Решение (комиссия) №ТБ/3578/23 Решение №048/07/3-415/2023 от 25 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение №048/07/3-415/2023

 

ООО «СТАРТРЭК»

446436, Самарская область, г. Кинель, ул. Маяковского, д. 57, оф. 2

startrek.info@bk.ru

ПАО «Россети Центр» в лице филиала ПАО «Россети Центр» - «Липецкэнерго»

398001, г. Липецк, ул. 50 лет НЛМК, д. 33 lipetskenergo@mrsk-1.ru

 

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 23.05.2023.

Решение в полном объеме изготовлено 24.05.2023.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной статьёй 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее – Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России), в составе:

заместитель председателя: <...>,

члены Комиссии: <...>, <...>,

при участии представителей ПАО «Россети Центр» в лице филиала ПАО «Россети Центр» - «Липецкэнерго» <...> (доверенность №Д-ЛП/111 от 19.10.2022), <...> и <...> (доверенность №Д-ЛП/14 от 23.04.2023),

представители ООО «СТАРТРЭК» на заседание не явились,

рассмотрев жалобу ООО «Стартрэк»» на действия ПАО «Россети Центр» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства при поставке выключателей вакуумных 10кВ для нужд ПАО «Россети Центр» (филиала «Липецкэнерго») (реестровый номер 32312359079),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Липецкого УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при заключении договора по результатам проведённых торгов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно доводам, изложенным в жалобе, Заявитель считает, что Организатор торгов необоснованно включил в техническое задание параметры, существенно ограничивающие круг потенциальных участников, а именно

- п. 3.2 технической документации — верхнее/нижнее рабочее значение температуры окружающего воздуха +55/-45, при этом, согласно ГОСТ 15150-69 значение данного параметра должно составлять +40/-45;

- п. 3.6, 3.7, 3.8 технической документации Заказчик указал толщину стенки гололёда 20 мм, однако данное требование применимо для оборудования устанавливаемого на ОРУ, климатическое исполнение У2 предполагает установку внутри ячейки, следовательно данное требование является завышенным и не соответствует заявленным требованиям по У2.

Организатор торгов не согласен с жалобой, представил письменные возражения. Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1)в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2)в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3)в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)».

Описание предмета закупки дано в Приложении № 1 к запросу предложений - Техническое задание в полном соответствии с требованиями вышеуказанной статьи.

Закупка вакуумных выключателей 10 кВ производится для замены существующих неисправных выключателей, установленных на подстанциях 10-110 кВ филиала AO «Россети Центра» - «Липецкэнерго».

В техническом задании указано климатическое исполнение и категория размещения У2, с диапазоном рабочего значения температур +55/-40 °С.

Согласно п.3.2 ГОСТ 15150-69 для поверхностей, имеющих белый или серебрифо-белый цвет верхнее значение рабочей температуры должно приниматься на 15 °С выше, чем указано в табл.3, таким образом, учитывая условия применения выключателей в комплектных распределительных устройствах наружной установки, которые «расположены на открытом воздухе и не защищены от действия прямых солнечных лучей, температура окружающего воздуха для применяемого оборудования может достигать значений +55 °С.

Кроме этого, согласно данным таблицы 4.1 СП 131.13330.2020 «Строительная климатология», абсолютная максимальная температура воздуха в Липецкой области достигает значения +41 °С. При такой температуре воздуха в теплый период года температура внутри ячеек КРУ может значительно превышать +50 °С из-за плохой вентиляции как внутри ячеек, так и в самом помещении КРУ, что может привести к повышенному риску некорректной работы оборудования или выходу его из строя.

В этом случае требуется организовывать дополнительное охлаждение воздуха внутри ячейки путем установки вентиляторов, что приводит к увеличению затрат на обслуживание и необходимости проведения реконструкции.

Вакуумные выключатели устанавливаются в закрытых металлических ячейках типа КРЙ-Ш, К-34 и прочие, которые установлены на открытом воздухе, пространство внутри ячеек ограничено, система кондиционирования воздуха не предусмотрена, в связи с чем внутри ячеек под воздействием солнечных лучей температура воздуха может подниматься до +55°С. В соответствии с п. 5.5 ГОСТ 15150 допускается устанавливать отличные от номинала требования к температуре.

Поэтому, для исключения рисков, в Техническом задании было заложено требование по верхнему значению рабочей температуры в +55 °С.

Умеренный макроклиматический район (исполнение У) был выбран в первую очередь из-за географического расположения Липецкой области.

Также, на основании анализа рынка при формировании начальной максимальной цены договора были предоставлены коммерческие предложения разных поставщиков (производителей) данного оборудования, что указывает на отсутствие ограничения конкуренции.

Требования, указанные в пунктах 3.6 - 3.8 Технического задания, а именно: пункт 3.6 «Толщина стенки гололеда, мм, не менее - 20», пункт 3.7 «Допустимая скорость ветра при наличии гололеда, м/с, не менее - 15», пункт 3.8 «Допустимая скорость ветра при отсутствии гололеда, м/с, не менее - 40» не противоречат требованиям ГОСТ 15150-69 для климатического исполнения и категории размещения - У2 и указаны к вакуумным выключателям 10 кВ в случае необходимости применения их в электроустановках распределительной сети под навесом (согласно таблице 2 ГОСТ 15150-69 для категории размещения - У2, где соблюдение этих требований будет актуально. Данная потребность может возникнуть при острой необходимости установки их в электроустановках для замены аварийно-поврежденного оборудования.

Запросов разъяснений положений документации в части описания предмета закупки не поступало.

Так же Заказчик указал, что на рынке присутствуют несколько производителей, которые производят вакуумные выключатели с теми же характеристиками, что указаны в технической документации:

 

 

Производитель

Наименование

вакуумного

выключателя

Верхнее рабочее значение температуры окружающего воздуха, °С

Нижнее

рабочее

значение

температуры

окружающего

воздуха, °С

 

1.

 

ООО "Астер Электро", г. Новосибирск

 

BB/AST

 

+60

 

-60

 

2.

 

ООО "КЭПС", г. Новосибирск

 

КЭПС-ВВ (ЕХ-ВВ)

 

+55

 

-45

 

 

3.

 

НПФ Радиус, г.Зеленоград

 

ВВ-РА-10

 

 

+55

 

-45

 

4.

 

СК Бетта, Московская область

 

ВВТ-10«БРИЗ»

 

+55

-60

 

 

5.

 

АО "Чебоксарский электроаппаратный завод", г.Чебоксары

 

ВВ-ЧЭАЗ-10

 

+55

-40

 

6.

 

НПП Контакт, Саратов

 

ВБЭ-10-20

 

+55

-60

 

7.

 

АО "НПОТЭЛ", г..Йошкар-Ола

 

BB/TEL

 

+55

 

-45

 

 

Комиссия, заслушав позицию стороны, проанализировав материалы, представленные на заседании Комиссии, приходит к решению о признании жалобы необоснованной на основании следующих фактических обстоятельств дела.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 1 части 6.1. статьи 3 Закона о закупках в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Требованиями части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Комиссией установлено, что 04.05.2023 Заказчик на сайте торговой площадки АО «РАД», а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку выключателей вакуумных 10кВ для нужд ПАО «Россети Центр» (филиала «Липецкэнерго») (реестровый № 32312359079) (далее – процедура).

На участие в запросе предложений было подано 4 заявки. Участники запроса предложений представили в составе своих заявок выключатели вакуумные 10кВ от 3 разных производителей — ГК «Таврида электрик», АО ГК "Электрощит ТМ "Самара", АО «НПОТЭЛ».

Таким образом, номинальные признаки нарушения конкуренции в действиях Заказчика отсутствуют.

Комиссией установлено, что в Технических заданиях на поставку вакуумных выключателей 10 кВ филиалов «Липецкэнерго» установлены следующие Номинальные значения климатических факторов внешней среды ГОСТ 15150-69:

п/а

Наименование параметра

Требуемое значение параметра

3.1

Климатическое исполнение и категория размещения

У2

3.2

Верхнее рабочее значение температуры окружающего воздуха, о с

+ 55

3.3

Нижнее рабочее значение температуры окружающего воздуха, о с

- 40

3.6

Толщина стенки гололеда, мм, не менее

20

3.7

Допустимая скорость ветра при наличии гололеда, м/с, не менее

15

3.8

Допустимая скорость ветра при отсутствии гололеда, м/с, не менее

40

Согласно пункта 3.1.3 части I закупочной документации Участник закупки должен включить в состав первой части заявки предложение в отношении предмета закупки, о предложении участника функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора, а также информацию и документы для осуществления оценки заявки в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, применяемых к предлагаемым участниками закупки товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (в случае установления в документации о закупке таких критериев.

Заказчик пояснил, в данном случае установленные значения не противоречат требованиям ГОСТ 15150-69 для климатического исполнения и категории размещения - У2 и указаны к вакуумным выключателям 10 кВ в случае необходимости применения их в электроустановках распределительной сети под навесом (согласно таблице 2 ГОСТ 15150-69 для категории размещения - 2), где соблюдение таких требований будет актуально. Данная потребность может возникнуть при острой необходимости установки их в электроустановках для замены аварийно-поврежденного оборудования.

Таким образом, Заказчиком установлены требования к оборудованию исходя из существующей потребности филиала в современном, надежном, безопасном и эффективном оборудовании для обеспечения эксплуатационной, ремонтной и инвестиционной деятельности Обществ, обеспечения надежной и безаварийной работы Единой энергетической системы России.

В свою очередь, Заявителем не представлено доказательств, влекущих ограничение конкуренции при установлении оспариваемых требований Технического задания.

Комиссия также считает необходимым отметить, что в силу части 1 статьи 1 Закона о закупках обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

При этом надлежащая потребность к закупаемым товарам выражена Заказчиком в Техническом задании.

В свою очередь, Заявитель не может спорить с такой потребностью и самостоятельно определять, какие именно характеристики необходимо установить и являются значимыми при приобретения товара.

Комиссия также отмечает, что несоответствие товара Заявителя отдельным требованиям Заказчика не может безусловно свидетельствовать об ограничении конкуренции.

В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011№ 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) Верховным Судом Российской Федерации указано, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

В материалы дела Заявителем не представлено доказательств, что оспариваемые требования влекут предоставление преимуществ конкретному хозяйствующему субъекту.

В свою очередь, невозможность поставки товара Заявителем с необходимыми Заказчику характеристиками не может однозначно свидетельствовать об ограничении Заказчиком круга потенциальных участников Закупки.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленные Заказчиком в закупочной документации требования не могут рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Доказательств обратного Заявителем Комиссии не представлено.

На основании изложенного, Комиссия приняла решение признать жалобу заявителя необоснованной.

Руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Липецкого УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу жалобу ООО «Стартрэк»» на действия ПАО «Россети Центр» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства при поставке выключателей вакуумных 10кВ для нужд ПАО «Россети Центр» (филиала «Липецкэнерго») (реестровый номер 32312359079) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Липецкой области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<...>

 

 

<...>

 

 

 

Исп.<...>

тел.8(4742) <...>

 

 

2023-4328

 

 

Связанные организации

ПАО «Россети Центр» (Липецкий филиал ПАО «Россети Центр» - «Липецкэнерго»)
ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498
ООО «СТАРТРЭК»
ИНН 6319188728, ОГРН 1146319012817