Постановление №ИП/7319/23 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е о назначении административного нак... от 25 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17.10.2023 N 307-ЭС23-10623 по делу N А21-7903/2022Категория спора: Привлечение к административной ответственности.Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ за нарушение правил недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения).Решение: Требование удовлетворено в части - штраф заменен на предупреждение, поскольку сроки, в течение

 

 

 

Заместителю начальника отдела земельных и имущественных отношений Администрации Хлевенского муниципального района


 

<...>

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

по делу № 048/04/7.32.4-882/2023

24.10.2023 город Липецк

 

Я, руководитель Липецкого УФАС России <...>, руководствуясь ст. 23.66 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), от имени Липецкого УФАС России (далее - должностное лицо государственного органа), рассмотрев протокол об административном правонарушении от 19.10.2023 по делу № 048/04/7.32.4-882/2023 и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица – заместителя начальника отдела земельных и имущественных отношений Администрации Хлевенского муниципального района <...>, в отсутствие <...>, уведомленной надлежащим образом, руководствуясь ст. 29.7 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

 

Протоколом об административном правонарушении от 19.10.2023 по делу № 048/04/7.32.4-882/2023 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – заместителя начальника отдела земельных и имущественных отношений Администрации Хлевенского муниципального района <...>, по признакам нарушения ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

До рассмотрения настоящего дела по существу от <...>, поступило ходатайство о рассмотрении настоящего дела в ее отсутствие.

Рассмотрев данное ходатайство, должностным лицом государственного органа было принято решение удовлетворить ходатайство <...> и рассмотреть настоящее дело в ее отсутствие.

Определением от 19.10.2023 (Исх. № ИП/7188/23) рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 24.10.2023 в 09 ч. 30 мин.

Отводов <...> заявлено не было, обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела должностным лицом государственного органа (ст. 29.2 КоАП РФ) и участия в производстве по делу лиц, указанных в ст. 25.12 КоАП РФ, не выявлено.

Оценив в порядке ст. 26.11 КоАП РФ, имеющиеся в деле доказательства, должностное лицо государственного органа, пришло к следующим выводам относительно подлежащих выяснению обстоятельств.

Решением Комиссии Липецкого УФАС России от 22.08.2023 № 048/10/18.1-657/2023 в действиях Администрации Хлевенского муниципального района был установлен факт нарушения подп. 3, подп. 4 п. 8, подп. 2, подп. 4 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ, подп. 2 п. 8 ст. 39.12 ЗК РФ, п. 4 ч. 15 ст. 39.12 ЗК РФ.

Указанное нарушение выразилось в следующем.

22.06.2023 Организатором торгов на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru размещено извещение № 21000004780000000012 о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка площадью 221 кв. м, с кадастровым номером <...>, относящегося к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <...>.

Дата начала приема заявок на участие в аукционе – 23.06.2023 с 08.00 часов по местному времени.

Дата и время окончания подачи заявок на участие в аукционе – 19.07.2023 в 16.00 часов по местному времени.

Дата, время и место рассмотрения заявок – 20.07.2023 в 10.00 часов по местному времени.

Место рассмотрения заявок – <...>, кабинет отдела земельных и имущественных отношений.

Дата, время и место проведения аукциона – 24.07.2023 в 10.00 часов по местному времени.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе № <...> от 20.07.2023 было допущено к участию в процедуре и признано участниками процедуры 7 участников аукциона.

Согласно протоколу подведения итогов от 25.07.2023 победителем аукциона был признан участник <...>, предложивший наибольшую цену лота в размере 346 640 рублей. Участником, сделавшим предпоследнее предложение о цене имущества в размере 346 220 рублей, стал <...>

В соответствии с пп. 3 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений.

В соответствии с пп. 4 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения).

Согласно сведениям с сайта Публичной кадастровой карты России https://egrp365.org/ земельный участок с кадастровым номером <...> относится к категории земель – земли населенных пунктов.

В соответствии с ч. 1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

В извещении о проведении рассматриваемого аукциона отсутствуют какие-либо сведения о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства на дату опубликования указанного извещения.

Данная информация является существенной и подлежит указанию в информационном сообщении о проводимом аукционе.

Так, в отсутствие установленных предельных параметров разрешенного строительства указанный земельный участок не может быть предметом аукциона. При указанных обстоятельствах в действиях Организатора торгов нарушение подп. 3 п. 8, подп. 4 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ.

В соответствии с пп. 4 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка отсутствует информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений.

Согласно пп. 4 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения в том числе, о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения).

Как было установлено ранее, спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства».

Согласно коду 2.2 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" ведение личного подсобного хозяйства имеет следующее описание: размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1; производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.

Таким образом, законодательством прямо предусмотрено для данного вида разрешенного использования земельного участка возможность размещения жилого дома, из чего следует, что под исключение, указанное в пп. 4 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ рассматриваемый земельный участок не попадает.

Таким образом, информация в извещении, а также в иной аукционной документации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения отсутствует.

Исходя из изложенного, Организатором торгов при проведении аукциона, нарушены подп. 4 п. 8, подп. 4 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ.

Кроме того, в соответствии с подп. 2 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения об уполномоченном органе и о реквизитах решения о проведении аукциона.

В нарушение подп. 2 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ в извещении отсутствуют сведения об уполномоченном органе и о реквизитах решения о проведении аукциона.

При этом норма закона требует обязательного наличия указанных сведений в извещении. Извещение о проведении открытого аукциона по своей правовой природе является публичной офертой, которая в силу ч. 2 ст. 437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику торгов.

Вместе с тем, согласно п. 4 ч. 15 ст. 39.12 ЗК РФ результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. В протоколе указываются, в том числе: наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства (для гражданина) победителя аукциона и иного участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона;

Протокол подведения итогов аукциона от 25.07.2023 в нарушение п. 4 ч. 15 ст. 39.12 ЗК РФ не содержит сведений о месте жительства победителя аукциона и участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона.

Таким образом, в действиях Организатора торгов установлено нарушение п. 4 ч. 15 ст. 39.12 ЗК РФ.

В соответствии со ст.7 Закона о закупках, за нарушение требований настоящего Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 9 настоящей статьи и статьями 7.29 - 7.32 и 7.32.3 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств в их совокупности и взаимосвязи должностное лицо антимонопольного органа приходит к выводу о нарушении Организатором торгов подп. 3, подп. 4 п. 8, подп. 2, подп. 4 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ, подп. 2 п. 8 ст. 39.12 ЗК РФ, п. 4 ч. 15 ст. 39.12 ЗК РФ, что указывает на событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Пунктом 1 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно абз. 2 ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Распоряжением Администрации Хлевенского муниципального района от 28.02.2019 № 20-рл, <...> была переведена на должность заместителя начальника отдела земельных и имущественных отношений администрации района с 01.03.2019.

Согласно п. 3.6 должностной инструкции заместителя начальника отдела земельных и имущественных отношений администрации района, исходя из задач и функций отдела земельных и имущественных отношений администрации района осуществляет в том числе работу в комиссии по организации и проведению торгов, подготовки аукционной документации и размещения на официальных сайтах.

Кроме того, п. 1.1 извещения предусмотрено, что <...> является контактным лицом.

Таким образом, заместитель начальника отдела земельных и имущественных отношений Администрации Хлевенского муниципального района <...>, по смыслу ст. 2.4 КоАП РФ является должностным лицом и несет ответственность за административное правонарушение, предусмотренное ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.

Как следует из диспозиции ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ, объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в бездействии по указанию в извещении, а также в иной аукционной документации информации, требующей в соответствии с нормами ЗК РФ обязательного указания.

Субъектом правонарушения является должностное лицо – заместитель начальника отдела земельных и имущественных отношений Администрации Хлевенского муниципального района <...>

Субъективная сторона правонарушения, совершенного <...> характеризуется наличием вины в форме неосторожности, так как <...> не предвидела возможности наступления вредных последствий, хотя должна была и могла их предвидеть.

Местом совершения настоящего правонарушения следует считать – место исполнения <...>. своих должностных обязанностей: <...>

Время совершения административного правонарушения: 22.06.2023, 25.07.2023.

Вред в административных правонарушениях, составы которых являются формальными, презюмируется самим фактом совершения деяния.

Таким образом, должностным лицом государственного органа установлено наличие события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

В протоколе об административном правонарушении <...> указала, что согласна, что в аукционной документации не были указаны параметры строительства и отсутствовало техническое присоединение.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

В силу п. 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе защита собственности, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Статья 7.32.4 КоАП РФ включена в главу 7 КоАП РФ, объединяющую административные правонарушения в области охраны собственности.

С учетом целей и задач законодательства об административных правонарушениях, установление административной ответственности за несоблюдение требований законодательства имеет целью предотвратить наступление существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в области охраны собственности.

Таким образом, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

Данное правонарушение не является малозначительным, поскольку посягает на порядок проведения обязательных в соответствии с законодательством торгов.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.

Основания для прекращения производства по делу отсутствуют.

Оснований, исключающих производство по делу об административном правонарушении, перечень которых предусмотрен в ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

При рассмотрении материалов административного дела было установлено обстоятельство, смягчающее административную ответственность, установленное п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, а именно: оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные ст. 4.3 КоАП РФ, не установлены.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018 (далее - Обзор судебной практики), помимо прочих условий, установленных ст. 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная ст. 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной.

При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.

При этом условий, в соответствии с которыми оценка возможности применения предупреждения по последующему правонарушению зависит от наличия (вступления в силу) постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению на момент совершения последующего правонарушения, ст. 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ не предусматривают.

Вместе с тем указанная в п. 43 Обзора судебной практики правовая позиция не может быть применена к рассматриваемой по настоящему делу ситуации.

Помимо прочих условий, установленных ст. 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная ст. 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.

Вместе с тем в соответствии с положениями ч. 1 ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи.

Кроме того, как это следует из ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ, постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

Таким образом, истечение сроков, указанных в стст. 4.6 и 31.9 КоАП РФ, в период течения которых лицо считается подвергнутым административному наказанию по одному или нескольким административным правонарушениям, исключает возможность учета таких административных правонарушений в качестве основания, препятствующего применению взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ст. 4.1.1 КоАП РФ, позволяющих заменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Указанная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.09.2018 303-АД18-5207.

Как установлено должностным лицом государственного органа постановление от 02.12.2021 по делу № 048/04/7.32.4-1500/2021 о привлечении <...> к административной ответственности и установлении наказания в виде предупреждения, вступило в законную силу 15.12.2021, следовательно, срок, в период течения которого <...> считалось подвергнутой административному наказанию на основании указанного постановления истек 15.12.2022, при этом вменяемое по настоящему делу правонарушение было совершено 22.06.2023 и 25.07.2023.

Учитывая, что установленные ст. 4.6 КоАП РФ сроки, в период течения которых <...> считалась подвергнутой административному наказанию на основании постановления от 02.12.2021 по делу № 048/04/7.32.4-1500/2021, истекли, то данное правонарушение не может препятствовать применению в отношении нее положений ч. 2 ст. 3.4 и ст. 4.1.1 КоАП РФ о замене штрафа на предупреждение.

На основании изложенного, принимая во внимание доказанность состава административного правонарушения, подтвержденного документами, имеющимися в деле об административном правонарушении, а также руководствуясь ч. 2 ст. 4.1, ч. 1 ст. 4.1.1, ч. 8 ст.7.32.3, ст. 23.66, ст. 29.9 КоАП РФ,

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

  1. Признать должностное лицо – заместителя начальника отдела земельных и имущественных отношений Администрации Хлевенского муниципального района <...>, виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

  2. Назначить <...> административное наказание, в виде предупреждения в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 п. 3 ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

   

Руководитель Липецкого УФАС России

<...>

 

 

 

 

 

     

 

 

 

     

 

 

 

 

<...>

 

 

2023-9029

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны