Решение №Решение №РНП-48-334м/20 Решение №РНП-48-334м/20 от 29 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение №РНП-48-334м/20

по результатам проверки

29 декабря 2020 года                                                                               г. Липецк

 

  На основании ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 №1062, Комиссией  Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее – Комиссия, Комиссия Липецкого УФАС России)

  проведена проверка информации, поступившей от заказчика- администрации Добринского муниципального района Липецкой области об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по устройству тротуара по ул.Октябрьская в п.Добринка (реестровый номер 3480400299020000023), заключенного с ООО «ДСУ-1» по итогам проведения электронного аукциона (реестровый номер 0146300022020000023), на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность данного общества.

ООО «ДСУ-1» и администрации Добринского муниципального района Липецкой области направлены уведомления о месте и времени проведения проверки.

Проверка начата 24.12.2020, окончена 29.12.2020.

  Настоящая проверка была назначена на 28.12.2020 в 14.20. Однако, с целью получения от сторон дополнительных документов, проведение проверки было отложено на 29.12.2020 в 15.00.

Место проведения проверки: г. Липецк, пл. Плеханова, д. 1.

  В Липецкое УФАС России 23.12.2020, в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от администрации Добринского муниципального района Липецкой области (далее по тексту– заказчик) поступили сведения, предусмотренные частью 3 указанной статьи, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, заключенного с ООО «ДСУ-1» (далее по тексту также – общество, подрядчик).    

Как следует из представленных заказчиком документов и информации, 03.08.2020 между заказчиком и ООО «ДСУ-1» заключен муниципальный контракт №23 на выполнение работ по устройству тротуара по ул.Октябрьская в п.Добринка (реестровый номер 3480400299020000023). Согласно данному контракту, сроки выполнения работ: с момента подписания контракта до 07 сентября 2020 г. Однако, работы, предусмотренные контрактом, подрядчиком не были выполнены надлежащим образом, в полном объеме и в установленные контрактом сроки. В связи с чем, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Указанное решение вступило в законную силу и в соответствии с Законом о контрактной системе сведения об ООО «ДСУ-1» подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Руководствуясь п.11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1062, в результате проведения проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика, Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок РФ www.zakupki.gov.ru размещены извещение и документация об электронном аукционе на выполнение работ по устройству тротуара по ул.Октябрьская в п.Добринка (реестровый номер 0146300022020000023).

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 21.07.2020 №0146300022020000023-3, победителем электронного аукциона признано ООО «ДСУ-1», предложившее наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в электронном аукционе которого соответствует требованиям документации об электронном аукционе.

         В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

    Согласно п.8 ст.3 Закона о контрактной системе, государственный контракт, муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

А п.1 ст.702 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (п.2 ст.702 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно п.1 ст.763 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

        А согласно п.1 ст.432 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.   

        Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Как установлено, 03.08.2020 между заказчиком и ООО «ДСУ-1» заключен муниципальный контракт №23 на выполнение работ по устройству тротуара по ул.Октябрьская в п.Добринка (реестровый номер 3480400299020000023) (далее – контракт).

По условиям контракта, заказчик поручает, а подрядчик обязуется выполнить в соответствии с условиями настоящего контракта работы «Устройство тротуара по ул. Октябрьская в п. Добринка». Локальные сметные расчеты (приложение № 1 к контракту) являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта, обеспечив выполнение работ в установленные контрактом сроки. Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их на условиях настоящего контракта. (п.1.1 контракта).

Пунктом 2.10 контракта определены сроки выполнения работ: с момента подписания контракта до 07 сентября 2020 г.

При этом, в силу п.5.1 контракта, заказчик обязался:

- Осуществлять контроль над своевременностью и качеством выполнения всех работ.

- Давать письменные разъяснения Подрядчику, связанные с выполнением работ по его письменному запросу.

- Принять и оплатить выполненные Подрядчиком работы в порядке, предусмотренном Контрактом.

- Для проверки соответствия качества выполненных Подрядчиком работ требованиям установленным настоящим Контрактом, Заказчик привлекает независимых экспертов, выбор которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

         А согласно п.5.2. контракта, заказчик имеет право:

- В любое время проверять ход и качество работы, выполняемой Подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.

- Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.

- Запрашивать информацию о ходе и состоянии исполнения обязательств. Требовать от Подрядчика представления надлежащим образом оформленной исполнительной документации и материалов, подтверждающих исполнение обязательств в соответствии с условиями Контракта.

- В целях осуществления контроля за исполнением Подрядчиком условий Контракта Заказчик в присутствии представителя Подрядчика осуществляет периодические проверки на предмет соответствия видов, качества, объемов, сроков, периодичности выполняемых работ и используемых при производстве работ материалов, требованиям настоящего Контракта, нормативной и технической документации.

- При обнаружении некачественно выполненных Подрядчиком работ требовать безвозмездного устранения недостатков, возникших по вине Подрядчика.

- Отказать в приемке некачественно выполненных Подрядчиком работ.

- В случае выявления срыва сроков проведения работ, их низкого качества, отклонений от требований СНиП, регламента производства работ, технического задания, составлять Акты с указанием мер и сроков по устранению выявленных нарушений за счет Подрядчика.

       Кроме того, согласно п. 6.1. контракта подрядчик обязался:

- Своевременно и надлежащим образом выполнить все работы, предусмотренные настоящим Контрактом, в полном объеме в соответствии с Локально сметными расчетами (приложение №1 к контракту) и требованиями СНиП, ГОСТ.

- Обеспечить выполнение работ всеми необходимыми материалами, соответствующими требованиям ГОСТ с предоставлением Заказчику сертификатов и паспортов соответствующих работ.

        А в соответствии с п.6.2. контракта подрядчик имеет право:

- Завершить досрочно выполнение работ по «Устройству тротуара по ул Октябрьская в п. Добринка» по согласованию с Заказчиком.

- Запрашивать письменные указания и разъяснения у Заказчика по любому вопросу, связанному с производством работ по Контракту.

Однако, как следует из представленных заказчиком документов и сведений, подрядчик не приступил к выполнению работ по контракту в установленный им начальный срок – с 03.08.2020.

Кроме того, установлено, что по состоянию на 02.11.2020 работы, предусмотренные контрактом, поставщиком также выполнены не были.

В связи с чем, 05.11.2020 заказчиком по почтовому адресу подрядчика направлена претензия, в которой он потребовал в течение 14 дней с даты получения претензии выполнить работы, предусмотренные контрактом.

        При этом, как установлено, по состоянию на 27.11.2020, заказчиком в ходе проверки, были выявлены следующие факты неисполнения подрядчиком обязательств по контракту:

-не уплотнено основание из щебня фр.40-70 мм;

-не выполнено устройство расклинцовочного слоя из щебня 10-20 в полном объеме;

-не выполнено устройство асфальтобетонного покрытия тротуара 4 см;

-отсутствует розлив вяжущих материалов;

-не выполнен ремонт дорожного покрытия у тротуара.

В тоже время, необходимо отметить, что согласно п.7.1.-7.5 контракта, приемка выполненных работ производится Заказчиком с предоставлением Подрядчиком акта  выполненных работ формы № КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3 (в 3-х экземплярах);  исполнительную документацию:

 - журнал производства работ;

- технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество сырья, материалов и иных товаров; сертификаты соответствия и/или декларации о соответствии на сырье, материалы и иные товары, для которых предусмотрена обязательная сертификация и/или подтверждение соответствия которых осуществляется в форме принятия декларации о соответствии;

Приемка выполненных работ осуществляется комиссией, создаваемой Заказчиком. Приемочная комиссия не более чем в течение 20 рабочих дней проводит независимую экспертизу выполненных работ и при положительных результатах рассмотрения, заказчик подписывает акт приемочной комиссии, который и будет считаться документом о приемке выполненных работ. В случае привлечения Заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приеме результатов приемочная комиссия учитывает отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

В случае если Заказчиком установлено некачественное выполнение работ, или объем выполненных работ не соответствует настоящему контракту и приложений к нему, Подрядчик в течение 20 дней обязан исправить выявленные нарушения, а так же представить повторную экспертизу, подтверждающую соответствие выполненных работ условиям муниципального контракта. Заказчик в течение 3 рабочих дней с даты предоставления повторной экспертизы подписывает акт приемочной комиссии, который и будет считаться документом о приемке выполненных работ.

Заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от условий Контракта или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты Подрядчиком, обязан известить об этом Подрядчика в 3-х дневный срок после их обнаружения. Если Акты выполненных работ составлены с нарушениями, Подрядчик обязан устранить недостатки, неточности, некорректность оформления и предоставить Заказчику новые Акты выполненных работ для подписания. Работы, выполненные с изменением или отклонением, не оформленные в установленном порядке, оплате не подлежат.    

         Как установлено, 04.12.2020 была проведена экспертиза выполненных работ, предусмотренных контрактом, привлеченной заказчиком экспертной организацией – ООО «Эксперт-центр».

        Согласно экспертному заключению по результатам экспертизы выполненных работ на объекте: «Устройство тротуара по ул.Октябрьская в п.Добринка», часть выполненных работ не соответствует требованиям проекта, СП.78.13330.2012 СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». Так, в частности, экспертное заключение содержит следующие выводы:

-качество выполненных работ по устройству щебеночного основания тротуара по ул.Октябрьская в п.Добринка не соответствует требованиям СП.34.13330.2012 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» СП.78.13330.2012 СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». Объемы устроенного песчаного основания не соответствуют требованиям проекта. Объемы устроенного щебеночного основания не соответствуют требованиям проекта. Объемы смонтированного бортового камня не соответствуют требованиям проекта.

        Таким образом, факт ненадлежащего качества выполненной обществом работы (ее результатов) был установлен ООО «Эксперт-центр» при проведении экспертизы, а также заказчиком при проверке выполненных обществом работ.

         В связи с указанными обстоятельствами, заказчиком 08.12.2020 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно п.11.1 контракта, настоящий контракт, может быть расторгнут по соглашению сторон, в одностороннем порядке или по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации, в соответствии с ст. 95 № 44-ФЗ.

       Таким образом, контрактом предусмотрена возможность расторжения контракта в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

        В силу ч.2 ст.715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

       А согласно ч.3 вышеуказанной нормы ГК РФ, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в случае одностороннего отказа от исполнения контракта, заказчик обязан соблюсти последовательность и сроки совершения действий, предусмотренных частями 12, 13 ст.95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

        Следовательно, заказчиком подлежат совершению два обязательных действия: размещение решения об отказе от исполнения контракта в единой информационной системе; направление такого решения в адрес подрядчика любым возможным способом, позволяющим зафиксировать его отправку и получение адресатом.

       При этом, по смыслу статьи 95 Закона о контрактной системе для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения контракта любым из способов, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).

        Соответствующий правовой подход изложен в пункте 16 Обзора судебной практики от 28.06.2017.

 В рассматриваемом случае, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 08.12.2020, в установленный Законом о контрактной системе срок, размещено заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru, а также направлено подрядчику по почтовому адресу, указанному в контракте. 12.12.2020 заказчик был уведомлен о получении подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Более того, уведомление о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта от 08.12.2020 нарочно было вручено законному представителю общества.

Датой расторжения контракта является 23.12.2020.

Согласно статьей 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.  Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

По правилам статьи 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Принимая решение об участии в торгах, а также условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений как субъект гражданского оборота, так и исполнение обязательств, связанных с рассматриваемыми отношениями.

Согласно ч. 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Как следует из условий контракта, подрядчик изначально принял на себя обязательства по выполнению всего объема работ в срок до 07.09.2020.   

Необходимо отметить, что контракт заключен по итогам проведения электронного аукциона. Подрядчик подавал заявку на участие в электронном аукционе, в частности, в первой части заявки им выражено согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, которая также содержала условие о сроках выполнения работ.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч.2 ст.437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Следовательно, подрядчик обязан выполнить работы в полном объеме, надлежащего качества и в сроки, определенные контрактом.

Однако, в указанный в контракте срок работы, предусмотренные контрактом, подрядчиком не были выполнены в полном объеме и надлежащего качества.

При проведении проверки не установлено, что неисполнение подрядчиком своих обязательств по контракту было вызвано какими-либо обстоятельствами непреодолимой силы. О наличии таких обстоятельств подрядчик не уведомлял заказчика.

Согласно ч.2 ст.94 Закона о контрактной системе, поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта к установленному контракту сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом.

Юридическое лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, приведших к одностороннему отказу заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта.

Процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные Законом о контрактной системе, имеют своей целью обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах (работах, услугах) и завершаются заключением контракта.

При этом, заказчик, планируя свою закупочную деятельность, рассчитывает на его качественное исполнение в установленные сроки.

Однако, действия поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по неисполнению (несвоевременному исполнению) обязательств по контрактам не приводят к достижению заказчиками целей осуществления закупок, эффективного использования бюджетных средств, влекут за собой срывы сроков поставок товара, необходимых для реализации государственных полномочий и функций.

При этом, подрядчик не обеспечил соблюдение прав и законных интересов заказчика относительно условий и сроков исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контрактов.

В связи с вышеизложенным, Комиссия Липецкого УФАС России не может прийти к выводу о том, что подрядчик проявил такую заботливость и осмотрительность, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения обязательств по  контракту.

При проведении проверки не установлено, что подрядчик действовал добросовестно при исполнении принятых на себя обязательств по выполнению работ, обозначенных в контакте, к установленному контрактом сроку.

Как указал Арбитражный суд Липецкой области в своем решении по делу А36-10332/2019, исходя из предмета и цели регулирования ФЗ «О контрактной системе», а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, арбитражный суд считает, что, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности. С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований. В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица.

В течение десятидневного срока не вступившее в силу решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта выступает стимулирующей обеспечительной мерой, позволяя нарушителю контракта исправить, если это еще возможно, нарушение контракта, которое и явилось основанием применения меры отказа от его исполнения и, соответственно, расторжения.       Сущность установленного Законом о контрактной системе требования об уведомлении заключается именно в том, чтобы контрагент заказчика в обусловленные сроки знал о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта. Совокупное толкование части 12 и части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что процедура, предусмотренная частью 12 статьи 95 указанного Закона, направлена в первую очередь, на защиту прав и законных интересов поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также на обеспечение стабильности исполнения государственных контрактов. Перечисленные в части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе способы уведомления поставщика направлены на своевременное информирование исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта и предоставление возможности поставщику (подрядчику, исполнителю) устранить допущенные нарушения и избежать расторжения контракта (постановление арбитражного суда Московского округа от 29.01.2019 по делу №А40- 81727/17).

После принятия заказчиком решения об одностороннем отказе подрядчик не исполнил свои обязательства по контракту в полном объеме – не передал результат работ заказчику, что позволило бы заказчику отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет в значительной степени его экономическую самостоятельность и инициативу, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 №ВАС-5621/12).

Данная санкция может являться для него препятствием исключительно при намерении участвовать в торгах на право заключения отдельных государственных и муниципальных контрактов. При этом такое ограничение будет иметь место только в тех случаях, когда заказчик реализовал свое право (не обязанность), предусмотренное ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной систем и установил требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки -юридического лица. Каким-либо иным образом, включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков не ограничивает его предпринимательскую деятельность.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Следовательно, включение сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в соответствующий реестр направлено на обеспечение и защиту публичных интересов.

Таким образом, с учетом оценки фактических обстоятельств дела и представленных доказательств в их совокупности, а также учитывая вышеуказанные нормы Закона о контрактной системе, Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о том, что в данном случае имеются законные основания для принятия решения о включении сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.

В связи с вышеизложенным, Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",

РЕШИЛА:

 

1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), сроком на два года, следующие сведения в отношении ООО «ДСУ-1» в связи с односторонним отказом администрации Добринского муниципального района Липецкой области от исполнения контракта на выполнение работ по устройству тротуара по ул.Октябрьская в п.Добринка (реестровый номер 3480400299020000023), заключенного с ООО «ДСУ-1» по итогам проведения электронного аукциона (реестровый номер 0146300022020000023): 

- общество с ограниченной ответственностью «ДСУ-1» (…..),

          - дата проведения электронного аукциона – 20.07.2020;

- дата заключения контракта – 03.08.2020;

- предмет контракта — выполнение работ по устройству тротуара по ул.Октябрьская в п.Добринка;

- цена контракта — 3 371 213, 79 рублей; 

- срок исполнения обязательств подрядчика по контракту — с момента подписания контракта до 07 сентября 2020г.;

- основание расторжения контракта - решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 08.12.2020;

- дата расторжения контракта - 23.12.2020.

2. Датой включения сведений об ООО «ДСУ-1» в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны