Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении МУП "Липецкая стан... от 29 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 55

 

 

27 апреля 2015 года                                                                                      г. Липецк

 

            Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2015 года.

            Решение в полном объеме изготовлено  27 апреля 2015 года.

 

 

            Комиссия Липецкого управления Федеральной антимонопольной службы России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного   законодательства   в составе:

председателя Комиссии Л.А. Черкашиной — вр.и.о. руководителя управления;

членов Комиссии:

Т.С. Рябковой — заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

Т.Н. Ролдугиной —начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

в присутствии представителя ответчика - муниципального унитарного предприятия  "Липецкая станция аэрации" – <…>, 

рассмотрев дело № 55 по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием  "Липецкая станция аэрации"   (далее-ответчик)  ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),  

 

УСТАНОВИЛА: 

 

Приказом  Липецкого УФАС России  от 13.04.2015 № 114 возбуждено дело  № 55 по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием  "Липецкая станция аэрации"  (398006, Липецкая область, город Липецк, улица Краснозаводская, дом 2 е)  ч. 1 ст. 17  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении конкуренции при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту внутриплощадочных сетей теплотрассы  (реестровый номер <...> ) путем установления требований к участникам о наличии  сварщиков и специалистов сварочного производства,  аттестованных по системе НАКС; и о наличии опыта выполнения аналогичных работ (не менее 5 лет).

Определением от 14.04.2015  назначено время и место рассмотрения дела.

На заседании Комиссии велась аудиозапись.

 

При рассмотрении дела представитель ответчика пояснил, что требование к участникам о наличии опыта не менее пяти лет было установлено исходя из значимости объекта и проведения качественных работ. Ответчик посчитал возможным установить требование об аттестации сварщиков по системе НАКС в связи с тем, что она является составной частью САСв – комплекс требований, определяющих правила и процедуру аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства, занятых на работах по изготовлению, реконструкции, монтажу и ремонту оборудования и объектов, надзор за которыми осуществляет Ростехнадзор России.

 

Рассмотрев представленные документы и заслушав представителя ответчика, Комиссия установила следующее:

31.03.2015 на официальном сайте закупок  http://zakupki.gov.ru  размещено извещение и документация о проведении запроса предложений  на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту внутриплощадочных сетей теплотрассы  (реестровый номер <...> ) (далее- запрос предложений).

            Данная закупка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и  Положением о закупках товаров, работ, услуг МУП «ЛиСА, утвержденным приказом директора МУП «ЛиСА» от 01.04.2014 № 135 (далее-Положение о закупках).

Предметом запроса предложений является выполнение работ по капитальному ремонту внутриплощадочных сетей теплотрассы.

Разделом 2 документации установлены требования к участникам запроса предложений.

Пунктом 1.2 данного раздела установлено, что участник запроса предложений должен соответствовать обязательным требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом запроса предложений, в том числе:

- не проведение ликвидации участника закупки (для юридических лиц) и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки банкротом;

- не являться организацией, на имущество которой наложен арест по решению суда, и (или) экономическая деятельность приостановлена на день подачи заявки на участие в запросе предложений;

- обладание необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске, если данные требования установлены в соответствии с действующим законодательством РФ;

- отсутствие у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный  год;

- отсутствие сведений об участниках закупке в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ст. 5 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ст. 19 Федерального закона от 21 июля 2005 г. №  94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

-  обладать достаточной финансовой состоятельностью.

Вместе с тем, пункт 1.3 раздела 2 предъявляет требование о том, что участник запроса предложений должен соответствовать следующим квалификационным требованиям:

- иметь квалифицированный персонал, аттестованный  по промышленной  безопасности, электробезопасности  и охране труда; сварщиков и специалистов сварочного производства, аттестованных по системе НАКС;

-  обладать производственными мощностями необходимыми для выполнения работ по запросу предложений;

- иметь опыт выполнения аналогичных  работ (не менее 5 лет);

- иметь свидетельство о допуске на виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (свидетельство СРО).

Исходя из смысла данных требований документации  следует, что участниками запроса предложений в обязательном порядке должны быть лица, которые имеют сварщиков и специалистов сварочного производства, аттестованных по системе НАКС и опыт выполнения аналогичных  работ (не менее 5 лет).

Комиссией установлено, что НАКС – саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство Национальное Агентство Контроля Сварки, система НАКС  является системой добровольной сертификации.

Вместе с тем, были установлены и другие системы добровольной сертификации, например, Евразийское Сварочное Сертификационное Сообщество, ООО Сертификационный центр «Сварка» - сертификация сварочного производства.

При рассмотрении дела ответчиком не была приведена норма действующего законодательства, устанавливающая  обязанность выполнения сварных работ  исключительно сварщиками, аттестованных по системе НАКС.

Более того, в документации отсутствует критерий оценки наличия у участников  опыта выполнения аналогичных  работ (не менее 5 лет), что может привести к необоснованному допуску к участию в закупке.

Вместе с тем, в Российской Федерации в  силу части 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, что позволяет быть потенциальным участниками запроса предложений  хозяйствующим субъектам независимо от наличия опыта выполнения аналогичных работ, который должен быть не менее пяти лет и от наличия специалистов, аттестованных по определенной системе.

Также в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно ст. 1 Закона о закупках   целями данного Закона являются расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Статей 3 данного Закона установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу ч. 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС считает, что установление требований к участникам запроса предложений  о наличии опыта выполнения аналогичных работ, который должен быть не менее пяти лет и о наличии специалистов, аттестованных по определенной системе, может привести к ограничению конкуренции при проведении запроса предложений.

Таким образом, ответчиком при установлении вышеуказанных требований к участникам запроса предложений, допущено нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Комиссией установлено, что 08.04.2015 по итогам проведения запроса предложений заключен договор.

 

При рассмотрении дела представитель ответчика указал, что Положением о закупках установлена возможность предъявления иных  требований к участникам закупок.

В связи с указанным обстоятельством, Комиссией Липецкого УФАС рассмотрены требования Положения о закупках, в соответствии с которым ответчик утвердил документацию о запросе предложений и установил требования к участникам закупок.

Разделом 3 Положения о закупках установлены требования к участникам закупок.

Пунктом 3.2.2 Положения установлено, что при проведении закупки товаров, работ, услуг Заказчик вправе установить квалификационные требования к участникам закупки в соответствии со спецификацией закупаемых товаров, работ, услуг (требования должны быть выражены в измеримых единицах), а именно:

1) наличие необходимого квалификационного минимума, устанавливаемого Заказчиком в соответствии с документацией о проведении закупки, включая наличие квалифицированного персонала, производственных мощностей, технологий, финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора,

2) положительная деловая репутация, наличие опыта выполнения в области поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом закупки,

3) наличие объектов интеллектуальной собственности (патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы) у участника  закупки, исключительными правами на которые обладает участник закупки в области, являющейся предметом работ, услуг,

4) иные требования, обусловленные предметом закупки и установленные в документации о закупке.

 

            Как было указано Комиссией, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений.

Наличие в Положении о закупках открытого перечня требований к участникам («иные требования, обусловленные предметом закупки и установленные в документации о закупке») не обеспечивают  информационную открытость закупки, могут привести к дискриминации и необоснованным ограничениям участников.

Вместе с тем, в силу пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Таким образом, требования к участникам должны быть четко установлены в Положении о закупках  и не допускать  их произвольного установления в закупочных документациях по усмотрению заказчика.

В силу ст. 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Таким образом, возможность установления в документациях о закупках  иных требований  к участникам процедур закупки, может привести к ограничению конкуренции при проведении закупок, что является нарушением  ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Оснований для прекращения дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции, не установлено.

   При принятии решения о выдаче предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, Комиссия принимает во внимание, что по итогам проведения закупки заключен договор, а требования Положения о закупках противоречат ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции. 

 

            На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41  Федерального  закона   от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях муниципального унитарного предприятия  "Липецкая станция аэрации"  <...>  нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции», выразившееся в ограничении конкуренции при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту внутриплощадочных сетей теплотрассы  (реестровый номер <...> ) путем установления требований к участникам о наличии  сварщиков и специалистов сварочного производства,  аттестованных по системе НАКС; и о наличии опыта выполнения аналогичных работ (не менее 5 лет), а также путем установления требования, указанного в подпункте 4 пункта 3.2.2 раздела 3 Положения о закупках.

            2. Выдать предписание муниципальному унитарному предприятию  "Липецкая станция аэрации" о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

 

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

а

>�'e �P ��B o-bidi-font-family:"Courier New";color:black'> действиях открытого акционерного общества «63 арсенал»  <…> нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении конкуренции при проведении запроса ценовых котировок на проведение работ по текущему ремонту объектов спецпроизводства ОАО «63 арсенал»  (реестровый номер  31502115286) путем  установления требований к участникам о регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя не позднее, чем за один год до даты размещения извещения о закупке на официальном сайте закупок,  а также путем установления требований, указанных в подпунктах 3.11 и 3.12 пункта 3 статьи 13 Положения о закупках.

 

            2. Выдать предписание открытому акционерному обществу «63 арсенал»   о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

 

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

  

ПРЕДПИСАНИЕ

 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 55

 

 

27 апреля 2015 года                                                                                   г. Липецк

  

 

            Комиссия Липецкого Управления Федеральной антимонопольной службы России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного   законодательства   в составе:

председателя Комиссии Л.А. Черкашиной — вр.и.о. руководителя управления;

членов Комиссии:

Т.С. Рябковой — заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

Т.Н. Ролдугиной —начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 27.04.2015 по делу № 55 о нарушении муниципальным унитарным предприятием  "Липецкая станция аэрации" ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Муниципальному унитарному предприятию "Липецкая станция аэрации" прекратить действия, которые могут привести к ограничению конкуренции при осуществлении закупок, проводимых в соответствии с  Положением о закупках товаров, работ, услуг МУП «ЛиСА, утвержденным приказом директора МУП «ЛиСА» от 01.04.2014 № 135.

2. С целью устранения нарушений антимонопольного законодательства муниципальному унитарному предприятию "Липецкая станция аэрации" в срок до 15.06.2015  необходимо внести изменения в подпункт 4 пункта 3.2.2 раздела 3 Положения о закупках товаров, работ, услуг МУП «ЛиСА, утвержденным приказом директора МУП «ЛиСА» от 01.04.2014 № 135 в части приведения его в соответствие с положениями  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" с учетом решения Комиссии Липецкого УФАС России от 27.04.2015 по делу № 55.

3. В трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания уведомить об этом антимонопольный орган (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).

            Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

            Примечание: Невыполнение предписания антимонопольного органа влечет наложение административного штрафа в соответствии с КоАП РФ.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны