Решение б/н Решение и по делу №87 в отношении ИП Осиповой Н.А. от 1 ноября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

04 октября 2011г. г. Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена 04 октября 2011 года

Решение в полном объеме изготовлено 04 октября 2011 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель: - руководитель управления А.А. Сешенов,

члены комиссии: - государственный инспектор Е.В. Пятых,

- специалист-эксперт Т.С. Амелькина,

рассмотрев дело №87 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения требований ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе», в присутствии представителей:

-лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе — ИП Осиповой Н.А. <...>,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В городе Грязи Липецкой области, на фасаде магазина «Продукты», расположенного по ул.Воровского, д.9, специалистом-экспертом отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Липецкого УФАС России — Т.С. Амелькиной, 28 августа 2011 года была зафиксирована распространявшаяся реклама следующего содержания: «ДВЕРИ_металлические стандартные и нестандартные_рассрочка кредит 8-920-243-09-09». Данная реклама была сфотографирована фотоаппаратом марки «Panasonic».

п.1 ст.3 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006г. «О рекламе» говорит, что реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Посредством телефонного звонка было установлено, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП Осипова Н.А. В связи с этим, в адрес ИП Осиповой Н.А. за №3882-04 от 02.09.2011года был сделан письменный запрос о предоставлении информации. В ответ ИП Осипова Н.А. предоставила: -копию договора №239/10 аренды недвижимого имущества ОАО «ЖТК», заключенного с ОАО «Железнодорожная торговая компания» от 31.12.2010г. с приложениями; -копию договора №АП48010035 от 15.02.2011г. о сотрудничестве с торговой организацией (с функцией передачи документов), заключенного с ОАО «АЛЬФА-БАНК» о предоставлении кредита банком, с приложениями; -копию договора №1 от 20.12.2010г. оказания услуг по изготовлению рекламы, заключенного с ООО «Линтэк»; - копию счета на оплату за оказанные услуги; -копии свидетельств: о постановке на учет в налоговом органе физического лица серия <...> от 17.10.1996г., о внесении записи в ЕГРИП серия <...> от 18.05.1998г. №296; -копия паспорта; -копия макета рекламы.

Из сопроводительного письма следует, что макет данной рекламы был изготовлен ИП Осиповой Н.А., рассрочку предоставляет данный индивидуальный предприниматель.

В соответствии с п.1 ст.489 Гражданского кодекса РФ, оплата покупателем товара в рассрочку, предусмотренная договором купли-продажи, является разновидностью оплаты товара в кредит. В этом случае оплата товара производится путем периодических платежей, рассредоточенных во времени, вплоть до полной уплаты цены товара. Цена товара, порядок, сроки и размеры платежей должны быть указаны в качестве существенных условий договора купли-продажи непосредственно в самом договоре (соглашении). При отсутствии в договоре хотя бы одного из названных условий договор признается недействительным по ст.168 Гражданского кодекса РФ.

Исходя из определений, рассрочка - способ оплаты товаров и услуг, при котором платеж производится не в разовом порядке, не в полной сумме, а по частям. Такая форма наиболее распространена при продаже розничных товаров в кредит. При рассрочке платежа продавец становится кредитором, а покупатель-заемщиком. Продажа товара в рассрочку - продажа с внесением оплаты за товар отдельными взносами. А кредит - заем в денежной или товарной форме, предоставляемый кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование займом. Кредитор - субъект (юридическое или физическое лицо), предоставляющий ссуду и имеющий право на этой основе требовать от дебитора ее возврата или исполнения других обязательств.

Получение кредита - это приобретение доверия кредитора, выраженного в определенных действиях последнего (передача денег, неоплаченных товаров, выполнение неоплаченных работ, услуг, предоставление отсрочки или рассрочки платежа и т.п.). В качестве получения кредита можно рассматривать и изменения договора, на основе которого предоставлен кредит (в т.ч. и рассрочка).

Один из вариантов кредитования покупателей товара — оплата товара в рассрочку предполагает, что кредит фактически выдает продавец, который является физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, поскольку именно он предоставляет покупателю возможность произвести оплату того или иного товара в рассрочку.

В силу ч.7 ст.5 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006г. «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Нарушение ч.7 ст.5 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006г. «О рекламе» связано с не предоставлением информации потребителю в полном объеме с целью привлечения интереса к информации «кредиты», то есть возможности воспользоваться услугой кредитования, при приобретении товара (на практике не понятно, какое лицо оказывает услуги кредитования: ОАО «АЛЬФА-БАНК» или ИП Осипова Н.А., из-за этого потребитель оказывается обманутым, рассчитывая на одни условия, а сталкиваясь с иными условиями). Также, нарушение ч.7 ст.5 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006г. «О рекламе» связано и с непредоставлением информации потребителю в полном объеме с целью привлечения интереса к информации о предоставлении товара с оплатой в рассрочку, то есть возможностью воспользоваться данной услугой, предоставляемой ИП Осиповой Н.А. при приобретении товара (также не понятно, какое лицо оказывает данные услуги, из-за чего потребитель вновь оказывается обманутым, рассчитывая на одни условия, а сталкиваясь с иными условиями). В связи с чем, в рекламе необходимо указание наименования лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество).

В соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», под финансовыми услугами понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с ч.1 ст.28 федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006г. «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В рекламе ИП Осиповой Н.А. указан вид финансовой услуги, а именно «кредитование», которое оказывает ОАО «АЛЬФА-БАНК» при приобретении товаров у вышеуказанного индивидуального предпринимателя и, в связи с этим, руководствуясь ч.1 ст.28 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006г. «О рекламе», в рекламе необходимо указание наименования лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество).

Согласно ст.7 Федерального закона от 02.12.1990г. №395-I «О банках и банковской деятельности»: «Кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации.

Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация».

Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации».

Согласно статье 54 Гражданского Кодекса РФ наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно правовую форму.

Указание правильных реквизитов организации, которая предлагает свои услуги, и надежное сотрудничество - одна из гарантий соблюдения информационного права клиента. Наименование - индивидуализирующий признак организации. Без его наличия не может быть образовано и вести деятельность юридическое лицо. Требования настоящего закона предусматривают обязательность указания наименования юридического лица при размещении рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг. Как уже было отмечено, наименование юридического лица включает в себя, кроме непосредственного названия, также обязательное указание на его организационно-правовую форму (ООО, АО и иные). Для индивидуального предпринимателя обязательно указание фамилии, имени, отчества.

Таким образом, реклама ИП Осиповой Н.А., распространяемая в городе Грязи Липецкой области, на фасаде магазина «Продукты», расположенного по адресу: ул.Воровского, д.9, не содержит обязательного наименования банка, предоставляющего финансовую услугу, чем вводит в заблуждение потребителей рекламы, а также не содержит информацию о лице, с которым заключается договор товарного кредита с условием приобретения товара у данного индивидуального предпринимателя - с оплатой в рассрочку.

В соответствии с указанными выше фактами, реклама ИП Осиповой Н.А. содержит признаки нарушения ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006г. «О рекламе».

На заседании Комиссии ИП Осипова Н.А. пояснила, что данные нарушения были допущены ею по причине незнания законодательства о рекламе и они уже устранены, о чем свидетельствуют предоставленные ею фотографии рекламы, исправленной в соответствие с требованиями законодательства о рекламе.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37- 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

  1. Признать ненадлежащей рекламу ИП Осиповой Н.А. следующего содержания: «ДВЕРИ_металлические стандартные и нестандартные_рассрочка кредит 8-920-243-09-09», поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 ФЗ №38-ФЗ от 13.03.2006г. «О рекламе».

  2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП Осиповой Н.А. не выдавать, так как нарушение законодательства о рекламе добровольно устранено.

  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны