Решение №ДШ/1751/22 Решение по делу 048/05/7-802/2022 от 3 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу 048/05/7-802/2022

 

<...>

ООО "Яндекс" 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16 vgrinina@yandex-team.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

03 октября 2022 года г. Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена 27 сентября 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 03 октября 2022 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<...> заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции,

Члены комиссии:

<...> ведущий специалист-эксперт отдела защиты конкуренции,

<...> государственный инспектор отдела защиты конкуренции,

при рассмотрении дела № 048/05/7-802/2022, возбужденного в отношении <...>(паспорт <...> адрес: <...>) по признакам нарушения части 3, части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7, ООО «Яндекс» (ИНН: 7736207543; ОГРН: 1027700229193; адрес: 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16) по признакам нарушения пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившегося в рекламе медицинских услуг в поисковой системе Яндекс без лицензии на их осуществление,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области поступило (вх № 299-з от 14.06.2022) обращение гражданина А. по вопросу распространения в поисковой системе Яндекс контекстной рекламы медицинских услуг (вывод из запоя, услуги психиатра-нарколога) без соответствующей лицензии следующего содержания: «Нарколог на дом от 2400 руб. Капельница при запое. Звони! Липецк. infomed-express.ru Реклама. Вывод из запоя на дому и в клинике. Опытные врачи. Выезд 24/7. Анонимно. Кодирование. Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом».

При переходе по гиперссылке «Нарколог на дом от 2400 руб. Капельница при запое. Звони! Липецк. infomed-express.ru...» осуществляется переход на страницу https://infomed-express.ru/. На указанной странице распространяется информация о медицинской клинике ООО «Медресурс» с указанием информации о том, что медицинские услуги оказываются по адресу: Липецкая обл., г. Липецк, ул. Гагарина, дом 133 на основании неустановленной лицензии, размещенной на сайте (элементы с низким разрешением, открытию и увеличению не поддаются), а также указан номер телефона +7 (918) 918-98-30.

ООО «Медресурс» в ответе на запрос от 11.07.2022 № 4825-04 (вх. 5587 от 12.07.2022) сообщило, что не имеет отношения к информации, размещенной на сайте https://infomed-express.ru/, к размещенной рекламе, номеру телефона и предоставлению данных услуг. ООО «Медресурс» предоставило лицензию, в соответствии с которой осуществляет медицинскую деятельность по указанному адресу: 398043, г. Липецк, ул. Гагарина, дом 133, пом. 2 - № ЛО-48-01-001700 от 27.10.2017 г.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.06.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

П. 3 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Указанная информация, распространяющиеся в поисковой системе Яндекс, следующего содержания: «Нарколог на дом от 2400 руб. Капельница при запое. Звони! Липецк. infomed-express.ru Реклама. Вывод из запоя на дому и в клинике. Опытные врачи. Выезд 24/7. Анонимно. Кодирование. Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом» соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Закона о рекламе и является рекламной.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Согласно п. 20 ч. 3 ст. 5 недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Исходя из вышеуказанного, реклама медицинских услуг клиники «Ваш Доктор» содержит недостоверную информацию о лице, оказывающим медицинские услуги, и месте оказания услуг, что является нарушением п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

На основании Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении утвержден приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».

В соответствии с указанной номенклатурой медицинских услуг к таким услугам относится: 036 - психиатрия-наркология; A01.29.005- Сбор жалоб и анамнеза (объективный и субъективный) в психиатрии-наркологии; B01.036.001 Прием (осмотр, консультация) врача-психиатра-нарколога первичный.

Таким образом, объектом рекламирования в данном случае являются медицинские услуги.

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Лицензирование государством отдельных видов деятельности направлено на защиту прав граждан, их законных интересов, нравственности и здоровья, а также на установление правовых основ единого рынка. Лицензия гарантирует потребителю обязательное соблюдение хозяйствующим субъектом лицензионных требований и условий, предъявляемых законом к данному виду деятельности. Несоблюдение таких требований и условий несет в себе угрозу законным правам и интересам граждан.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Виды деятельности, для осуществления которых необходимо получение специального разрешения (лицензии), установлены Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

С учетом изложенного, реклама медицинской деятельности, оказываемой лицом, не имеющим лицензии на осуществление такой деятельности, Федеральным законом «О рекламе» не допускается.

Из имеющихся в Липецком УФАС сведений не установлено наличие у организации, предлагающей оказание медицинских услуг на сайте https://infomed-express.ru/, лицензии на осуществление медицинской деятельности на территории г. Липецка и Липецкой области, что нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.06.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

П. 5 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно представленному ответу от ООО «Яндекс» (вх. № 146/22 от 22.07.2022) рекламодателем рассматриваемой рекламы является физическое лицо <...> (телефон +0, эп: <...>) , что подтверждается счетами и актами об оказании услуг. Указанная реклама распространялась с 10.06.2021 по 21.06.2022. Оплата размещения рекламы производилась банковской картой <...>. Этой же банковской картой была оплачена реклама «Вывод из запоя. От 2400 руб. Анонимно. По Липецку и обл. doctor-lipetsk.ru Реклама. Вывод из запоя на дому и в стационаре. Эффективные препараты. Опытные врачи. Звоните! Приедем быстро. Эффективная помощь. Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом». (Рекламодатель — <...> (тел: +0, эп: <...>).

Регистратор доменных имен ООО «ТаймВэб.Домены» в ответ на запрос (вх. 5664 от 14.07.2022) сообщил, что администратором доменного имени doctor-lipetsk.ru с 01.06.2022 г. является <...> (Паспорт <...>; адрес: <...> тел. +7<...>, <...>).

ПАО «Мобильные Телесистемы» в ответ на запрос (вх. № 31ДСП от 15.07.2022) сообщил, что абонентский номер +7 (918) 918-98-30 выделен <...> с 30.05.2022.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных требований, установленных частью 3 статьи 5, статьей 7 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

На основании изложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламы признан <...> (<...>).

Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных требований, установленных статьей 7 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

П. 7 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Как следует из ответа ООО «Яндекс», рекламораспространителем указанной рекламы является ООО «Яндекс» (ИНН: 7736207543; ОГРН: 1027700229193; адрес: 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16).

Определением от 11.08.2022 № ТБ/561/22 в отношении Мамедова Ф.Т. и ООО «Яндекс» возбуждено дело № 048/05/7-802/2022 о нарушении законодательства о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 27.09.2022 на 11 часов 30 минут. В целях соблюдения прав и интересов, в связи с необходимостью надлежащим образом уведомить лиц, участвующих в деле, и выяснить дополнительные обстоятельства дела, определением от 11.08.2022 № ТБ/566/22 срок рассмотрения дела № 048/05/7-802/2022 продлен до 11.11.2022.

ООО «Яндекс» представило пояснения (вх. № 1640-ЭП/22 от 07.09.2022) по делу, в которых указало, что рекламное объявление было размещено в сервисе «Яндекс.Директ» в результате технической ошибки и в настоящее время не размещается. Также ООО «Яндекс» ходатайствовало о рассмотрении дела № 048/05/7-802/2022 в отсутствие представителя Общества.

27.09.2022 на рассмотрение дела № 048/05/7-802/2022 <...> или его представитель не явились, объяснений и иных документов не представил. <...>надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается отчетами об отправке почтовых отправлений № <...>; № <...>(возвращены отправителю по истечении срока хранения).

ООО «Яндекс» надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается отчетами об отправке почтовых отправлений39802567197009, №39802567197078.

Руководствуясь п. 31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия рассмотрела дело № 048/05/7-802/2022 в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Комиссией при рассмотрении дела № 048/05/7-802/2022 установлено следующее:

1. В «Правилах размещения рекламы на Яндексе» (Яндекс Правовые документы https://yandex.ru/legal/adv_rules/) указано, что реклама некоторых товаров и услуг запрещается или ограничивается действующим законодательством. В частности, нельзя рекламировать товары и услуги, подлежащие сертификации / лицензированию, при отсутствии необходимых сертификатов / лицензий (ст. 7 ФЗ «О рекламе». Копии Сертификатов или Лицензий должны быть предоставлены в службу размещения до момента начала размещения рекламы (ст. 13 ФЗ «О рекламе»). В разделе «Реклама медицинских услуг» (Яндекс Правовые документы yandex.ru/legal/adv_rules/) указано, что осуществление медицинской деятельности подлежит обязательному лицензированию (п. 46 ч. 1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

Далее, в сервисе «Яндекс.Директ» в рубрике «Ответы на вопросы» (https://direct.yandex.ru/) указано следующее: «Как объявления проходят модерацию? Объявления в Яндексе проходят проверку на соответствие требованиям к рекламным материалам. Так мы убеждаемся, что реклама не касается запрещенных или ограниченных по закону товаров и сервисов. Читайте подробнее об ограничениях (https://yandex.ru/support/direct/moderation/special-categories.html) в Справке. Обычно на это требуется несколько часов (для кампаний с большим количеством объявлений — дольше). Часто реклама проходит модерацию автоматически за несколько минут. Однако в течение трех дней ее проверит специалист Яндекса. Если такое объявление нужно доработать, мы сообщим об этом в письме».

2. При переходе по гиперссылке https://yandex.ru/support/direct/moderation/special-categories.html открывается Яндекс Справка — рубрика «Правила и модерация», раздел «Тематики рекламирования». При переходе по гиперссылке «Медицинские услуги» (https://yandex.ru/support/direct/moderation/categories/medicine-medical-activity.html#medicine-medical-activity) размещена информация, в которой указано: Медицинские услуги К размещению принимается реклама медицинской деятельности, за исключением медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности.

В ваших объявлениях и на странице перехода должны соблюдаться все требования законодательства. Например, реклама не должна:

содержать утверждения о полной безвредности рекламируемой услуги или ссылаться на конкретные случаи излечения людей и улучшения их здоровья;

содержать ссылки на терапевтические эффекты относительно заболеваний, которые не поддаются или тяжело поддаются лечению, или ссылаться на конкретные случаи излечения людей и улучшения их здоровья.

В ваши текстовые объявления автоматически будет добавлено предупреждение «Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом». Текст предупреждения не зависит от содержания конкретного объявления и не может быть изменен. В графические объявления, видеообъявления и креативы для медийных кампаний это предупреждение необходимо добавлять самостоятельно. Подробнее о предупреждениях.

Ваши объявления должны соответствовать законодательству тех стран, в которых вы хотите показывать рекламу. Россия:

Когда отправить документы

Документы можно предоставить в любой момент после отправки объявлений на модерацию. Если объявления были отклонены только из-за отсутствия необходимых документов, то после их получения все объявления будут перепроверены. Если проверка пройдет успешно, ваши объявления будут допущены к показам. Если потребуется дополнительная информация, мы свяжемся с вами.

Какие нужны документы

Копия лицензии, включая оборотную сторону и приложения с адресом и перечнем разрешенных видов медицинской деятельности. Адрес оказания медицинских услуг в лицензии должен совпадать с адресом, указанным в контактных данных и на сайте. Юридическое наименование в лицензии должно совпадать с юридическим наименованием на сайте».

На сайте infomed-express.ru размещено коммерческое обозначение «Медресурс», логотип которого отличен от логотипа ООО «Медресурс», осуществляющей медицинскую деятельность по указанному адресу на основании лицензии № ЛО-48-01-001700 от 27.10.2017 г., знак охраны авторских прав «2013-2016 ООО «Медресурс», а также размещена неустановленная лицензия (элементы с низким разрешением, увеличению или открытию не поддаются). Указание на сайте информации о том, что медицинская деятельность осуществляется от имени и по лицензии, выданной иной медицинской организации, не может являться надлежащим подтверждением этого факта. ООО «Яндекс» имело возможность при прохождении рекламой модерации запросить у рекламодателя сведения, подтверждающие факт оказания медицинских услуг по указанному адресу на основании лицензии ООО «Медресурс», однако не сделало этого, тем самым допустив нарушение пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе.

ООО «Яндекс» не представило каких-либо доказательств технической ошибки, в результате которой рекламное объявление было размещено в сервисе «Яндекс.Директ».

На основании изложенного, реклама медицинских услуг следующего содержания: «Нарколог на дом от 2400 руб. Капельница при запое. Звони! Липецк. infomed-express.ru Реклама. Вывод из запоя на дому и в клинике. Опытные врачи. Выезд 24/7. Анонимно. Кодирование. Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом», распространяемая в поисковой системе Яндекс без соответствующей лицензии на оказание медицинских услуг, не соответствует требованиям п. 20 ч. 3, части 7 статьи 5, пункту 7 статьи 7 Закона о рекламе и, в силу пункта 4 статьи 3 названного Закона, является ненадлежащей рекламой.

Учитывая, что рассматриваемая реклама на момент вынесения решения не распространяется, Комиссией принято решение не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу медицинских услуг (вывод из запоя, услуги психиатра-нарколога) «Нарколог на дом от 2400 руб. Капельница при запое. Звони! Липецк. infomed-express.ru Реклама. Вывод из запоя на дому и в клинике. Опытные врачи. Выезд 24/7. Анонимно. Кодирование. Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом», распространяемую в поисковой системе Яндекс через сервис Яндекс.Директ, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 20 ч. 3, ч. 7 ст. 5, п. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», рекламодателем которой является <...> (паспорт <...>; адрес: <...>), рекламораспространителем которой является ООО «Яндекс» (ИНН: 7736207543; ОГРН: 1027700229193; адрес: 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16).

2. Не выдавать<...> (паспорт <...>) и ООО «Яндекс» (ИНН: 7736207543; ОГРН: 1027700229193; адрес: 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16) предписание об устранении нарушения Закона о рекламе.

3. Передать материалы дела для решения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение рекламного законодательства Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии __________________ <...>

 

Члены Комиссии __________________ <...>

 

__________________ <...>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Исп.<...>

тел.8(4742<...>)

 

 

2022-1502

 

 

Связанные организации

ООО "Яндекс"
ИНН 7736207543, ОГРН 1027700229193