Решение б/н РЕШЕНИЕ №048/06/99-1040/2020 по результатам проверки от 6 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №048/06/99-1040/2020

по результатам проверки

«06» ноября 2020 года                                                                              г. Липецк

 

        На основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), приказа Липецкого УФАС России от 02.11.2020 №550, Комиссией Липецкого УФАС России,

        в отсутствие представителей заказчика проведена проверка соблюдения заказчиком - ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области» требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на строительство крытого футбольного манежа в г.Липецке (реестровый номер 0346200015620000017) (далее – электронный аукцион).

        Проверка начата 02.11.2020, окончена 06.11.2020.

Место проведения проверки: г.Липецк, пл.Плеханова, д.1.

Внеплановая проверка проведена Липецким УФАС России на основании подпункта «б» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

В результате анализа документов и сведений о проведении электронного аукциона установлено следующее.

Документация об электронном аукционе на строительство крытого футбольного манежа в г.Липецке (реестровый номер 0346200015620000017) и извещение размещены 11.06.2020 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Согласно протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 22.06.2020 №0346200015620000017-4, аукционной комиссией заказчика рассматривалась вторая часть единственной заявки участника закупки - ООО «СМУ-1» (заявка №2), поданная на участие в электронном аукционе.

При этом, в результате рассмотрения данной заявки, аукционная комиссия заказчика приняла решение: признать заявку №2 (ООО «СМУ-1») не соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией.

          Основанием для принятия аукционной комиссией заказчика данного решения послужило следующее: «В соответствии с ч.3  ст.64 Федерального закона   №44-ФЗ,  в п.11 части II «Информационная  карта аукциона в электронной  форме»  документации об электронном  аукционе установлено дополнительное  требование к участникам закупки, установленное Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99: -  Наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта  капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены   контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей. Документы, подтверждающие соответствие участников  закупки дополнительным требованиям, установленным ч. 2 ст.31  Федерального закона  № 44-ФЗ: -  копия исполненного контракта (договора); -  копия акта (актов) выполненных работ, содержащие (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные  частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока    подачи заявок на участие в закупке; -   копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ   должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. В соответствии с ч.8.2 ст.66 Федерального закона №44-ФЗ указанные документы (их копии) подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч.2 ст.31 Федерального закона №44-ФЗ, не включаются участником   такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с ч.19 ст.68 Федерального закона №44-ФЗ одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с ч.13 ст.24.2 Федерального закона № 44-ФЗ в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке. Участником закупки в качестве документов, подтверждающих наличие опыта выполнения работ, представлена копия Государственного контракта №80 от 30.09.2016 на сумму 264 445 909,00 руб.  Представленные участником закупки копии актов выполненных работ, подтверждающих стоимость исполненного контракта, не соответствуют требованию о том, что указанные документы должен быть подписаны не ранее чем за 3 года до даты окончания срока   подачи заявок на участие в закупке (до 19.06.2020). Представлены акты выполненных работ, подписанные за период с 25.10.2016 по 23.05.2017 на сумму 119 650 972,00 руб., за период с 25.07.2017 по 30.06.2018 на сумму 144 794 937,00 руб. В представленных копиях актов о приемке выполненных работ №6 от 25.07.2017 и №2 от 31.08.2017 отсутствует подпись директора ООО «СМУ №1», что не соответствует требованию о наличии всех обязательных реквизитов, установленных ч.2 ст.9 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Кроме того, копия акта о приемке выполненных работ №5 от 30.09.2017 на сумму 115 011,00 руб., представлена не в полном объеме (1 и последняя страница документа). Таким образом, на основании п.1 ч.6 ст.69 Федерального закона № 44-ФЗ, заявка участника закупки признается не соответствующей требованиям, установленным пунктом 11 части II «Информационная карта аукциона в электронной  форме» документации о закупке в связи с непредставлением документов и информации, которые предусмотрены  ч.8.2 ст.66 Федерального закона № 44-ФЗ.».

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации. Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление Правительства № 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 и № 2 к Постановлению Правительства № 99.

В приложении №1 к Постановлению Правительства №99 определены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, а также перечень документов, подтверждающих   соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.

         Так, при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, Постановлением Правительства N99 (в редакции на момент объявления закупки) к участникам закупки предъявлялись следующие дополнительные требования: наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей.

При этом, согласно п.2 Приложения N1 к Постановлению Правительства N99 (в редакции на момент объявления закупки), соответствие участника дополнительному требованию подтверждается следующими документами:

- копия исполненного контракта (договора);

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Таким образом, законодательно установленное дополнительное требование к участникам закупки о наличии у них опыта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту самого объекта капитального строительства, предполагает наличие, в том числе, опыта по сдаче и вводу капитального объекта в эксплуатацию, а также опыта несения гарантийных обязательств по объекту в целом. При этом, указанные в пункте 2 Приложения N1 Постановления Правительства N99 документы должны быть выданы в отношении участника закупки.

Объектом закупки является строительство крытого футбольного манежа в г.Липецке.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 749 938 932,00 руб.

Таким образом, на рассматриваемую закупку распространяются требования Постановления Правительства N99.

При этом, как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, п.11 части II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации об электронном аукционе содержит дополнительные требования к участникам закупки, установленные в соответствии с вышеупомянутым п.2 Приложения №1 Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015г. №99.

Проанализировав заявку №1 единственного участника закупки - ООО «СМУ №1» установлено, что в качестве документов, подтверждающих его соответствие установленному заказчиком дополнительному требованию, обществом представлены, в числе прочего, копии следующих документов:

- копию государственного контракта №80 генеральный подряд, заключенного с ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева», на выполнение работ по строительству общежития на 600 мест МГУ им. Н.П. Огарева (2 этап) от 30.09.2016, с приложениями, на сумму 264 445 909,00 руб. (согласно дополнительному соглашению №5 от 23.11.2017);

- копии актов о приемке выполненных работ (оформленные по унифицированной форме КС-2), копии справок о стоимости выполненных работ и затрат (оформленные по унифицированной форме КС-3);

- копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 17.05.2018, выданная ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева».

Как установлено, представленный участником государственный контракт №80 от 30.09.2016 свидетельствует о выполнении им соответствующих работ по строительству объекта капитального строительства в качестве генерального подрядчика.

При этом, также установлено, что представленные в составе дополнительных требований и указанные в протоколе копии актов выполненных работ по форме КС-2: №6 от 25.07.2017, №2 от 31.08.2017 и №5 от 30.09.2017 не содержат листов с подписями сторон, либо (во 2 случае) первую и последнюю страницу документа. Вместе с тем, у заказчика отсутствуют основания полагать, что не представлены документы, содержащие все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона N402-ФЗ, поскольку представленные копии соответствующих данным актам справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, содержащих подписи, фамилии (с инициалами), указание должности лиц, совершивших определенную операцию, и также являющихся в силу пункта 7.2 приложенного государственного контракта №80 документами, удостоверяющими приемку выполненных работ, и первичными учетными документами, подтверждают стоимость определенных выполненных работ, предусмотренных представленным государственным контрактом №80.

Сдача результата работ подрядчиком и его приемка заказчиком в силу п.2 статьи 720 ГК РФ может оформляться как актом, так и иным документом. С 1 января 2013г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению, в том числе формы, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. N 100. Вместе с тем, стороны (экономические субъекты), определяя формы первичных учетных документов, предусматривают их и в заключаемых договорах.

Представленный государственный контракт №80 предусматривает, что подрядчик в срок, указанный в п.п. 5.3.17 настоящего контракта, предоставляет заказчику акты о приемке выполненных работ, оформленные по унифицированной форме КС-2, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 11 ноября 1999г. №100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ». До 25 числа отчетного месяца подрядчик обязан предоставить справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, утвержденной указанным выше постановлением Госкомстата РФ, а также все документы, подтверждающие фактическое выполнение (исполнительную документацию, акты, расчеты и другие документы). В случае, если заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней не оформил представленные документы, не дал мотивированного отказа в приемке работ, работы считаются принятыми заказчиком и подлежат оплате.

При этом, если указанные документы в совокупности позволяют установить: наименование и дату составления документа; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; подписи, фамилии (с инициалами), а также должности лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за ее оформление, либо лиц, ответственных за оформление свершившегося события, - оснований полагать, что документ о выполнении отдельного этапа работ, предусмотренных договором, не был представлен (что свидетельствовало бы об отсутствии у участника надлежащего подтверждения опыта выполнения аналогичных работ), у Комиссии не имеется.

Указание в п.2 приложения 1 Постановления Правительства №99 такого документа как: акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные ч.2 ст.9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) обусловлено отсутствием необходимости установления конкретной формы акта, подлежащего представлению в составе заявки: требуется представить акт любой формы с учетом положений Закона №402-ФЗ, подтверждающий стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).

Кроме того, согласно письму ФАС России от 22.05.2020 №ИА/43260/20, Постановлением N99 не предъявляются требования к форме и порядку оформления документов, представляемых участниками закупки в составе заявки для целей подтверждения требуемого в соответствии с Постановлением N99 опыта выполнения работ, в связи с чем соблюдение (несоблюдение) формы/оформления представленного таким участником документа, по мнению ФАС России, не может являться формальным основанием для отказа в допуске такого участника к участию в закупке.

  Более того, согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 14.08.2020 N МЕ/70507/20 "О рассмотрении обращения": итоговый акт выполненных работ, из которого следует, что контракт (договор) исполнен в полном объеме, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом для расчета стоимости исполненного контракта (договора) учитываются все акты выполненных работ в совокупности, в том числе, подписанные ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

           Как установлено, в качестве документов, подтверждающих соответствие ООО «СМУ №1» установленному заказчиком дополнительному требованию, также представлена копия справки по форме КС-3, датированная от 30.06.2018, содержащая сведения о стоимости выполненных обществом работ на сумму 264 445 909,00 руб., соответствующей цене контракта с учетом заключенного дополнительного соглашения №5 от 23.11.2017.

Также установлено, что представленные копии актов по форме КС-2 (№6 от 25.07.2017, №2 от 31.08.2017 и №5 от 30.09.2017), а также соответствующие им справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3 в совокупности содержат всю необходимую информацию, свидетельствующую о том, что эти работы, предусмотренные приложенным контрактом, исполнены подрядчиком и приняты заказчиком и могут подтверждать стоимость исполненного контракта в данной части.

В соответствии с ч.1 ст.51 Градостроительным кодексом Российской Федерации № 190-ФЗ (далее – ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного ч.1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее- требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу ч.7 ст.51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с ч.4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос".

         Согласно абзацу 7 письма ФАС России ФАС России от 11.09.2019 №МЕ/79668/19 «О рассмотрении обращения»: «По вопросу о порядке предоставления в составе заявки копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию ФАС России обращает внимание, что согласно статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается застройщику и не может рассматриваться подтверждением о соответствии требованиям Постановления N 99 лица, которое выполняло отдельные виды строительных работ в качестве субподрядчика».

         При этом, как установлено, ООО «СМУ №1» в числе документов представило копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 17.05.2018, выданного стороне по представленному государственному контракту №80 от 30.09.2016 – государственному заказчику ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева».

Согласно ч.1 ст.69 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч.19 ст.68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей (ч.2 ст.69 Закона о контрактной системе).

При этом, в силу п.1 ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены ч.11 ст.24.1, ч.3 или 3.1, 5, 8.2 ст.66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

         А в силу ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе, принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.

        Таким образом, Комиссия Липецкого УФАС России, из совокупного анализа представленных вместе со второй частью заявки документов, руководствуясь пунктом 2 Приложения N1 к Постановлению Правительства N99, приходит к выводу, что оснований для признания заявки №1 единственного участника закупки - ООО «СМУ №1» не соответствующей требованиям документации по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 22.06.2020 №0346200015620000017-4, у аукционной комиссии заказчика не имелось, в связи с чем, аукционной комиссией при проведении электронного аукциона допущены нарушения положений ч.2 ст.69, ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе, выразившиеся в незаконном признании заявки ООО «СМУ №1» не соответствующей требованиям аукционной документации.

       Установленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотренного ч.2 ст.7.30 КоАП РФ.

       При этом, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что заказчиком повторно был проведен электронный аукцион на строительство крытого футбольного манежа в г.Липецке (реестровый номер 0346200015620000018), по результатам которого с ООО «СМУ №1» 01.09.2020 заключен контракт №0346200015620000018-138658 на строительство крытого футбольного манежа в г.Липецке.

        Руководствуясь ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

        1. В действиях аукционной комиссии заказчика - ОКУ «Управление капитального строительства Липецкой области» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на строительство крытого футбольного манежа в г.Липецке (реестровый номер 0346200015620000017) установлены нарушения ч.2 ст.69, ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе.

        2. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, ввиду заключенного контракта.

3. Передать материалы проверки должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны