Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении ООО «Глобус-98» от 25 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

21 мая 2015 г.                                                                                          г. Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2015 года

Решение в полном объеме изготовлено 21 мая 2015 года

   

             Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель:       - руководитель управления А.А. Сешенов,

члены комиссии: - специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Е.А. Высочина,

                                   - специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции И.Г. Дубовская,

рассмотрев дело № 8, возбужденное по признакам нарушения  ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» обществом с ограниченной ответственностью «Глобус-98» <…>, в присутствии:

представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе —  ООО «Глобус-98» Степанищева <…>,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

            В г. Липецк 15.04.2015 в эфире телеканала РЕН-ТВ в промежутке времени с 07 часов 05 минут до 08 часов 00 минут в рамках генерального партнера программы «С Новым Утром!» распространялась реклама следующего содержания: аудиоряд (текстовое содержание) «Генеральный партнер программы строительная компания ГЛОБУС ГРУПП представляет НЕВСПОТЕКУ! Ипотека всего за 9,9 % от Сбербанка специально для клиентов Глобус Групп!»; видеоряд (текстовое содержание) «9,9 % НЕВСПОТЕКА! – меньше усилий для покупки квартиры ГЛОБУС ГРУПП успешно строим с 1998 года <…> Ипотека всего за 9,9 % от Сбербанка специально для клиентов Глобус Групп. Акция действительная с 6 апреля по 30 мая. ОАО Сбербанк России проектные декларации размещены на сайте <…>».

            Данная рекламная информация содержит признаки нарушения ФЗ «О рекламе» (далее – Закон).          

            Статья 1 ФЗ «О рекламе» в числе целей данного Федерального закона устанавливает, в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В силу п. 1 ст. 3 Закона реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе» говорит, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

п. 3 ст. 3 ФЗ «О рекламе» гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Указанная выше реклама содержит два объекта рекламирования — товар (квартиры) и услугу по кредитованию (ипотечный кредит).

Согласно п. 4 ст. 3 Закона ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

            В силу ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

            В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна: умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Часть 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе» говорит: если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заёмщика и влияющие на неё.

С целью осуществления Управлением Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее – Липецкое УФАС России, антимонопольный орган) своих полномочий по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждению, выявлению и пресечению нарушений физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе были запрошены необходимые документы и информация.

В результате анализа поступивших в Липецкое УФАС России документов и информации установлено, что  рекламодателем указанной выше рекламной информации является общество с ограниченной ответственностью «Глобус-98» <…>, а рекламораспространителем – ООО «Прайд Медиа» <…>. Рекламная информация была предоставлена рекламодателем для распространения в готовом виде. Её содержание согласовано в дополнительном соглашении от 10.04.2015 к договору от 27.03.2013 № 466.

Реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей. Информация об условиях приобретения квартиры в кредит является существенной.

Нарушение ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» связано с не представлением потребителю обязательной в силу Закона информации об условиях приобретения квартиры в кредит.

Распространенная рекламная информация о возможности приобретения квартиры в кредит направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, при этом существенной является не только информация, привлекательная для потребителя (ставка 9,9 % годовых), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие информации об условиях приобретения квартиры (предложение распространяется только на клиентов, приобретающих квартиры в микрорайоне «Елецкий» и использующих ипотечное кредитование от ОАО «Сбербанк России» по программе ипотеки с государственной поддержкой по 11,9 % годовых, указанная в рекламе процентная ставка действует только в течение первого года при сроке ипотеки от 60 до 360 месяцев, первом взносе от 20 % стоимости квартиры и сумме кредита до 2 000 000 рублей),  в кредит может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой.        Закон обязывает формировать у потребителя рекламы правильное (достоверное) представление о соответствующем товаре, реклама должна носить понятный, не двусмысленный характер, и не должна вводить потребителя в заблуждение. При этом потребитель рекламы вправе рассчитывать на формирование неискаженного представления об услуге при восприятии конкретного рекламоносителя, а не совокупности всех распространенных к определенному моменту рекламных материалов.

В нарушение п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе» реклама умалчивает об иных условиях оказания банковской услуги по ипотечному кредитованию, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, не содержит всех остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заёмщика и влияющих на неё.

В соответствии со ст. 30 ФЗ «О банках и банковской деятельности» отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляется на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам, стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платёжных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

            Исходя из норм Гражданского кодекса РФ и ФЗ «О банках и банковской деятельности», существенными условиями кредитного договора являются: сумма кредита, срок и порядок его предоставления заёмщику, срок и порядок возврата полученного кредита, размер и порядок уплаты кредитору процентов. В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.12.2012 г. к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В тексте рекламы ООО «Глобус-98» сообщается о процентной ставке по кредиту - 9,9% годовых, в связи с чем, необходимо было в доступной для потребителя форме указать иные существенные условия предоставления кредита, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, а также определяющие фактическую стоимость кредита для заёмщика и влияющие на неё: условие об увеличении процентной ставки в период кредитования, минимальную и максимальную сумму кредита, минимальный и максимальный срок кредита и другие.

            Согласно ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных, в частности, ч. 7 ст. 5, ст. 28 Закона несёт рекламодатель, которым, в силу п. 5 ст. 3 Закона, является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, то есть ООО «Глобус-98».

            Таким образом, реклама ООО «Глобус-98» следующего содержания: аудиоряд (текстовое содержание) «Генеральный партнер программы строительная компания ГЛОБУС ГРУПП представляет НЕВСПОТЕКУ! Ипотека всего за 9,9 % от Сбербанка специально для клиентов Глобус Групп!»; видеоряд (текстовое содержание) «9,9 % НЕВСПОТЕКА! – меньше усилий для покупки квартиры ГЛОБУС ГРУПП успешно строим с 1998 года <….> Ипотека всего за 9,9 % от Сбербанка специально для клиентов Глобус Групп. Акция действительная с 6 апреля по 30 мая. ОАО Сбербанк России проектные декларации размещены на сайте <…>», содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе», так как в рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения квартиры в кредит, реклама умалчивает об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, и не содержит всех остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заёмщика и влияющих на неё.      

Определением о возбуждении дела № 8 по признакам нарушения законодательства о рекламе от 29.04.2015 в отношении ООО «Глобус-98» возбуждено дело и назначена дата рассмотрения дела на 14 мая 2015 года на 12 часов 00 минут в Липецком УФАС России.

На рассмотрении дела 14.05.2015 представитель ООО «Глобус-98» Степанищев Д.Ю.  поддержал доводы, изложенные в письме от 13.05.2015 исх. № 144 и пояснил, что рекламное время, предоставленное компании на телеканале, не позволило разместить в рекламе всю информацию, поэтому была сделана ссылка на сайт в сети Интернет где находилась вся подробная информация о проводимой акции. Инициатором рекламы выступало ООО «Глобус-98», распространялась реклама ООО «Прайд Медиа», которое указывало на возможность негативных последствий в связи с наличием в рекламе не полной информации. На сегодняшний день акция прекращена, документов, подтверждающих окончание акции, нет.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 — 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

           

Р Е Ш И Л А:

            1. Признать ненадлежащей рекламу общества с ограниченной ответственностью «Глобус-98» следующего содержания: аудиоряд (текстовое содержание) «Генеральный партнер программы строительная компания ГЛОБУС ГРУПП представляет НЕВСПОТЕКУ! Ипотека всего за 9,9 % от Сбербанка специально для клиентов Глобус Групп!»; видеоряд (текстовое содержание) «9,9 % НЕВСПОТЕКА! – меньше усилий для покупки квартиры ГЛОБУС ГРУПП успешно строим с 1998 года <…> Ипотека всего за 9,9 % от Сбербанка специально для клиентов Глобус Групп. Акция действительная с 6 апреля по 30 мая. ОАО Сбербанк России проектные декларации размещены на сайте http:/globus-98.ru», распространённую в г. Липецк 15.04.2015 в эфире телеканала РЕН-ТВ в промежутке времени с 07 часов 05 минут до 08 часов 00 минут в рамках генерального партнера программы «С Новым Утром!», т. к. нарушены требования п. ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

            2. Выдать ООО «Глобус-98» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

            3. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

 

 

 

           

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

П Р Е Д П И С А Н И Е № 8

о прекращении нарушения законодательства

 Российской Федерации  о рекламе

 

 

21 мая 2015 г.                                                                                                  г. Липецк

 

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель:      -  руководитель управления А.А. Сешенов,

члены комиссии:    - специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Е.А. Высочина,

                                   - специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции И.Г. Дубовская,

на основании своего решения от 21 мая 2015 г. по делу № 8 о признании ненадлежащей рекламы ООО «Глобус-98» следующего содержания: аудиоряд (текстовое содержание) «Генеральный партнер программы строительная компания ГЛОБУС ГРУПП представляет НЕВСПОТЕКУ! Ипотека всего за 9,9 % от Сбербанка специально для клиентов Глобус Групп!»; видеоряд (текстовое содержание) «9,9 % НЕВСПОТЕКА! – меньше усилий для покупки квартиры ГЛОБУС ГРУПП успешно строим с 1998 года <…> Ипотека всего за 9,9 % от Сбербанка специально для клиентов Глобус Групп. Акция действительная с 6 апреля по 30 мая. ОАО Сбербанк России проектные декларации размещены на сайте http:/globus-98.ru», распространённую в г. Липецк 15.04.2015 в эфире телеканала РЕН-ТВ в промежутке времени с 07 часов 05 минут до 08 часов 00 минут в рамках генерального партнера программы «С Новым Утром!»,  и  в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

1. Обществу с ограниченной ответственностью «Глобус-98» <…> в пятнадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы с нарушением ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2. ООО «Глобус-98» представить в Липецкое УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение пяти дней со дня исполнения настоящего предписания.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Липецкое УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ наложить на  юридических лиц штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, а на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

                                                          

Связанные организации

Связанные организации не указаны