Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 8-А-17 ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬ... от 15 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                         

 

 

     ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 8-А-17

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

С целью осуществления Липецким УФАС России своих полномочий по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, Липецким УФАС России был проведен анализ административного регламента по представлению муниципальной услуги «Предоставление разрешения на строительство» на территории Липецкого муниципального района Липецкой области (утвержден Постановлением № 273 от 23.06.2016).

Изучив и проанализировав административный регламент «Предоставление разрешения на строительство» от 23.06.2016 № 273, представленный Администрацией Липецкого муниципального района Липецкой области, было установлено следующее.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту - Закон № 210-ФЗ) органы, предоставляющие муниципальные услуги обязаны предоставлять государственные и муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

В п. 2.5. (п.2.5.1) Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые подаются застройщиком для получения разрешения на строительство:

1)  правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

  3)  материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е)проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в  случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса РФ);

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение);

6)  согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.

Согласно п.2.5.2 Административного регламента документами, необходимыми для предоставления разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, являются:

1)  правоустанавливающие документы на земельный участок;

2)  градостроительный план земельного участка;

 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

В п. 2.5.3.,  документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в подпунктах 1, 2 пункта 2.5.2. запрашиваются по межведомственным запросам в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

Согласно пункта 2.4.4. Административного регламента,  документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в подпунктах 1, 2 и 5 пункта 2.5.1. запрашиваются по межведомственным запросам в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

  Однако в п.2.7 (п.2.7.1) Административного регламента предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются, в том числе, отсутствие документов, необходимых для получения муниципальной услуги, перечисленных в п.2.5.1 и 2.5.2 настоящего административного регламента.

   Согласно ч.7.1 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1(правоустанавливающие документы на земельный участок), 2 (градостроительный план земельного участка) и 5 (разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции) части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Анализ вышеуказанных норм, позволяет сделать вывод, что законодатель возложил право, а не обязанность на заявителя представлять документы, указанные в пп. 1, 2, 5 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Статья 7 Закона № 210-ФЗ предусматривает, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативным правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также не вправе требовать  представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги.

В силу п. 2. ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Закрепленные приведенной нормой запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с п. 17 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В связи с тем, что Административный регламент администрации содержит порядок предоставления услуг по выдаче разрешения на строительство, ограничение конкуренции может произойти на рынке строительства. 

Согласно п.2 Административного регламента заявителем муниципальной услуги является застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Согласно реестру саморегулируемых организаций, размещенному на информационно-консультационном портале саморегулируемых организаций в сети «Интернет» (http://lipetsk.reestr-sro.ru/sro-v-stroitelstve/), в Ассоциацию саморегулируемой организации в строительстве "Строители Липецкой области" входит 134 хозяйствующих субъектов, которые имеют право заниматься строительством на территории Липецкой области.

Таким образом, на рынке строительства конкуренция имеет место быть, поскольку данный рынок является открытым для вхождения любого хозяйствующего субъекта на территории Липецкой области.

Администрация своими действиями по установлению в Административном регламенте, не предусмотренных действующим законодательством требований к составу документов, обязательных к представлению с заявлением о выдаче разрешения на строительство, а также не предусмотренных действующим законодательством оснований отказа в предоставлении муниципальной услуги, установила административные барьеры, которые могли привести к препятствованию неограниченному кругу хозяйствующих субъектов в осуществлении ими деятельности (установила не предусмотренные законодательством Российской Федерации требования к хозяйствующим субъектам).

В том случае, когда органы местного самоуправления необоснованно препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, что отрицательно сказывается на их предпринимательской деятельности, то данное нарушение, безусловно, сказывается и на состоянии конкуренции на том товарном рынке, на котором хозяйствующий субъект осуществляет свою предпринимательскую деятельность.

Указанные действия администрации могут содержать признаки ограничения конкуренции, предусмотренные п. 17 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно установление органами местного самоуправления требований к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, действия Администрации Липецкого муниципального района Липецкой области, выразившиеся в установлении не предусмотренных действующим законодательством требований к составу документов, обязательных к представлению с заявлением о выдаче разрешения на строительство, а также не предусмотренных действующим законодательством оснований отказа в предоставлении указанной муниципальной услуги в тексте Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление разрешения на строительство», утвержденного постановлением администрации от 23.06.2016 № 273, содержат признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Липецкое УФАС России предупреждает о необходимости прекращения указанных действий в срок до 30.03.2017 путем:

  1. внесения изменений в Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление разрешения на строительство», утвержденный постановлением администрации Липецкого муниципального района Липецкой области от 23.06.2016 № 273, путем включения в указанный Административный регламент требований ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно, указать, что основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство не может являться неполучение (несвоевременное получение) документов, запрошенных в организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

О  выполнении  предупреждения  сообщить  в  Липецкое УФАС России  в   течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с ч. 7, 8 ст. 39.1 Федерального   закона от 26.07.2006  №  135-ФЗ  "О защите конкуренции" при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Отсутствие в Липецком УФАС России документов, подтверждающих исполнение настоящего предупреждения в установленный срок, будет расценено как неисполнение такого предупреждения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны