Решение №048/05/28-415/2019 - от 7 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

07 августа 2019 года                                                                                              г. Липецк     

 

Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2019 года.

Решение в полном объеме изготовлено 07 августа 2019 года.

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<…> заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции,

Члены комиссии:

<…> государственный инспектор отдела защиты конкуренции,

<…> государственный инспектор отдела защиты конкуренции,

рассмотрела  дело № 048/05/28-415/2019 по признакам нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) публичным акционерным обществом банком социального развития и строительства «Липецккомбанк» (<…>) (далее – ПАО «Липецккомбанк»),

 

в присутствии:

представителя ответчика ПАО «Липецккомбанк» – <…> (по доверенности),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Сотрудниками Липецкого УФАС России установлено, что в г. Липецке, на ул. Московская, в районе остановки наземного транспорта «Московская» (направление движения в сторону остановки наземного транспорта «9 микрорайон»), а также, на ул. Проспект 60 лет СССР, в районе остановки наземного транспорта «24 микрорайон» (направление движения в сторону остановки наземного транспорта «Березовая аллея») на сменяющейся рекламной конструкции распространяется информация, следующего содержания: «Расслабьтесь, сбудется Кредит на мечту ЛКБ 10% до 3 000 000 руб».

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

П. 3 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама должна быть адресована неопределенному кругу лиц. Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Информация, распространяемая на сменяющейся рекламной конструкции, расположенной на ул. Московская, в районе остановки наземного транспорта «Московская» (направление движения в сторону остановки наземного транспорта «9 микрорайон»), а также, на ул. Проспект 60 лет СССР, в районе остановки наземного транспорта «24 микрорайон» (направление движения в сторону остановки наземного транспорта «Березовая аллея»), следующего содержания: «Расслабьтесь, сбудется Кредит на мечту ЛКБ 10% до 3 000 000 руб»., соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Закона о рекламе и является рекламной.

Статья 28 Закона о рекламе устанавливает требования к рекламе финансовых услуг.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Целью введения столь значительных ограничений к рекламе финансовых, страховых и иных финансовых услуг, связанных с вложением денежных средств или пользованием ими юридическими и физическими лицами, являются защита данных лиц от злоупотреблений и предотвращение ситуаций, связанных с фактическим введением потребителя в заблуждение.

Финансовые услуги в настоящее время пользуются большим спросом, в первую очередь среди физических лиц, которые намерены выбрать наиболее эффективный и выгодный способ вложения денежных средств либо получения кредита. Поэтому достоверность рекламы и соответствие ее восприятия потребителем фактическому содержанию и качеству услуг имеют существенное значение для защиты экономических прав граждан и организаций и предотвращения недобросовестной конкуренции.

Также согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

При этом, в рассматриваемой рекламе указана процентная ставка – 10 % и максимальная сумма кредита – 3 000 000 рублей.

Следует отметить, что анализ положений Закона о рекламе показывает системную связь положений статьи 28 Закона о рекламе с положениями статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В развитие установленного частью 7 статьи 5 Закона о рекламе запрета статья 28 Закона о рекламе не допускает в рекламе умалчивать о существенных для потребителей условиях оказания финансовых услуг и предписывает сообщать все без исключения условия соответствующих договоров, влияющие на фактические доходы и расходы потребителей, если в рекламе содержится хоть одно из таких условий.

Поскольку распространяемая реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях оказания финансовых услуг может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

Следует отметить, что в рассматриваемой рекламе имеется мелкий шрифт, который является нечитаемым в силу используемого размера и цвета текста.

Во многих случаях из рекламных материалов потребители не получают информацию об условиях оказания финансовых услуг в доступной форме и в полном объеме. Очень часто банки используют в рекламе способ доведения информации, при котором информация о привлекательных и выгодных условиях получения кредита или размещения вклада дается большим форматом, а все остальные важные условия, которые являются неотъемлемой частью договоров кредита или вклада и не всегда выгодны для потребителя, предоставляются мелким, неразличимым шрифтом.

Если нечитаемым шрифтом изложены существенные условия оказания услуг, возможно, что решение о выборе той или иной услуги будет принято на основании неполной информации и под влиянием заблуждения о ее преимуществе по сравнению с услугами других организаций, оказывающих аналогичные финансовые услуги.

Сообщение такой информации может создавать у потребителей ожидания, не соответствующие реальным свойствам рекламируемого товара, в том числе финансовых услуг, то есть ввести их в заблуждение. Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие, свидетельствует о недобросовестности такой рекламы (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2009 № 8287/09 по делу № А32-17357/08-59/223-105АЖ).

На основании изложенного информацию о предоставлении потребительского кредита, указанную в рекламе мелким шрифтом, следует признавать фактически отсутствующей, так как она не доведена до потребителя надлежащим образом, что является нарушением требований Закона о рекламе.

При оценке данной рекламы учитываются все особенности размещения рекламы (месторасположение над проезжей частью дороги, ограниченное время считывания информации ввиду сменяющейся конструкции, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, а также высота расположения рекламной конструкции и пр.), которые лишают возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только основной текст.

Таким образом, реклама, следующего содержания: «Расслабьтесь, сбудется Кредит на мечту ЛКБ 10% до 3 000 000 руб» нарушает ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

П. 5 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно пояснениям, представленным публичным акционерным обществом банком социального развития и строительства «Липецккомбанк» (<…>) (далее – ПАО «Липецккомбанк»), между ПАО «Липецккомбанк» и ООО «Медиа Плюс» заключен договор № <…> от <…> г.

В п. 1.1 вышеуказанного договора определено, что ООО «Медиа Плюс» обязуется за вознаграждение совершать по поручению ПАО «Липецккомбанк» юридические и иные действия от своего имени, но за счет ПАО «Липецккомбанк» либо от его имени и за его счет.

В соответствии с пунктом 3.2.1 ПАО «Липецккомбанк» обязан своевременно, в порядке и на условиях согласованных в договоре и приложениях к нему, предоставлять ООО «Медиа Плюс» исходные данные, необходимые для выполнения поручения. Предоставляемые для размещения рекламные материалы/их макеты должны отвечать требованиям действующего законодательства РФ или (и) законодательству государства, на территории которого осуществляется размещение рекламных материалов или (и) проведение рекламной кампании.

Согласно п. 5.3.1 договора № <…> от <…> г. между сторонами имеется ясное понимание, что ПАО «Липецккомбанк» является рекламодателем и самостоятельно несет ответственность за содержание рекламы.

Следовательно, рекламодателем указанной рекламы является ПАО «Липецккомбанк».

Дополнительно в ходе рассмотрения дела было установлено следующее.

В письме, поступившем в Липецкое УФАС России 02.08.2019, было пояснено, что макеты, содержащие рекламно-информационные материалы, были предоставлены представителем ПАО «Липецккомбанк» <…>, действующей по доверенности № <…> от <…> г., ООО «Медиа Плюс».

Вышеуказанная доверенность выдана ПАО «Липецккомбанк» ведущему специалисту Управления рекламы и продвижения банковских продуктов ПАО «Банк Зенит» <…>. Данной доверенностью предусмотрено полномочие Филатовой В.А. выступать представителем в отношениях с ООО «Медиа Плюс» в рамках договора № <…> от <…> г. в части согласования и направления рекламно-информационных материалов ООО «Медиа Плюс» для распространения на рекламных поверхностях.

Исходя из вышеизложенного, <…> представляла интересы ПАО «Липецккомбанк» в рамках договора № <…> от <…> г.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу, следующего содержания: «Расслабьтесь, сбудется Кредит на мечту ЛКБ 10% до 3 000 000 руб», рекламодателем которой является ПАО «Липецккомбанк», т.к. нарушена ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ПАО «Липецккомбанк» предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.
  3. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение рекламного законодательства.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны