

При этом, положения Закона о контрактной системе не запрещают заявителю представить документы и сведения, подтверждающие доводы жалобы, непосредственно на заседании Комиссии антимонопольного органа.

Однако, заявителем на заседании Комиссии Липецкого УФАС России не представлено доказательств, подтверждающих факт того, что вышеуказанные требования к товару (Скамейка), установленные заказчиком в техническом задании аукционной документации, противоречат требованиям Закона о контрактной системе, являются невыполнимыми, ограничивают права и законные интересы заявителя на участие в данной закупке.

 Более того, необходимо отметить, Арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 28.07.2015 NФ01-2642/2015 по делу N А38-5844/2014 указал, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.

По доводу жалобы заявителя о неправомерном установлении конкретных показателей товаров, Комиссия Липецкого УФАС России считает необходимым отметить следующее.

В приложении № 6 к техническому заданию, являющимся приложением к контракту, заказчиком установлены требования к товарам:

1) Скамейка: Опоры металлические с декоративными элементами, покрыты полимерной краской. Основа сиденья и спинки - деревянный брус 60х40 мм (сосна 1 сорт), антисептическая и огнебиозащитная пропитка для защиты древесины с тонировкой в 2 слоя, окраска акриловым лаком в 3 слоя. Цвет по согласованию с Заказчиком. Фурнитура - мебельные болты. Размер: длина 2000 мм х высота 790 мм х ширина 570 мм.;

2) Урна: Урна 4-гранная из стали толщиной 2,0 мм, опрокидывающаяся, с декоративными элементами. Окраска грунт - эмалью для металла 3 в 1. Цвет коричневый. Размер: высота 600 мм х ширина 300 мм х глубина 300 мм.

Ст. 33 Закона о контрактной системе закрепляет правила описания объекта закупки.

При этом, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

        Между тем, ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе допускает согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона.

Приведенные заказчиком требования к поставляемым при выполнении работ товарам указывают на то, что заказчик установил требования к данным техническим характеристикам закупаемых товаров, не подлежащие изменению по результатам проведения электронного аукциона

Следовательно, описание объекта закупки произведено заказчиком с учетом требований Закона о контрактной системе.

 

По доводу жалобы заявителя о неправомерном невключении в смету на выполнение работ, являющихся предметом рассматриваемой закупки, товаров: урна и скамейка, а также об установлении заказчиком ненадлежащего срока выпуска товара, Комиссия Липецкого УФАС России считает необходимым отметить следующее.

        Техническим заданием аукционной документации, помимо выполнения работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки, предусмотрена поставка товаров: урна и скамейка. Также установлено, что поставка данных товаров заказчиком отдельно учтена в обосновании начальной (максимальной) цены контракта.

При этом, как пояснил представитель заказчика, приемка и оплата данных товаров будет осуществлена заказчиком отдельно от приемки и оплаты за выполненные по контракту работы. В связи с чем, данные товары не были включены заказчиком в общую смету на выполнение работ, являющихся предметом рассматриваемой закупки. Более того, установление требований к сроку выпуска товара- не ранее 2021 года обусловлено тем обстоятельством, что закупка осуществляется в текущем году, а бюджет и сроки поставки товара – в 2021 году.

Вместе с тем, заявитель на заседание Комиссии Липецкого УФАС России не явился, доказательств, подтверждающих доводы своей жалобы, не представил, как и не представил доказательств, что вышеуказанные обстоятельства противоречат требованиям Закона о контрактной системе, являются невыполнимыми, ограничивают права и законные интересы заявителя на участие в данной закупке.

На основании вышеизложенного, жалоба заявителя признается необоснованной.

Однако, при проведении внеплановой проверки в действиях заказчика установлены нарушения ст. 64 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.

1. Частью 4 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Требования к содержанию проекта контракта установлены в том числе в ст. 34 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия: о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

Как было установлено при рассмотрении жалобы, заказчиком установлены требования к товарам, поставляемым заказчику при выполнении работ.

Вместе с тем, проект контракта не содержит обязательных условий о  порядке и сроках оплаты товара, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара.

Таким образом, заказчиком допущено нарушение ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.

2. В силу ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

В пункте 1.18 документации установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:

1) согласие участника электронного аукциона на выполнение работ (оказание услуг) на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

a) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе. (см. Приложения № 1 №2  к разделу 1 «Информационная карта аукциона в электронной форме»).

Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Как было установлено, требования к поставляемым при выполнении работ товарам установлены в виде значений показателей, которые не могут меняться.

При таких обстоятельствах, требования к описанию объекта закупки установлены заказчиком без учета положений ст.33 Закона о контрактной системе, что является нарушением п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. В пункте 1.18 документации установлено, что вторая часть заявки, в числе прочего, должна содержать декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами части 1, 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ (см. Приложение № 4 к разделу 1 «Информационная карта аукциона в электронной форме»).

Вместе с тем, часть 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, устанавливающая исчерпывающий перечень документов и сведений, содержащихся в составе второй части заявки,  определяет, что вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Таким образом, поскольку законом не предусмотрено требование к составу второй части заявки в части декларирования соответствия участников требованиям, установленным пунктами 10-11 ч. 1, ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, заказчиком установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки не предусмотренных ст. 66 Закона о контрактной системе сведений, что нарушает требования ч. 1 ст. 64 данного закона.

Вместе с тем, допущенное заказчиком нарушение закона не повлияло на результат закупки, поскольку согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона заявки всех участников признаны соответствующими требованиям документации.

4. В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

         А согласно ч.3 ст.33 Закона о контрактной системы, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

       Проанализировав техническое задание, а также приложение №1 к нему (ведомость дефектов), Комиссией Липецкого УФАС России выявлено, что заказчиком установлены следующие требования к выполняемым работам: «распределение асфальтобетонных смесей осуществлять асфальтоукладчиками, оборудованными автоматической системой обеспечения заданных высотных отметок и уклона», «Срезка поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий с применением импортных фрез при ширине фрезерования до 2200 мм», «Перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т.» которые не соответствуют ч.3 ст.33 Закона о контрактной системы и нарушают п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

        Вместе с тем, установлено, что допущенное заказчиком нарушение закона не повлияло на результат закупки.

При рассмотрении вопроса о выдаче предписания Комиссией установлено, что предписание об устранении нарушения выдано по итогам рассмотрения жалобы ООО «Контракт» на положения документации об электронном аукционе (предписание от 15.10.2020 по делу №048/06/105-990/2020).

Руководствуясь ст.99, ст.105, ст.106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14), Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «МД-КОНСАЛТИНГ» на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по благоустройству объекта: "Сквер у ОЦКНТ в районе ул. Космонавтов, 54а, 2 этап" в рамках реализации проекта формирования комфортной городской среды (реестровый номер <...> ) необоснованной.

2. В действиях заказчика установлены нарушения ч. 1, ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать, поскольку оно выдано по итогам рассмотрения жалобы ООО «Контракт» на положения документации об электронном аукционе (предписание от 15.10.2020 по делу №048/06/105-990/2020).

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны