Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 7-А-17 ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛ... от 15 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 7-А-17

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

С целью осуществления Липецким УФАС России своих полномочий по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, Липецким УФАС России был проведен анализ административного регламента по представлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию на территории Долгоруковского муниципального района Липецкой области» (утвержден Постановлением № 201 от 27.06.2016)

Изучив и проанализировав административный регламент «Подготовка и выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию на территории Долгоруковского муниципального района Липецкой области»,  представленные Администрацией Долгоруковского муниципального района Липецкой области, было установлено следующее.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту - Закон № 210-ФЗ) органы, предоставляющие муниципальные услуги обязаны предоставлять государственные и муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Пунктом 2.6. Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, которые заявитель направляет в администрацию вместе с заявлением, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок (оригинал или копия);

2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (оригинал или копия);

3) разрешение на строительство;

4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора) (оригинал или копия);

5)документ, подтверждающий соответствие построенного,  реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство (оригинал или копия);

6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (оригинал или копия);

7)документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта (оригинал или копия);

9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса (оригинал или копия).

Не допускается требовать иные документы, за исключением указанных в п. 2.6. Регламента.

Согласно п. 2.8. документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пп. 1,2,3 и 9 пункта 2.6., запрашиваются администрацией Долгоруковского муниципального района в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

Документы, указанные в пп. 1 п.2.6. направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Однако, в п. 2.10. Административного регламента предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются, в том числе, отсутствие документов, необходимых для получения муниципальной услуги, указанных в п. 2.6 настоящего административного регламента.

Таким образом, не предоставление заявителем документов, предусмотренных п. 2.6 Административного регламента, могло повлечь отказ в предоставлении муниципальной услуги в силу прямого указания на то в тексте Административного регламента.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно чч. 1, 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Согласно пп. 3.2 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 (правоустанавливающие документы на земельный участок), 2 (градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории), 3 (разрешение на строительство), и 9 (заключение органа государственного строительного надзора) части 3 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

Документы, указанные в пунктах 1(правоустанавливающие документы на земельный участок), 4 (акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), 5 (документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство), 6 (документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства…), 7 (документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии), 8 (схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства…), 12 (технический план…) и 13 части 3 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Если документы, указанные в настоящей части, находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, такие документы запрашиваются органом, указанным в части 2 настоящей статьи, в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно (пп. 3.3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 6.1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации неполучение (несвоевременное получение) документов, запрошенных в соответствии с частями 3.2 и 3.3 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Анализ вышеуказанных норм, позволяет сделать вывод, что законодатель возложил право заявителя представлять документы, указанные в пп. 1, 2, 3, 9 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и обязанность заявителя представлять документы, указанные в пп. 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 13 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае если документы отсутствуют в распоряжении органов местного самоуправления. Неполучение (несвоевременное получение) документов, запрошенных органом местного самоуправления в организациях, в распоряжении которых находятся документы, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения.

Статья 7 Закона №210-ФЗ предусматривает, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органа предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативным правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также не вправе требовать  представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги.

В силу п. 2. ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Закрепленные приведенной нормой запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с п. 17 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В связи с тем, что Административный регламент администрации содержит порядок предоставления услуг по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, ограничение конкуренции может произойти на рынке строительства.  

Согласно Административного регламента заявителями на получение муниципальной услуги являются: физические или юридические лица, осуществляющие на принадлежащих им (собственность, аренда) земельных участках строительство, реконструкцию объектов капитального строительства (далее – застройщик), а также лица, уполномоченные представлять их интересы при наличии доверенности, заверенной нотариально.

Согласно реестру саморегулируемых организаций, размещенному на информационно-консультационном портале саморегулируемых организаций в сети «Интернет» (http://lipetsk.reestr-sro.ru/sro-v-stroitelstve/), в Ассоциацию саморегулируемой организации в строительстве "Строители Липецкой области" входит 134 хозяйствующих субъектов, которые имеют право заниматься строительством на территории Липецкой области.

Таким образом, на рынке строительства конкуренция имеет место быть, поскольку данный рынок является открытым для вхождения любого хозяйствующего субъекта на территории Липецкой области.

Администрация своими действиями по установлению в Административном регламенте, не предусмотренных действующим законодательством требований к составу документов, обязательных к представлению с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также не предусмотренных действующим законодательством оснований отказа в предоставлении муниципальной услуги, установила административные барьеры, которые могли привести к препятствованию неограниченному кругу хозяйствующих субъектов в осуществлении ими деятельности (установила не предусмотренные законодательством Российской Федерации требования к хозяйствующим субъектам).

В том случае, когда органы местного самоуправления необоснованно препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, что отрицательно сказывается на их предпринимательской деятельности, то данное нарушение, безусловно, сказывается и на состоянии конкуренции на том товарном рынке, на котором хозяйствующий субъект осуществляет свою предпринимательскую деятельность.

Указанные действия администрации могут содержать признаки ограничения конкуренции, предусмотренные п. 17 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно установление органами местного самоуправления требований к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, действия Администрации Долгоруковского муниципального района Липецкой области, выразившиеся в установлении не предусмотренных действующим законодательством требований к составу документов, обязательных к представлению с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также не предусмотренных действующим законодательством оснований отказа в предоставлении указанной муниципальной услуги в тексте Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию на территории Долгоруковского муниципального района Липецкой области», утвержденный постановлением администрации от 27.06.2016 № 201, содержат признаки нарушения п.2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Липецкое УФАС России предупреждает о необходимости прекращения указанных действий в срок до 30.03.2017 путем:

  1. внесения изменений в Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача  разрешений на ввод объектов в эксплуатацию на территории Долгоруковского муниципального района Липецкой области», утвержденный постановлением администрации Долгоруковского муниципального района Липецкой области от 27.06.2016 № 201, путем включения в указанный Административный регламент требований п. 6.1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно, указать, что основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не может являться неполучение (несвоевременное получение) документов, запрошенных в организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

О  выполнении  предупреждения  сообщить  в  Липецкое УФАС России  в   течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с ч. 7, 8 ст. 39.1 Федерального   закона от 26.07.2006  №  135-ФЗ  "О защите конкуренции" при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Отсутствие в Липецком УФАС России документов, подтверждающих исполнение настоящего предупреждения в установленный срок, будет расценено как неисполнение такого предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны