Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении филиала ОАО «МРСК ... от 29 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

  город Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена «26» мая 2015 года                                                                                             

В полном объеме решение изготовлено «28» мая 2015 года

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Сешенов А.А. руководитель,

Члены Комиссии:

Жданов Г.И. заместитель руководителя - начальник отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,

Гребенщиков М.А. старший государственный инспектор отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,

Шипулина Ю.А. специалист-эксперт отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,

в присутствии:

от заявителей - ИП <…> ИП <…>,

от ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» - представитель <...>,

рассмотрев дело № 65 по признакам нарушения ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго<…> части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Липецкого УФАС России поступило заявление ИП <…>, ИП <…>, осуществляющих выполнение проектной документации на электроснабжение объектов, по вопросу прекращения согласования филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» всех проектов на электроснабжение объектов, при согласовании проектов предъявляются требования, непредусмотренные действующим законодательством, увеличились сроки согласования проектов.

С целью объективного и всестороннего рассмотрения данного заявления Липецким УФАС России была получена необходимая информация и документы, в результате анализа которых установлено следующее.

ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» является сетевой организацией, то есть организацией, владеющей на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств  (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющей право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861).

Порядок технологического присоединения определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения).

В соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Согласно пп. «в» п. 18 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают в себя разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.

В соответствии с п. 18(5) Правил технологического присоединения заявитель, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет менее 150 кВт включительно, вправе в инициативном порядке представить в сетевую организацию разработанную им в соответствии с подпунктом "в" пункта 18 настоящих Правил проектную документацию на подтверждение ее соответствия техническим условиям.

Сетевая организация, а также соответствующий субъект оперативно-диспетчерского управления, в случае если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления, подтверждают соответствие представленной документации требованиям технических условий или предоставляют заявителю информацию о несоответствии представленной документации требованиям технических условий. Срок подтверждения соответствия документации требованиям технических условий не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией документации от заявителя, а в случае если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления, указанный срок не должен превышать 25 дней. При этом действия сетевой организации, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления, связанные с подтверждением и (или) предоставлением заявителю информации о соответствии (несоответствии) представленной документации требованиям технических условий, совершаются ими без взимания платы.

Как следует из материалов дела, в соответствии с письмом филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» от 06.04.2015г. № ЛП/Р11-19-538, направленного <…> по адресу: Липецкая обл., г. Елец, ул. Радиотехническая «сквер Харченко», проектная документация № 14-15-ЭМ по объекту: «вводное устройство тонара расположенного в г. Ельце ул. Радиотехническая остановка сквер «Харченко» разработанная ИП <…> на основании Технических условий № 4000287878 (4271733) к договору об осуществлении технологического присоединения, заключенного между филиалом и <…>. рассмотрена и не согласована в связи с отсутствием СРО у проектировщика.

В соответствии с письмом филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» от 17.02.2015г. № ЛП/Р11-19-390, направленного <…> по адресу: Липецкая обл., д. Красный Хутор, с/п Воронецкий с/совет, проектная документация № 2-15-ЭМ по объекту: «вводное устройство свинофермы расположенной в Елецком районе с/п Воронецкий сельсовет, западнее д. Красный Хутор зем. участок № 48:07:1520501:193, разработанная ИП <…> на основании Технических условий № 4000278938 (4197861) к договору об осуществлении технологического присоединения, заключенного между филиалом и Курбановым В.В. рассмотрена и не согласована в связи с отсутствием СРО у проектировщика.

В заседании Комиссии Липецкого УФАС России объявлялся перерыв до 26.05.2015 до 12 мин. 00 мин. в целях необходимости получения от филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» письменных пояснений и документов, необходимых для рассмотрения дела.

Из пояснений филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго», изложенных в письмах от 22.04.2015г. № МРСК/ЛП/09-1162, от 26.05.2015г. № МРСК/ЛП/09, следует, что работы по проектировке наружных сетей электроснабжения до 35 кВ включительно и их сооружений должны выполняться организациями, имеющими СРО.

Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

 

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерством регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень видов работ).

К таким видам работам отнесены работы по подготовке проектов наружных сетей электроснабжения до 35 кВ включительно и их сооружений (п. 5.3 Раздела II Перечня видов работ).

Из пояснений, представленных заявителями 14.05.2015, следует, что все проекты о которых идет речь в заявлении, предусматривают только выполнение наружных сетей электроснабжения на напряжении 380/220В. Внутреннее электроснабжение объектов в эти проекты не входит.

Документов, подтверждающих, что ИП <…>., ИП <…> являются членами СРО в Липецкое УФАС России не представлено.

При этом Комиссия Липецкого УФАС России считает ссылку заявителей на письма Минэкономразвития России от 09.02.2009г. № Д05-650, Минрегионразвития России от 02.04.2009г. № 9431-СМ/08 не состоятельной, поскольку они не являются официальным разъяснением норм действующего законодательства и были оформлены до утверждения Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624).

При таких обстоятельствах, Комиссия Липецкого УФАС России не усматривает нарушение норм действующего законодательства в действиях филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» при отказе в согласовании разработанной ИП <…>, ИП <…> проектной документации по причине отсутствия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Кроме того, Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.

Срок согласования филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» разработанной ИП <…> проектной документации № 11-15.ЭС по заказу <…> (Электроснабжение вводного устройства строящегося жилого дома по адресу<…> составляет 30 дней.

Срок согласования филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» разработанной ИП <…> проектной документации № 11-15.ЭС по заказу <…> (Электроснабжение вводного устройства нежилого помещения по адресу: <…> составляет 16 дней.

Срок согласования филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» разработанной ИП <…>проектной документации № 10-15.ЭС по заказу <…> (Электроснабжение вводного устройства жилого дома по адресу: Липецкая область, г. Елец, пер. Матросова, д. 28) составляет 16 дней.

Таким образом, филиал ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» превысил десятидневный срок подтверждения соответствия проектной документации требованиям технических условий, что является нарушением п. 18(5) Правил.

Доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств непреодолимой силы, возникших после получения сетевой организацией от указанных физических лиц проектной документации на подтверждение ее соответствия техническим условиям и препятствовавших филиалу ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» в осуществлении надлежащего исполнения своих обязательств в установленный срок, не представлено.

В соответствии со статьей 3, частью 1 статьи 4 Федерального Закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Частью 5 статьи 5 Федерального Закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» является субъектом естественной монополии, включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, приказом Липецкого УФАС России № 122 от 27.08.2008г. в сфере услуг по передаче электрической энергии с долей более 65% в географических границах Липецкой области, в связи с чем занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии по принадлежащему ему на праве собственности и ином законном основании объектам электросетевого хозяйства.

При этом передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляется непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение. В свою очередь разработка заявителем и подтверждение сетевой организацией соответствия проектной документации требованиям технических условий является одним из этапов технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации.

Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.09.2009г. № 6057/09 по делу № А49-3724/2008-120а/21-АК, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» не допускаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, несогласование ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» проектной документации, разработанной ИП <..>, ИП <…> по объектам: <…> (проект № 11-15.ЭС. Электроснабжение вводного устройства строящегося жилого дома по адресу<…>); <…> (проект № 14-15.ЭС. Электроснабжение вводного устройства нежилого помещения по адресу: <…> (проект № 10-15.ЭС. Электроснабжение вводного устройства жилого дома по адресу: <…>), в срок, который не может превышать 10 дней, не соответствует п. 18(5) Правил, может явиться препятствием для осуществления предпринимательской деятельности указанных лиц, а также может препятствовать лицам, обратившимся к проектировщикам, выполнить мероприятия по технологическому присоединению в рамках договора об осуществлении технологического присоединения, заключенного с сетевой организацией, и является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать наличие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём несогласования проектной документации, разработанной ИП <…>, ИП <…> по объектам<…> (проект № 11-15.ЭС. Электроснабжение вводного устройства строящегося жилого дома по адресу: <…> (проект № 14-15.ЭС. Электроснабжение вводного устройства нежилого помещения по адресу: <…>проект № 10-15.ЭС. Электроснабжение вводного устройства жилого дома по адресу: <…>, в сроки, установленные п. 18(5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

2. Выдать ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 65

 

«28» мая 2015 года                                                                                                    город Липецк

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Сешенов А.А. руководитель,

Члены Комиссии:

Жданов Г.И. заместитель руководителя - начальник отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,

Гребенщиков М.А. старший государственный инспектор отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,

Шипулина Ю.А. специалист-эксперт отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,

руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от «28» мая 2015 года по делу № 65 о нарушении ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго<…> части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» в срок до «19» июня 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно предпринять меры для подтверждения соответствия требованиям технических условий проектной документации, разрабатываемой ИП <…>, ИП <…>, в сроки, установленные п. 18(5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

2. ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» о выполнении настоящего предписания письменно сообщить в Липецкое УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны