Решение №46 решение от 8 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

  город Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена «23» апреля 2019 года                                                                                            

В полном объеме решение изготовлено «08» мая 2019 года

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

от заявителя – не явился, надлежащим образом уведомлен,

от ООО «Городская энергосбытовая компания» - представитель по доверенности № от 27.09.2018 г.,

рассмотрев дело № № 46 по признакам нарушения ООО «Городская энергосбытовая компания» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов. путем совершения ООО «ГЭСК» действий, прямо не предусмотренных, п.п. 6, 8 Правил полного и (или) частичного ограничения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», а именно: прекращения подачи электроэнергии на объекте, расположенном по адресу: г. Липецк, ул. Космонавтов, д.56/1 (нежилое помещение №1),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Липецкого УФАС России поступило заявление. (далее – заявитель) на неправомерные действия ООО «Городская энергосбытовая компания» (далее – ООО «ГЭСК», гарантирующий поставщик) по вопросу прекращения подачи электроэнергии на объекте, расположенном по адресу: (нежилое помещение №1) в связи с задолженностью.

С целью объективного и всестороннего рассмотрения данного заявления Липецким УФАС России была получена необходимая информация и документы, в результате анализа которых установлено следующее.

Между ООО «Городская энергосбытовая компания» и заявителем заключен договор энергоснабжения № 17201 от 12.06.2014 г. по объекту «нежилое помещение №1» расположенному по вышеуказанному адресу

По состоянию на 30.07.2018 г. (дата уведомления о введении ограничения режима потребления электроэнергии) у заявителя по условиям договора энергоснабжения № 17201 имелась задолженность, в части оплаты за потребленную электроэнергию, в размере 2 107,19 руб.

В связи с имеющейся задолженностью ООО «ГЭСК» направило в адрес заявителя уведомление о введении ограничения режима потребления электроэнергии б/н от 30.07.2018 г., срок прекращения поставки электроэнергии 16.08.2018 г.

Данное уведомление заявителем не было получено, поскольку данное письмо вернулось отправителю со статусом «Истечение срока», о чем свидетельствует распечатка просмотра почтового отправления «Просмотр отправления Регион Курьер +».

20.08.2018г. в отношении объекта заявителя ( (нежилое помещение №1)) введен режим ограничения электроснабжения.

Задолженность за электроэнергию, поставленную по договору энергоснабжения № 17201, была погашена в полном объеме 20.08.2018 г., по состоянию на 31.08.2018 г. переплата за электроэнергию со стороны заявителя составила 1 390,15 руб.

21.08.2018 г. была возобновлена поставка электроэнергии по ранее указанному адресу.

Согласно п. 9.3 договора энергоснабжения № 17201 от 12.06.2014 г., заключенного между ООО «ГЭСК» и, все уведомления и сообщения должны направляться в письменной форме.

Уведомления, сообщения будут считаться исполненными надлежащим образом, если они имеют дату, регистрационный номер и будут посланы заказным письмом, по телеграфу, телетайпу, телексу, телефаксу или доставлено лично по юридическим (почтовым) адресом Сторон с получением под расписку лицами, уполномоченными на получение корреспонденции, а также принятые по электронной почте с подтверждением о его получении либо иными способами.

Пунктом 48 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии установлено право гарантирующего поставщика в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору.

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями.

Согласно пп. «а» п. 4 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее - Правил полного и (или) частичного ограничения), ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте «а», абзацах втором, четвертом и пятом подпункта «б», в подпунктах «е», «ж» и «к» пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются.

В соответствии с п. 21 Правил полного и (или) частичного ограничения ограничение режима потребления, в случае введения полного ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце втором подпункта «б» пункта 2 настоящих Правил, с даты введения полного ограничения режима потребления электрической энергии, указанной в уведомлении о необходимости введения ограничения режима потребления, направляемом инициатором введения ограничения исполнителю (субисполнителю), а если указанное ограничение вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, - с даты, следующей за датой, в которую исполнителем (субисполнителем) получено от потребителя уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления, до даты прекращения процедуры введения ограничения режима потребления или возобновления подачи электрической энергии, осуществляемых в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил:

- исполнение обязательств гарантирующего поставщика, энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничных рынках по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) приостанавливается;

- потребление электрической энергии является бездоговорным потреблением и влечет последствия бездоговорного потребления, указанные в Основных положениях;

- потребление электрической энергии не может быть квалифицировано как потребление в рамках заключенного договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) по правилам пункта третьего статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Действие настоящего пункта не распространяется на случаи введения ограничения режима потребления организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

В силу п. 5 Правил полного и (или) частичного ограничения ограничение режима потребления, инициированное в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, вводится сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления (далее - исполнитель).

Пунктом 8 Правил полного и (или) частичного ограничения предусмотрено, что ограничение режима потребления должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации.

В соответствии с п. 6 Правил полного и (или) частичного ограничения предусмотрено, что ограничение режима потребления, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, не имеющего в отношении этих устройств и (или) объектов акта согласования технологической и (или) аварийной брони и не относящегося к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, вводится полное ограничение режима потребления не ранее чем по истечении 10 дней после дня уведомления указанного потребителя о введении полного ограничения режима потребления. Доказательств, подтверждающих наличие актов согласования технологической и (или) аварийной брони, со стороны ООО «ГЭСК» не представлено.

Однако, как установлено материалами дела, срок введения ограничения режима потребления электроэнергии нарушен, поскольку фактически ограничение режима потребления электроэнергии было введено до момента получения гарантирующим поставщиком информации о возвращении уведомления о введении ограничения отправителю в связи с истечением срока.

В своих пояснениях № 11-021ВР от 12.02.2019 г. ООО «ГЭСК» в обоснование своей позиции по данному делу приводит следующие доводы.

На дату уведомления о введении ограничения режима потребления электроэнергии (30.07.2018г.) у Кретова С.В. имелась задолженность в части оплаты за потребленную электроэнергию в размере 2 107,19 руб.

Учитывая наличие дебиторской задолженности, 01.08.2018 г. ООО «ГЭСК» направило потребителю заказное письмо с уведомлением, содержащее уведомление о введении ограничения.

Ранее ООО «ГЭСК» предоставило копию реестра отработанной корреспонденции, в котором указано, что 01.08.2018 г. уведомление о введении ограничения режима потребления электроэнергии было отправлено, однако 31.08.2018 г. данное письмо вернулось отправителю.

По мнению ООО «ГЭСК»,. уклонился от получения направленной ему корреспонденции, так как по обстоятельствам, зависящим от него, он не явился в отделение Почты России за заказным письмом.

Также ООО «ГЭСК» ссылается на положения ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которыми заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Правила пункта 1 настоящей статьи применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.

В своих пояснениях от 12.02.2019 г. гарантирующий поставщик приводит ссылку на п. 9.3 договора энергоснабжения № 17201 от 12.06.2014 г., заключенного между ООО «ГЭСК» и согласно которому, по мнению ООО «ГЭСК», стороны определили дату надлежащего уведомления потребителя как дату направления соответствующего уведомления.

Однако, комиссия Липецкого УФАС России считает данные доводы ООО «ГЭСК» необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первого Гражданского кодекса Российской Федерации» бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.

Юридически значимое сообщение считается доставленным в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам зависящем от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия.

Так же согласно п. 53 Основных положений №442 установлен общий порядок введения ограничения режима потребления электроэнергии, согласно которому в случае если по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем (покупателем) не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора.

При этом в случае если гарантирующий поставщик по указанным основаниям в одностороннем порядке полностью отказывается от исполнения договора, заключенного с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, исполнителем коммунальных услуг, то для обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, исполнителя коммунальных услуг гарантирующий поставщик обязан обеспечить принятие их на обслуживание, организованное в установленном разделом II настоящего документа порядке.

Кроме того, Обществом был неверно интерпретирован п. 9.3 договора энергоснабжения № 17201 от 12.06.2014 г., поскольку положения данного пункта подразумевают именно получение потребителем отправленной корреспонденции, а не только ее отправку гарантирующим поставщиком.

Поскольку фактически ограничение режима потребления электроэнергии было введено до момента получения гарантирующим поставщиком информации о возвращении уведомления о введении ограничения отправителю в связи с истечением срока (20.08.2018 г. было введено ограничение, планируемая дата введения ограничения – 16.08.2018 г., заказное письмо с уведомлением о введении ограничения вернулось отправителю 31.08.2018 г.), данные действия ООО «ГЭСК» нарушают п. 53 Основных положений №442, так как уведомление потребителя не было произведено за 10 рабочих дней до заявляемых дат введения ограничения режима потребления электроэнергии.

Таким образом, неверное толкование ООО «ГЭСК» ст. 165.1 ГК РФ и п. 9.3 договора энергоснабжения № 17201 от 12.06.2014 г. привело к совершению гарантирующим поставщиком действий, повлекших за собой ущемление законных прав и интересов Кретова С.В.

Согласно аналитическому отчету по анализу состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности), проведенного за 2017 год, ООО «Городская энергосбытовая компания» занимает доминирующее положение на рынке торговли (поставки) электрической энергии (мощности) с долей более 50% в географических границах г. Липецк Липецкой области.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Определениями об отложении рассмотрения данного дела от 19.03.2019 г. и 09.04.2019 г. с целью установления факта ущемления действиями ООО «ГЭСК» интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, у. была запрошена следующая информация: договор аренды нежилого помещения №1, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Космонавтов, д.56/1, от 2014 г.; документы, подтверждающие оплату по вышеуказанному договору аренды.

Данные документы были запрошены у заявителя в связи с тем, что при рассмотрении данного дела им не были предоставлены документы, подтверждающие осуществление предпринимательской деятельности в нежилом помещении № 1 по адресу: г. Липецк, ул. Космонавтов, д.56/1.

22.04.2019 г. от поступили письменные пояснения (вх. № 2805 от 22.04.2019 г.), согласно которым на момент совершения ООО «ГЭСК» рассматриваемых комиссией действий он не являлся индивидуальным предпринимателем, предпринимательская деятельность в данном помещении им не осуществлялась. Летом 2018 года нежилое помещение № 1 было сдано в аренду, однако после отключения электроэнергии арендатор съехал из указанного помещения, ничего не заплатив.

От заявителя 22.04.2019 г. также поступило заявление о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие.

23.04.2019 г. на рассмотрении данного дела представитель ООО «ГЭСК» не возражала против рассмотрения дела в отсутствие В соответствии с ч. 2 ст. 45 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», в случае неявки на заседание комиссии лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, комиссия вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

В связи с вышеизложенным рассмотрение дела № 46 о нарушении антимонопольного законодательства состоялось 23.04.2019 г. в отсутствие заявителя.

23.04.2019 г. на рассмотрении данного дела представитель ООО «ГЭСК» поддержала ранее изложенную позицию.

Однако, учитывая, что не осуществляет предпринимательскую деятельность в нежилом помещении № 1 в доме № 56/1 по ул. Космонавтов, а также что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об обратном, действия ООО «ГЭСК» по введению ограничения режима потребления электроэнергии не могли привести к ущемлению интересов. именно в сфере предпринимательской деятельности, а, следовательно, нарушение антимонопольного законодательства в вышеуказанных действиях гарантирующего поставщика отсутствует.

На основании изложенного, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу о прекращении рассмотрения дела в отношении ООО «Городская энергосбытовая компания» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  

 

РЕШИЛА:

 

На основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Городская энергосбытовая компания» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

 

    

 

    

                                                                                                            

                                                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в установленном законом порядке.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.   

Связанные организации

Связанные организации не указаны