Предписание №24–А–19 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 24–А–19 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВ... от 9 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ  №  24–А–19

о прекращении действий (бездействий), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

Липецким УФАС России в действиях ПАО «Квадра» в лице филиала ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация» (398600, г. Липецк, ул. Московская, д. 8а) установлены признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в  отказе либо уклонении от заключения соглашения об информационном взаимодействии с целью передачи данных о поверенных индивидуальных приборах учёта горячей воды.

В Липецкое УФАС России поступили заявления ООО «ГорВодоУчёт» и ООО «ПрофТехКом» о признаках нарушения ПАО «Квадра» в лице филиала ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация» антимонопольного законодательства.

С целью осуществления Липецким УФАС России своих полномочий по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, было установлено следующее.

В филиал ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация» 04.04.2018 обратилось ООО «ГорВодоУчёт» с заявлением о заключении соглашения об информационном взаимодействии с целью передачи данных о поверенных индивидуальных приборах учёта горячей воды.

Письменный ответ филиал ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация» ООО «ГорВодоУчет» не предоставил. Соглашение не было заключено.

Кроме того, в филиал ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация» 19.12.2018 обратилось ООО «ПрофТехКом» с заявлением о заключении аналогичного соглашения об информационном взаимодействии.

Письменный ответ филиал ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация» ООО «ПрофТехКом» был направлен 25.01.2019 с просьбой о предоставлении дополнительной информации (исх. № АБ-815/803 от 25.01.2019). Письмо о предоставлении дополнительной информации получено 06.02.2019 филиалом ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация». Соглашение не было заключено.

Вместе с тем, филиалом ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация» на запрос Липецкого УФАС России (№ 6260-02 от 19.08.2019) были представлены копии соглашений между Филиалом и поверочными службами: ООО «Протэкт», ООО «Регион-Торг», ООО «РВЦ Стройсервис».

Предметом указанных соглашений является организация совместных действий «Сторон», направленных на улучшение качества обслуживания собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах г. Липецка и Липецкой области.

Согласно п. 2.1 – 2.2 основу взаимодействия составляют сведения о поверке индивидуальных приборов учёта горячей воды, установленных в жилых помещениях в многоквартирных домах. Информация предоставляется в электронном виде по электронной почте или посредством иных цифровых носителей.

Согласно п. 3.2.1 соглашений ПАО «Квадра – Генерирующая компания» в лице заместителя директора по сбыту филиала ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация» обязана размещать информационное сообщение о Стороне 1 (осуществляющей поверку индивидуальных приборов учёта горячей воды), в период действия соглашения, в платежных документах, направляемых потребителям, а именно, наименовании компании, сведениях о деятельности компании в части проведения поверок индивидуальных приборов учёта горячей воды, адрес и контактные телефоны.

Кроме того, в письме в адрес Липецкого УФАС России № АА-315/13173 от 07.11.2019 филиал ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация» сообщил, что предложения ООО «ГорВодоУчёт» и ООО «ПрофТехКом» оставлены без рассмотрения.

Исходя из положений пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание дискриминационных условий.

Согласно п. 8 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Следовательно, злоупотребление доминирующим положением характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

1) доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

2) совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия);

3) наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей;

4) наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон об обеспечении единства измерений) целями настоящего Федерального закона являются:

1) установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;

2) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

3) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;

4) содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона об обеспечении единства измерений, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

Поверка средств измерений (далее также – поверка) – совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям, согласно ст. 2 Закона об обеспечении единства измерений.

Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели (часть 2 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений).

Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений в соответствии с Законом об обеспечении единства измерений. К указанным работам и (или) услугам относятся, в том числе поверка средств измерений (пункт 2 статьи 19 Закона об обеспечении единства измерений).

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе и нести связанные с этой деятельностью обязанности; коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом; отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно реестру аккредитованных лиц Федеральной службы по аккредитации (www.fsa.gov.ru), сформированному на июнь 2019 года, ООО «ГорВодоУчёт» и ООО «ПрофТехКом» имеют действующие аккредитации в области обеспечения единства измерений.

Таким образом, ООО «ГорВодоУчёт» и ООО «ПрофТехКом» являются юридическими лицами, аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений средств измерений.

Согласно п. 11 ч. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» коммерческий учёт воды и сточных вод (далее также – коммерческий учет) – определение количества поданной (полученной) за определённый период воды, принятых (отведённых) сточных вод с помощью средств измерений (далее – приборы учёта) или расчётным способом.

Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 утверждены Правила организации коммерческого учёта воды, сточных вод.

Согласно п. 10 постановления Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» сбор сведений о показаниях приборов учёта о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах, количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета, и иных сведений, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учёта, а также снятие показаний приборов учёта, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), осуществляется абонентом или транзитной организацией, если иное не предусмотрено договорами абонента и (или) транзитной организации с организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.

Абонент или транзитная организация предоставляют организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, сведения о показаниях приборов учёта, а также сведения о текущих показаниях приборов учёта после получения запроса о предоставлении таких сведений от организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение. Такая информация направляется организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, любым доступным способом, позволяющим подтвердить получение организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, указанной информации.

Таким образом, законодатель установил обязанность абонента или транзитной организации передавать сведения о показаниях приборов учёта организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, при этом водоснабжающая организация и организация, предоставляющая сведения о показаниях приборов учёта, оказывают разные услуги на разных товарных рынках.

Согласно анализу состояния конкуренции на рынке услуг горячего водоснабжения в границах системы централизованного горячего водоснабжения установлено следующее:

  1. временной интервал исследования – 2018 год,
  2. продуктовые границы товарного рынка – горячее водоснабжение в границах системы централизованного горячего водоснабжения,
  3. ПАО «Квадра» в лице филиала ПАО «Квадра» – «Липецкая генерация» занимает доминирующее положение на рынке услуг горячего водоснабжения в границах системы централизованного горячего водоснабжения, как субъект естественной монополии, и как хозяйствующий субъект, занимающий долю на товарном рынке более 50% (85,7%),
  4. рынок услуг горячего водоснабжение в границах системы централизованного горячего водоснабжения является смежным с рынком услуг поверки индивидуальных приборов учёта горячей воды,
  5. географическими границами товарного рынка являются административные границы Липецкой области.

Таким образом, ПАО «Квадра» в лице филиала ПАО «Квадра» – «Липецкая генерация» занимает доминирующее положение на рынке услуг горячего водоснабжения в границах системы централизованного горячего водоснабжения, а заявители ООО «ГорВодоУчёт» и ООО «ПрофТехКом» осуществляют деятельность на ином товарном рынке услуг поверки индивидуальных приборов учёта горячей воды.

Действия хозяйствующих субъектов на разных товарных рынках могут быть взаимозависимы и (или) взаимодополняемы. В антимонопольном законодательстве имеется понятие "смежный рынок". Возможны ситуации, когда доминирующий хозяйствующий субъект оказывает влияние на смежные товарные рынки, на которых он не присутствует.

Так, рынок горячего водоснабжения, на котором покупатели приобретают ресурс горячую воду, связан с рынком услуг поверки индивидуальных приборов учёта горячей воды, которые впоследствии также приобретаются покупателями. Рынок поверки индивидуальных приборов учёта горячей воды напрямую зависит от рынка горячего водоснабжения.

Согласно имеющейся в распоряжении Липецкого УФАС России информации ПАО «Квадра» в лице филиала ПАО «Квадра» – «Липецкая генерация» на платёжных документах на оплату коммунальных ресурсов, в том числе услуг горячего водоснабжения, во исполнение п. 3.2.1 соглашений, размещает сведения о трёх хозяйствующих субъектах: ООО «Протэкт», ООО «Регион-Торг», ООО «РВЦ Стройсервис», оказывающих услуги поверки индивидуальных приборов учёта горячей воды и передачи сведений ПАО «Квадра» в лице филиала ПАО «Квадра» – «Липецкая генерация» о поверенных индивидуальных приборах учёта в жилых помещениях и многоквартирных домах. С указанными хозяйствующими субъектами ПАО «Квадра» в лице филиала ПАО «Квадра» – «Липецкая генерация» заключены соглашения об информационном взаимодействии.

Согласно п. 2 Разъяснения Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 8 «О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 11) статья 10 Закона о защите конкуренции содержит запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. При этом указанная норма не уточняет товарный рынок, на котором могут иметь место указанные последствия в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий.

Вместе с тем, ПАО «Квадра» в лице филиала ПАО «Квадра» – «Липецкая генерация», заключив соглашения об информационном взаимодействии с ООО «Протэкт», ООО «Регион-Торг», ООО «РВЦ Стройсервис» по передаче сведений о поверке индивидуальных приборов учёта в жилых помещениях и многоквартирных домах, и, разместив на платёжных документах на оплату коммунальных ресурсов, сведения об указанных хозяйствующих субъектах, своим бездействием (уклонением) от заключения аналогичных соглашений об информационном взаимодействии может создать дискриминационные условия для ООО «ГорВодоУчёт» и ООО «ПрофТехКом», осуществляющих деятельность на смежном товарном рынке услуг поверки индивидуальных приборов учёта горячей воды.

Таким образом, результатом действий (бездействия) доминирующего хозяйствующего субъекта ПАО «Квадра» в лице филиала ПАО «Квадра» – «Липецкая генерация» на товарном рынке услуг по горячему водоснабжению в границах системы централизованного горячего водоснабжения, могли явиться негативные последствия в виде создания дискриминационных условий ООО «ГорВодоУчёт» и ООО «ПрофТехКом» на смежном товарном рынке услуг поверки индивидуальных приборов учёта горячей воды, на которых указанный субъект не доминирует.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с частями 1, 2 ст. 39.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, хозяйствующему субъекту выдаётся предупреждение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Липецкое УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает ПАО «Квадра» в лице филиала ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация» о необходимости прекращения указанных действий (бездействия), путём:

 

- заключения соглашений об информационном взаимодействии с целью передачи данных о поверенных индивидуальных приборах учёта горячей воды, в том числе при рассмотрении предложений ООО «ГорВодоУчёт» (640007, Курганская обл., г. Курган, ул. Омская, д. 155, офис 25) и ООО «ПрофТехКом» (115404, г. Москва, ул. Бирюлёвская, д. 1 корп. 3, кв. 100) в срок до 01.03.2020.

 

О выполнении предупреждения сообщить в Липецкое УФАС России в   течение  трёх  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с ч. 7, 8 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  "О защите конкуренции" при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Отсутствие в Липецком УФАС России документов, подтверждающих исполнение настоящего предупреждения в установленный срок, будет расценено как неисполнение такого предупреждения.

 

 

Руководитель         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны