Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении ООО «Центр Капитал... от 18 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

14.05.2015                                                                                                           г. Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена 28.04.2015

Решение в полном объеме изготовлено 14.05.2015

   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель комиссии:

                                    - руководитель А.А. Сешенов,

члены комиссии:

                                     - специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Е.А. Высочина,

                               - специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции И.Г. Дубовская,

рассмотрев дело № 6, возбужденное по признакам нарушения ч. 7 ст. 5, ч.1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» Обществом с ограниченной ответственностью «Центр Капитал» <…> (далее - ООО «Центр Капитал») и Обществом с ограниченной ответственностью «Липецкая рекламная группа»  (далее - ООО «Липецкая рекламная группа»),

в присутствии:

представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ООО «Центр Капитал» - <…>, <…>;

ООО «Липецкая рекламная группа» - <…>;

представителя заинтересованного лица Кредитного потребительского кооператива «Капитал Инвест» - <…>, действующего по доверенности от 28.04.2015 № 38/15;

в отсутствие:

представителей заинтересованного лица - Индивидуального предпринимателя <…>;

заявителя - <…>,

У С Т А Н О В И Л А:

 

11.02.2015 в адрес Липецкого УФАС России поступило обращение Саранцева В.  вх.№ 45-з о нарушении КПК «Капитал Инвест» рекламного законодательства. Из указанного обращения следовало, что в городе Липецк на здании по адресу: ул. Советская, 4 размещена реклама следующего содержания: «КАПИТАЛ ИНВЕСТ мы создаем благоприятные условия для ваших сбережений ПРИНИМАЕМ СБЕРЕЖЕНИЯ до 30 % годовых ваши сбережения застрахованы телефон для справок: <…> звонок по России бесплатный <…>».

В рамках рассмотрения указанного заявления с целью осуществления своих полномочий по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждению, выявлению и пресечению нарушений физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе, Липецким УФАС России были запрошены необходимые документы и информация из которых следует, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является Общество с ограниченной ответственностью «Центр Капитал» <…>, рекламопроизводителем и рекламораспространителем Общество с ограниченной ответственностью «Липецкая рекламная группа» <…>.

Статья 1 ФЗ «О рекламе» в числе целей данного Федерального закона устанавливает в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пункт 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» гласит, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

  Пункт 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объектом рекламирования в рекламе, размещенной в городе Липецк на здании по адресу: ул. Советская, 4 следующего содержания: «КАПИТАЛ ИНВЕСТ мы создаем благоприятные условия для ваших сбережений ПРИНИМАЕМ СБЕРЕЖЕНИЯ до 30 % годовых ваши сбережения застрахованы телефон для справок: <…> звонок по России бесплатный <…> <…>» являются финансовые услуги Кредитного потребительского кооператива «Капитал Инвест».

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Федеральный закон №135-ФЗ)  финансовая услуга – это  банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона  №135-ФЗ финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе и кредитный потребительский кооператив.

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Размещенная реклама финансовых услуг Кредитного потребительского кооператива «Капитал Инвест» предназначена для неопределенного круга лиц.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей. Информация о лицах, предоставляющих финансовую и страховую услуги, об условиях размещения денежных средств является существенной.

Реклама финансовой услуги Кредитного потребительского кооператива «Капитал Инвест» направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, при этом существенной является не только информация, привлекательная для потребителя (до 30 % годовых), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие информации о лице, предоставляющем финансовую услугу, о лице, предоставляющем страховую услугу, об условиях размещения денежных средств может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.

Закон обязывает формировать у потребителя рекламы правильное (достоверное) представление о соответствующем товаре, реклама должна носить понятный, не двусмысленный характер, и не должна вводить потребителя в заблуждение. При этом потребитель рекламы вправе рассчитывать на формирование неискаженного представления об услуге при восприятии конкретного рекламоносителя, а не совокупности всех распространенных к определенному моменту рекламных материалов.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Указание правильных реквизитов организаций, которые предлагают свои услуги и надежное сотрудничество - одна из гарантий соблюдения информационного права клиента. Наименование - индивидуализирующий признак организации. Без его наличия не может быть образовано и вести деятельность юридическое лицо. Требования настоящего закона предусматривают обязательность указания наименования юридического лица при размещении рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг.

Наименование юридического лица включает в себя, кроме непосредственного названия, обязательное указание на его организационно-правовую форму (ООО, АО и иные). Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (ч.1). Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (ч.2). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках (ч.3).

В нарушение ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» в рекламе отсутствует указание на наименование юридического лица, предоставляющего финансовую услугу (принимаем сбережения до 30% годовых), а также на наименование юридического лица, оказывающего страховую услугу (ваши сбережения застрахованы).

Пунктом 2 части 2 статьи 28 данного Федерального закона предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их сумму доходов, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о финансовой услуге приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

В рекламе ООО «Центр Капитал» сообщается о том, что сбережения принимаются до 30% годовых. Однако информация о том, что указанная услуга предоставляется только членам кредитного потребительского кооператива, что ставка зависит от суммы и срока вложений (от 24% до 30%), что членство в кооперативе повлечет дополнительные расходы, что первоначальный взнос составляет не менее 10000 рублей, максимальная сумма личных сбережений составляет не более 3 миллионов рублей, что пополнение возможно, за исключением последних 30 календарных дней, что сумма пополнения составляет не менее 5000 рублей, что при досрочном расторжении договора процентная ставка рассчитывается в размере 6% годовых, что начисление процентов по личным сбережениям производится в конце срока договора в указанной рекламе отсутствует.

Также реклама умалчивает и об иных условиях оказания услуг по размещению денежных средств, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица: возможности частичного досрочного списания, капитализации, условиях пролонгации договора.

Согласно ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных, в частности, п. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона несёт рекламодатель, которым, в силу п. 5 ст. 3 Закона, является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, то есть Общество с ограниченной ответственностью «Центр Капитал».

Согласно ч. 7 ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных, в частности, ч. 1 ст. 28 Закона несёт рекламораспространитель, которым, в силу п. 7 ст. 3 Закона, является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, то есть Общество с ограниченной ответственностью «Липецкая рекламная группа» (ИНН 4825086334, ОГРН 1114823016802).

Таким образом, реклама ООО «Центр Капитал», распространённая ООО «Липецкая рекламная группа» 11.02.2015 в городе Липецк на здании по адресу: ул. Советская, 4 следующего содержания: «КАПИТАЛ ИНВЕСТ мы создаем благоприятные условия для ваших сбережений ПРИНИМАЕМ СБЕРЕЖЕНИЯ до 30 % годовых ваши сбережения застрахованы телефон для справок: 8-800-555-0-555 звонок по России бесплатный <…> » содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5,  ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе», так как в рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемой финансовой услуге по размещению сбережений (денежных средств), информация о наименовании лиц, оказывающих финансовые и страховые услуги, и реклама умалчивает об иных условиях оказания услуг по размещению денежных средств, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.

Определением о возбуждении дела № 6 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 10.04.2015 рассмотрение дела было назначено на 28.04.2015 на 14 часов 15 минут.

На рассмотрении дела 28.04.2015 представитель ООО «Центр Капитал» <…> пояснил, что ООО «Липецкая рекламная группа» не является рекламораспространителем указанной рекламы, а выступает лишь в качестве рекламопроизводителя. Перед изготовлением рекламы ООО «Липецкая рекламная группа» согласовало макет с ООО «Центр Капитал».  Всю ответственность за нарушения ч. 7 ст. 5, ч.1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» несет ООО «Центр Капитал». ООО «Центр Капитал» не отрицает свои нарушения ФЗ «О рекламе» в указанной выше рекламе.

Как усматривается из материалов дела ООО «Центр Капитал» эксплуатирует рекламную конструкцию в виде настенного панно со сменным изображением с электроустановкой, предназначенной для его освещения, с шестью прожекторами, подключенными к электросетям, расположенную на уровне 5-6 этажей фасада здания по адресу: <…>, размещая на ней рекламную информацию. По утверждению ООО «Центр Капитал», указанная рекламная конструкция арендуется им у ИП <…> на основании договора аренды № 124/2014-П от 31.12.2014.

В соответствии с пунктом 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие непотребляемые вещи. Из этой правовой нормы следует, что передача вещи в аренду всегда влечет временное отчуждение собственником права пользования этой вещью. В связи с этим Липецкое УФАС России приходит к выводу о том, что право пользования рекламной конструкцией в настоящее время полностью принадлежит ООО «Центр Капитал».

Материалами дела подтверждается, что ООО «Центр Капитал» на основании соответствующих договоров выполняет комплекс работ и услуг по размещению и демонстрации в г.Липецке рекламной информации путем ее размещения на рекламной конструкции Обществу предоставленной. В связи с этим в силу п.7 ст.3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» ООО «Центр Капитал» является рекламораспространителем, то есть лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Оценив доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, Комиссия приходит к выводу, что реклама финансовых услуг ООО «Центр Капитал» распространена с нарушением требований ч. 7 ст. 5, ч.1, п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 — 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

           

Р Е Ш И Л А:

            1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «КАПИТАЛ ИНВЕСТ мы создаем благоприятные условия для ваших сбережений ПРИНИМАЕМ СБЕРЕЖЕНИЯ до 30 % годовых ваши сбережения застрахованы телефон для справок: <…> звонок по России бесплатный <…>», распространённую 11.02.2015 в городе Липецк на рекламной конструкции в виде настенного панно на уровне 5-6 этажей фасада здания по адресу: ул. Советская, 4, рекламодателем и рекламораспространителем которой является Общество с ограниченной ответственностью «Центр Капитал», т. к. нарушены требования ч. 7 ст. 5, ч.1, п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

            2. Выдать ООО «Центр Капитал» предписание об устранении нарушений законодательства о рекламе в связи с отсутствием в материалах дела сведений об окончании распространения рекламы.

            3. Рассмотрение дела № 6 в отношении ООО «Липецкая рекламная группа» прекратить в связи с отсутствием нарушения ФЗ «О рекламе» в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «Липецкая рекламная группа».

4. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е № 6

о прекращении нарушения законодательства

 Российской Федерации  о рекламе

 

 

14.05.2015                                                                                                          г. Липецк

 

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель комиссии:

                                    - руководитель А.А. Сешенов,

члены комиссии:

                                     - специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Е.А. Высочина,

                               - специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции И.Г. Дубовская,

на основании своего решения от 14.05.2015 года по делу № 6 о признании ненадлежащей рекламы общества с ограниченной ответственностью «Центр Капитал», распространённой 11.02.2015 в городе Липецк на рекламной конструкции в виде настенного панно на уровне 5-6 этажей фасада здания по адресу: ул. Советская, 4,  и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

1. Обществу с ограниченной ответственностью «Центр Капитал» <…> в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы финансовых услуг с нарушением требований ч. 7 ст. 5, ч.1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2. ООО «Центр Капитал» представить в Липецкое УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение пяти дней со дня исполнения настоящего предписания.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Липецкое УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ наложить на  юридических лиц штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, а на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны