Постановление №048/04/9.21-1075/2021 <…> П О С Т А Н О В Л Е Н И Е о прекращении производства по... от 25 ноября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

<…>

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

№ 048/04/9.21-1075/2021

 

«25» ноября 2021                                                                                                        город Липецк

 

Я, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 048/04/9.21-1075/2021, возбужденного в отношении ПАО «Россети Центр» в лице филиала ПАО «Россети Центр»» - «Липецкэнерго» (127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4; 398001, г. Липецк, ул. 50 лет НЛМК, д. 33; дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 17.12.2004, ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107, КПП 771501001), в присутствии представителя ПАО «Россети Центр» в лице филиала ПАО «Россети Центр»» - «Липецкэнерго»: <…> (доверенность от 19.10.2021 № Д-ЛП/133), которому разъяснены права лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

В адрес Липецкого УФАС России поступило заявление <…> (вх. № 217-з от 04.08.2021) (далее - заявитель) на действия ПАО «Россети Центр» в лице филиала ПАО «Россети Центр» - «Липецкэнерго» (далее – ПАО «Россети Центр», сетевая организация, Общество) по вопросу невыполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома с коммунально-бытовыми приборами, расположенного по адресу: <…> (далее – объект) согласно договору № 41933651 (2020/1162) от 12.02.2020 г.

Согласно информации по выписке из ЕГРЮЛ, ПАО «МРСК Центра» 03.08.2021 изменено наименование общества на ПАО «Россети Центр», наименование филиала: ПАО «Россети Центр» - «Липецкэнерго» (далее - ПАО «Россети Центр», Общество), основанием явилось заявление об изменении учр.документа и/или иных сведений о юридическом лице. Причина внесения записи в ЕГРЮЛ: Государственная регистрация изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила).

Из материалов следует, что 12.02.2020 г. между ПАО «Россети Центр» и <…> был заключен договор № 41933651 (2020/1162) от 12.02.2020 г. об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Согласно пп. «б» п. 16 Правил, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора, не может превышать 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

В соответствии с п. 5 договора № 41933651 (2020/1162) от 12.02.2020 г., срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 (один) год со дня заключения настоящего договора.

Иными словами, мероприятия по технологическому присоединению объекта <…> должны завершиться не позднее 12.02.2021 г.

Пунктом 7 Правил установлена следующая процедура технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;

д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже) к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

В отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, - обеспечение сетевой организацией возможности осуществить действиями заявителя фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, заключаемых заявителем на розничном рынке в целях обеспечения поставки электрической энергии.

Для целей настоящих Правил под осуществлением действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя. Фактический прием напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата, расположенного после прибора учета (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

Согласно п. 18 Правил, мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие устройств сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, а также выполнение заявителем и сетевой организацией требований по созданию (модернизации) комплексов и устройств релейной защиты и автоматики в порядке, предусмотренном Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 937 "Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила технологического функционирования электроэнергетических систем) (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ);

д) проверку выполнения заявителем (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ) и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил;

д(1)) выполнение мероприятий по вводу объектов электроэнергетики заявителя, сетевой организации и иных лиц, построенных (реконструированных, модернизированных) в рамках выполнения мероприятий по технологическому присоединению, а также входящих в их состав оборудования, комплексов и устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления в работу в составе электроэнергетической системы в соответствии с Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем.

В силу пункта 3 Правил, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Сетевая организация, заключив с потребителем договор, возложила на себя обязательства по исполнению условий данного договора в предусмотренные Правилами сроки.

Таким образом, ПАО «Россети Центр» в силу п. 3 Правил обязано выполнить предусмотренные п. 18 Правил мероприятия по технологическому присоединению, в сроки, установленные п. 16 Правил.

При этом из содержания пункта 16 Правил следует, что срок, установленный для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, в рамках которого сетевой организацией должны быть произведены все необходимые согласования мест размещения объектов электроснабжения, получена исходно-разрешительная документация на строительство электросетевого хозяйства, проведена конкурсная процедура закупок, урегулированы отношения с третьими лицами, а также решены иные вопросы, носит императивный характер и изменению не подлежит.

В то же время, как следует из заявления <…>, мероприятия по технологическому присоединению объекта заявителя к электрическим сетям со стороны ПАО «Россети Центр» на момент поступления заявления в антимонопольный орган не выполнены.

Таким образом, по информации заявителя, в действиях ПАО «Россети Центр» содержатся признаки нарушения п.16 Правил.

В соответствии со статьей 3, частью 1 статьи 4 Федерального Закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, ПАО «Россети Центр» является субъектом естественной монополии, оказывающим услуги по передаче электрической энергии по принадлежащему ему на законном основании объектам электросетевого хозяйства.

При этом передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляется непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.09.2009г. № 6057/09 по делу № А49-3724/2008-120а/21-АК, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.

Из пояснений ПАО «Россети Центр» было установлено следующее.

В 2018 году <…>. обратилась в сетевую организацию с заявкой на осуществление технологического присоединения вводного устройства строящегося жилого дома с коммунально-бытовыми приборами, расположенного по адресу: Липецкая обл.: <…>. На основании заявки <…> был заключен договор об осуществлении технологического присоединения № 41633527 (6036057) от 11.05.2018 г., в рамках которого необходимо строительство линии электропередачи до границы земельного участка заявителя.

На стадии обработки заявки <…> от 2018 года сетевой организацией были разработаны различные варианты прохождения трассы ЛЭП до границы участка заявителя.

В последующем в целях выполнения мероприятий по технологическому присоединению сетевой организацией по договору № 41633527 (6036057) от 11.05.2018 г. между ПАО «МРСК Центра» и ООО «Энерго 48» был заключен договора на выполнение комплекса работ по строительству энергетических объектов от 29.06.2018 г. № 464800295 (4800/06401/18). Срок выполнения работ по договору строительного подряда был определен до 27.09.2018 г.

На стадии предпроектного обследования и выбора земельного участка для строительства линии электропередачи в рамках договора № 41633527 (6036057) от 11.05.2018 г. стало известно, что трасса линии электропередачи должна пересекать земли принадлежащие на праве собственности <…>. Однако, собственник данных земельных участков отказал в прохождении трассы по его землям любым возможным способом, что подтверждается техническим отчетом о проведении предпроектного обследования и отказом <…> от 26.04.2018 г.

Иных электрических сетей, принадлежащих иным лицам и через которые возможно было бы осуществить опосредованное технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя, в данном поселке отсутствуют. Поэтому единственным возможным вариантом остается новое строительство до участка <…> через земельные участки <…>

В последующем Общество повторно направило <…> письмо о согласовании прохождения трассы линии электропередачи, либо предложения иного варианта разрешения сложившийся ситуации. 10.09.2018 г. от <…> поступил ответ об очередном отказе в прохождении линии электропередачи.

При таких обстоятельствах, поскольку иных вариантов выполнить технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Россети Центр» энергопринимающих устройств <…> не существует, следовательно, не имелось возможности исполнить обязательства по договору № 41633527 (6036057) от 11.05.2018 г. со стороны сетевой организации в установленный договором и Правилами ТП срок. Невозможность исполнения связана с отказами собственника в прохождении трассы ЛЭП.

Поэтому ввиду невозможности исполнения договора технологического присоединения № 41633527 (6036057) от 11.05.2018 г. в срок, ПАО «МРСК Центра» направило <…> уведомление о прекращении обязательств по договору, фактически означавшее предложение расторгнуть договор технологического присоединения № 41633527 (6036057) от 11.05.2018 г., так как у сетевой организации отсутствует право одностороннего расторжения договора.

Данное уведомление о прекращении обязательств по договору <…> не оспорила в суде, а наоборот согласилась с прекращением обязательств, направила в Липецкэнерго заявление о возврате уплаченных по договору денежных средств, а также подписала соглашение о возврате денежных средств по расторгнутому договору № 41633527 (6036057) от 11.05.2018 г. Иных заявлений о несогласии <…> с прекращением обязательств по договору в адрес сетевой организации не поступало.

При таких обстоятельствах сетевая организация добросовестно считала, что договор об осуществлении технологического присоединения № 41633527 (6036057) от 11.05.2018 г., расторгнутым.

Более года после прекращения обязательств по договору № 41633527 (6036057) от 11.05.2018 г.  <…> не обращалась в «Липецкэнерго» по вопросам исполнения/неисполнения договора ТП, не направляла каких-либо претензий, в том числе не заявляла о готовности исполнения обязательств по договору со своей стороны, что предусмотрено абз. 2 п. 8 договора № 41633527 (6036057) от 11.05.2018 г.

<…> обратилась в Липецкое УФАС России с заявлением о нарушении сроков выполнения мероприятий по первому договору № 41633527 (6036057) от 11.05.2018 г., указывая на то, что считает договор № 41633527 (6036057) от 11.05.2018 г.  действующим.

Рассмотрев заявление <…> о несвоевременном исполнении договора № № 41633527 (6036057) от 11.05.2018 г., Липецкое УФАС России вынесло постановление о наложении штрафа от 31.01.2020, в соответствии с которым в действиях Общества было признано нарушение Правил в части срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта <…>

ПАО «Россети Центр» в судебном порядке обжаловало постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 048/04/9.21-1142/2019 от 31.01.2020 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 101 000 рублей.

Однако, и Арбитражный суд Липецкой области решением от 31.03.2021 г. по делу АЗ6-1161/2020 и суды апелляционной и кассационной инстанций оставили постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 048/04/9.21-1142/2019 от 31.01.2020 в силе, указав, что направление <…> в ПАО «МРСК» обращения о возврате денежных средств, а также подписание между ПАО «МРСК» и <…> соглашения о возврате денежных средств по расторгнутому договору № 41633527 (6036057) от 11.05.2018 г., не свидетельствует о заключении и достижении между сторонами соглашения о расторжении договора № 41633527 (6036057) от 11.05.2018 г. об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по обоюдному согласию. В связи с чем договор № 41633527 (6036057) от 11.05.2018 г. признали действующим.

Помимо обжалования постановления Липецкого УФАС России от 31.01.2020 г., сетевая организация обращалась с иском к <…> в Данковский городской суд Липецкой области о признании договора № 41633527 (6036057) от 11.05.2018 г. прекращенным. Однако Данковский городской суд решением от 22.12.2020 г. № 2-569/2020 отказал в удовлетворении исковых требований.

Таким образом, за нарушение сроков исполнения обязательств по договору № № 41633527 (6036057) от 11.05.2018 г. сетевая организация привлечена к административной ответственности на основании постановления Липецкого УФАС России от 31.01.2020 г., административный штраф в размере 101 000,00 был оплачен сетевой организацией.

При этом следует отметить, что согласно ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести

административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Вместе с тем, <…> направила в сетевую организацию новую заявку на технологическое присоединение тех же энергопринимающих устройств, что и в рамках договора № 41633527 (6036057) от 11.05.2018 г.

На основании заявки <…> стороны заключили новый договор об осуществлении технологического присоединения № 41933651 (2020/1162) от 12.02.2020 г.

Однако, поскольку договор об осуществлении технологического присоединения № 41633527 (6036057) от 11.05.2018 г. был признан судами действующим, договор об осуществлении технологического присоединения № 41933651 (2020/1162) от 12.02.2020 г.  на основании судебных решений был аннулирован. Последующие мероприятия по осуществлению технологического присоединению энергопринимающих устройств <…> проводились в рамках договора № 41633527 (6036057) от 11.05.2018 г.

Письмом исх. № МР1-ЛП/14-1/2485 от 25.06.2021 ПАО «Россети Центр» направило в адрес <…> уведомление об аннулировании договора № 41933651 (2020/1162) от 12.02.2020 г.

Вместе с тем, за нарушение срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору № 41633527 (6036057) от 11.05.2018 г. ПАО «Россети Центр» уже было привлечено к административной ответственности (постановление Липецкого УФАС России № 048/04/9.21-1142/2019 от 31.01.2020.

В силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

Согласно части 1 статьи 28.9 при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 КоАП.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 24.5, ст. 28.9 и ст. 29.10 КоАП,

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

Производство по делу об административном правонарушении № 048/04/9.21-1075/2021, возбужденному в отношении ПАО «Россети Центр» в лице филиала ПАО «Россети Центр»» - «Липецкэнерго» (127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4; 398001, г. Липецк, ул. 50 лет НЛМК, д. 33; дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 17.12.2004, ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107, КПП 771501001), определением048/04/9.21-1075/2021 от 13.08.2021, прекратить в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, предусмотренном той же статьей КоАП РФ.

В соответствии частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении юридического лица, может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны