Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении МУП "Липецкая стан... от 29 апреля 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ № 55
27 апреля 2015 года г. Липецк
Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27 апреля 2015 года.
Комиссия Липецкого управления Федеральной антимонопольной службы России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии Л.А. Черкашиной — вр.и.о. руководителя управления;
членов Комиссии:
Т.С. Рябковой — заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Т.Н. Ролдугиной —начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии представителя ответчика - муниципального унитарного предприятия "Липецкая станция аэрации" – <…>,
рассмотрев дело № 55 по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием "Липецкая станция аэрации" (далее-ответчик) ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Приказом Липецкого УФАС России от 13.04.2015 № 114 возбуждено дело № 55 по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием "Липецкая станция аэрации" (398006, Липецкая область, город Липецк, улица Краснозаводская, дом 2 е) ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении конкуренции при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту внутриплощадочных сетей теплотрассы (реестровый номер <...> ) путем установления требований к участникам о наличии сварщиков и специалистов сварочного производства, аттестованных по системе НАКС; и о наличии опыта выполнения аналогичных работ (не менее 5 лет).
Определением от 14.04.2015 назначено время и место рассмотрения дела.
На заседании Комиссии велась аудиозапись.
При рассмотрении дела представитель ответчика пояснил, что требование к участникам о наличии опыта не менее пяти лет было установлено исходя из значимости объекта и проведения качественных работ. Ответчик посчитал возможным установить требование об аттестации сварщиков по системе НАКС в связи с тем, что она является составной частью САСв – комплекс требований, определяющих правила и процедуру аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства, занятых на работах по изготовлению, реконструкции, монтажу и ремонту оборудования и объектов, надзор за которыми осуществляет Ростехнадзор России.
Рассмотрев представленные документы и заслушав представителя ответчика, Комиссия установила следующее:
31.03.2015 на официальном сайте закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение и документация о проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту внутриплощадочных сетей теплотрассы (реестровый номер <...> ) (далее- запрос предложений).
Данная закупка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и Положением о закупках товаров, работ, услуг МУП «ЛиСА, утвержденным приказом директора МУП «ЛиСА» от 01.04.2014 № 135 (далее-Положение о закупках).
Предметом запроса предложений является выполнение работ по капитальному ремонту внутриплощадочных сетей теплотрассы.
Разделом 2 документации установлены требования к участникам запроса предложений.
Пунктом 1.2 данного раздела установлено, что участник запроса предложений должен соответствовать обязательным требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом запроса предложений, в том числе:
- не проведение ликвидации участника закупки (для юридических лиц) и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки банкротом;
- не являться организацией, на имущество которой наложен арест по решению суда, и (или) экономическая деятельность приостановлена на день подачи заявки на участие в запросе предложений;
- обладание необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске, если данные требования установлены в соответствии с действующим законодательством РФ;
- отсутствие у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год;
- отсутствие сведений об участниках закупке в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ст. 5 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ст. 19 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
- обладать достаточной финансовой состоятельностью.
Вместе с тем, пункт 1.3 раздела 2 предъявляет требование о том, что участник запроса предложений должен соответствовать следующим квалификационным требованиям:
- иметь квалифицированный персонал, аттестованный по промышленной безопасности, электробезопасности и охране труда; сварщиков и специалистов сварочного производства, аттестованных по системе НАКС;
- обладать производственными мощностями необходимыми для выполнения работ по запросу предложений;
- иметь опыт выполнения аналогичных работ (не менее 5 лет);
- иметь свидетельство о допуске на виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (свидетельство СРО).
Исходя из смысла данных требований документации следует, что участниками запроса предложений в обязательном порядке должны быть лица, которые имеют сварщиков и специалистов сварочного производства, аттестованных по системе НАКС и опыт выполнения аналогичных работ (не менее 5 лет).
Комиссией установлено, что НАКС – саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство Национальное Агентство Контроля Сварки, система НАКС является системой добровольной сертификации.
Вместе с тем, были установлены и другие системы добровольной сертификации, например, Евразийское Сварочное Сертификационное Сообщество, ООО Сертификационный центр «Сварка» - сертификация сварочного производства.
При рассмотрении дела ответчиком не была приведена норма действующего законодательства, устанавливающая обязанность выполнения сварных работ исключительно сварщиками, аттестованных по системе НАКС.
Более того, в документации отсутствует критерий оценки наличия у участников опыта выполнения аналогичных работ (не менее 5 лет), что может привести к необоснованному допуску к участию в закупке.
Вместе с тем, в Российской Федерации в силу части 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, что позволяет быть потенциальным участниками запроса предложений хозяйствующим субъектам независимо от наличия опыта выполнения аналогичных работ, который должен быть не менее пяти лет и от наличия специалистов, аттестованных по определенной системе.
Также в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно ст. 1 Закона о закупках целями данного Закона являются расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Статей 3 данного Закона установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В силу ч. 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС считает, что установление требований к участникам запроса предложений о наличии опыта выполнения аналогичных работ, который должен быть не менее пяти лет и о наличии специалистов, аттестованных по определенной системе, может привести к ограничению конкуренции при проведении запроса предложений.
Таким образом, ответчиком при установлении вышеуказанных требований к участникам запроса предложений, допущено нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссией установлено, что 08.04.2015 по итогам проведения запроса предложений заключен договор.
При рассмотрении дела представитель ответчика указал, что Положением о закупках установлена возможность предъявления иных требований к участникам закупок.
В связи с указанным обстоятельством, Комиссией Липецкого УФАС рассмотрены требования Положения о закупках, в соответствии с которым ответчик утвердил документацию о запросе предложений и установил требования к участникам закупок.
Разделом 3 Положения о закупках установлены требования к участникам закупок.
Пунктом 3.2.2 Положения установлено, что при проведении закупки товаров, работ, услуг Заказчик вправе установить квалификационные требования к участникам закупки в соответствии со спецификацией закупаемых товаров, работ, услуг (требования должны быть выражены в измеримых единицах), а именно:
1) наличие необходимого квалификационного минимума, устанавливаемого Заказчиком в соответствии с документацией о проведении закупки, включая наличие квалифицированного персонала, производственных мощностей, технологий, финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора,
2) положительная деловая репутация, наличие опыта выполнения в области поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом закупки,
3) наличие объектов интеллектуальной собственности (патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы) у участника закупки, исключительными правами на которые обладает участник закупки в области, являющейся предметом работ, услуг,
4) иные требования, обусловленные предметом закупки и установленные в документации о закупке.
Как было указано Комиссией, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений.
Наличие в Положении о закупках открытого перечня требований к участникам («иные требования, обусловленные предметом закупки и установленные в документации о закупке») не обеспечивают информационную открытость закупки, могут привести к дискриминации и необоснованным ограничениям участников.
Вместе с тем, в силу пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Таким образом, требования к участникам должны быть четко установлены в Положении о закупках и не допускать их произвольного установления в закупочных документациях по усмотрению заказчика.
В силу ст. 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Таким образом, возможность установления в документациях о закупках иных требований к участникам процедур закупки, может привести к ограничению конкуренции при проведении закупок, что является нарушением ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Оснований для прекращения дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции, не установлено.
При принятии решения о выдаче предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, Комиссия принимает во внимание, что по итогам проведения закупки заключен договор, а требования Положения о закупках противоречат ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях муниципального унитарного предприятия "Липецкая станция аэрации" <...> нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ограничении конкуренции при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту внутриплощадочных сетей теплотрассы (реестровый номер <...> ) путем установления требований к участникам о наличии сварщиков и специалистов сварочного производства, аттестованных по системе НАКС; и о наличии опыта выполнения аналогичных работ (не менее 5 лет), а также путем установления требования, указанного в подпункте 4 пункта 3.2.2 раздела 3 Положения о закупках.
2. Выдать предписание муниципальному унитарному предприятию "Липецкая станция аэрации" о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
а
>�'e �P��Bo-bidi-font-family:"Courier New";color:black'> действиях открытого акционерного общества «63 арсенал» <…> нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении конкуренции при проведении запроса ценовых котировок на проведение работ по текущему ремонту объектов спецпроизводства ОАО «63 арсенал» (реестровый номер 31502115286) путем установления требований к участникам о регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя не позднее, чем за один год до даты размещения извещения о закупке на официальном сайте закупок, а также путем установления требований, указанных в подпунктах 3.11 и 3.12 пункта 3 статьи 13 Положения о закупках.
2. Выдать предписание открытому акционерному обществу «63 арсенал» о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 55
27 апреля 2015 года г. Липецк
Комиссия Липецкого Управления Федеральной антимонопольной службы России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии Л.А. Черкашиной — вр.и.о. руководителя управления;
членов Комиссии:
Т.С. Рябковой — заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Т.Н. Ролдугиной —начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 27.04.2015 по делу № 55 о нарушении муниципальным унитарным предприятием "Липецкая станция аэрации" ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Муниципальному унитарному предприятию "Липецкая станция аэрации" прекратить действия, которые могут привести к ограничению конкуренции при осуществлении закупок, проводимых в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг МУП «ЛиСА, утвержденным приказом директора МУП «ЛиСА» от 01.04.2014 № 135.
2. С целью устранения нарушений антимонопольного законодательства муниципальному унитарному предприятию "Липецкая станция аэрации" в срок до 15.06.2015 необходимо внести изменения в подпункт 4 пункта 3.2.2 раздела 3 Положения о закупках товаров, работ, услуг МУП «ЛиСА, утвержденным приказом директора МУП «ЛиСА» от 01.04.2014 № 135 в части приведения его в соответствие с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" с учетом решения Комиссии Липецкого УФАС России от 27.04.2015 по делу № 55.
3. В трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания уведомить об этом антимонопольный орган (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Примечание: Невыполнение предписания антимонопольного органа влечет наложение административного штрафа в соответствии с КоАП РФ.