Решение (комиссия) №ДШ/1522/23 Решение № 048/05/5-143/2023 от 13 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение № 048/05/5-143/2023

 

ИП <...>
<...>

<...>

 

<...>

<...>

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

13 марта 2023 года г. Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена 09 марта 2023 года

Решение в полном объеме изготовлено 13 марта 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<...> заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции,

Члены комиссии:

<...> главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции,

<...> государственный инспектор отдела защиты конкуренции,

при рассмотрении дела № 048/05/5-143/2023, возбужденного по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем <...> (ИНН: 482307364370; ОГРН: 318482700013109; дата регистрации ИП 13.03.2018; адрес: <...>) части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения, – ИП <...>, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Липецкое УФАС России 27.01.2023 года вх. №577-ЭП/23 поступило обращение <...> о том, о том, что 26.01.2023 года в 17:30 на радиоканале «Европа Плюс Липецк» на 101,3 FM распространялась реклама компании по банкротству физических лиц «БЕЛИКОВ» о законном списании долгов, содержащая признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Из заявления следует, что в указанном аудиоролике на радиоканале «Европа плюс», распространялась реклама следующего содержания: «О, как я рад! О, как я рад, что в жизни нет теперь долгов и нет пугающих звонков! В этом мне Беликов помог, списать долги все он помог! И ты звони. Скорей звони! Спишите долги законно: 52-77-42» (далее - рекламный ролик, реклама, аудиоролик).

Для полного и всестороннего рассмотрения данного обращения Липецким УФАС России были сделаны запросы о представлении информации ИП <...> и ООО «Прайд Медиа», в ответ на которые были представлены следующие документы:

- Копия договора №43 ДО от 24.06.2021, заключенного между ООО «Прайд Медиа» и ИП <...>, в рамках которого Общество обеспечивает оказание услуг по размещению рекламно-информационных услуг на радиостанции «Европа Плюс»;

- Счета оплаты ИП <...>, оказанной ООО «Прайд Медиа» услуги от 23.12.2022 №556/И.

- Аудиозапись распространяемой рекламы, согласно договору №43 ДО от 24.06.2021;

- Эфирная справка ООО «Прайд Медиа», свидетельствующая о том, что данный ролик выходил в эфир 26.01.2023 года в 17:30.

ИП <...> так же представил письменные пояснения, согласно которым он указывает, что является рекламодателем и рекламопроизводителем данного рекламного ролика, поскольку ролик был изготовлен самостоятельно своими силами и средствами. Данный рекламный ролик распространялся только на территории Липецкой области.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) целями данного Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Закона о рекламе предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Данная информация была распространена в эфире радиоканала «Европа Плюс Липецк» на 101,3 FM, что указывает на то, что распространяемая информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к конкретному объекту рекламирования – ИП <...>, и услугам по организации проведения процедуры банкротства, на поддержание интереса к данным услугам, поскольку указан контактный телефон для обращения, и их продвижение на рынке, следовательно, указанная выше информация является рекламой.

Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение.

Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из смысла указанной рекламы можно сделать вывод, что единственный выход при наличии задолженности - это «списать» долги, через процедуру банкротства. Однако в рекламе не приведено обоснование данного утверждения, и вся существенная информация о проведении процедуры банкротства отсутствует.

Так же при наличии задолженности по кредитам (займам) возможны, например, реструктуризация кредита (займа) и рефинансирование задолженности. Реструктуризация осуществляется несколькими способами: пролонгация кредита, предоставление кредитных каникул, изменение валюты кредитования, снижение ставки по кредиту, списание неустойки.

Таким образом, банкротство не является единственным выходом из ситуации, в случае наличия задолженности, однако указанное не отражено в рассматриваемой рекламе.

Так, в рассматриваемой рекламе не указаны существенные и значимые условия, при которой лицо может быть признано банкротом. Вместе с тем, решение о введении в отношении гражданина процедуры банкротства в соответствии с положениями Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) принимает суд, который также может и отказать во введении процедуры банкротства.

Согласно части 1 статьи 213.4 Закона о банкротстве гражданин обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей, не позднее тридцати рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом.

Согласно части 2 статьи 213.4 Закона о банкротстве гражданин вправе подать в арбитражный суд заявление о признании его банкротом в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, при этом гражданин отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.

В соответствии с частью 3 статьи 213.24 Закона о банкротстве в случае признания гражданина банкротом арбитражный суд вправе вынести определение о временном ограничении права на выезд гражданина из Российской Федерации.

Положениями статьи 213.25 Закона о банкротстве установлено следующее. Все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи.

С даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично (часть 5 статьи 213.25 Закона о банкротстве).

С даты признания гражданина регистрация перехода или обременения прав гражданина на имущество, в том числе на недвижимое имущество и бездокументарные ценные бумаги, осуществляется только на основании заявления финансового управляющего.

Поданные до этой даты заявления гражданина не подлежат исполнению; исполнение третьими лицами обязательств перед гражданином по передаче ему имущества, в том числе по уплате денежных средств, возможно только в отношении финансового управляющего и запрещается в отношении гражданина лично.

Также согласно части 1 статьи 213.30 Закона о банкротстве в течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства.

Согласно части 2 статьи 213.30 Закона о банкротстве в течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры дело о его банкротстве не может быть возбуждено по заявлению этого гражданина.

В случае повторного признания гражданина банкротом в течение указанного периода по заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа в ходе вновь возбужденного дела о банкротстве гражданина правило об освобождении гражданина от обязательств, предусмотренное пунктом 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве, не применяется.

Неудовлетворенные требования кредиторов, по которым наступил срок исполнения, могут быть предъявлены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 213.30 Закона о банкротстве в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

Согласно части 1 статьи 216 Закона о банкротстве с момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и о введении реализации имущества гражданина утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

Согласно части 2 статьи 216 Закона о банкротстве индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение пяти лет с момента завершения процедуры реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры.

Однако, рассматриваемая реклама создает впечатление, что, обратившись с заявлением о признании банкротом, гражданин освобождается от долгов без каких-либо расчетов с кредиторами и без каких-либо последствий. Указание только благоприятных последствий («нет теперь долгов и нет пугающих звонков») процедуры банкротства создает впечатление у потребителей, о том, что после проведения данной процедуры не возникает каких-либо последствий и трудностей. Кроме того ,исходя из обращения гражданина, данная реклама воспринимается, как реклама, позиционирующая беспроблемное освобождение от долгов. Вместе с тем, согласно Закону о банкротстве освобождение от долгов и требований кредиторов возможно только после завершения расчетов с кредиторами. При этом все имущество гражданина, признанного судом банкротом, включается в конкурсную массу для его последующей реализации и расчетов с кредиторами, гражданин не вправе распоряжаться своим имуществом лично.

Кроме того, последствием признания гражданина банкротом может быть ограничение его права на выезд из Российской Федерации, должник не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства, в течение пяти лет с даты завершения процедуры банкротства гражданин не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства, в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры банкротства он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

Индивидуальный предприниматель с момента принятия арбитражным судом решения о признании его банкротом утрачивает статус индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Рассматриваемая реклама в совокупности используемых фраз привлекает внимание потребителей возможностью неисполнения взятых на себя договорных обязательств путем «законного» списания имеющихся долгов, что в целом побуждает потребителей изначально отказаться от необходимости оплаты кредита, несмотря на имеющуюся в силу договора и закона на то обязанность.

Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Однако, стимулирование граждан «списать» долги противоречит обычаям делового оборота.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

При этом, на основании вышеизложенного, рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку не содержит существенных условий касательно процедуры банкротства, тем самым искажается смысл рекламы, и может ввести потребителя в заблуждение.

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания 2023-1480 рекламы лицо.

Учитывая изложенное, ИП <...> (ИНН: 482307364370; ОГРН: 318482700013109; дата регистрации ИП 13.03.2018; адрес: <...>) является рекламодателем указанной выше Рекламы.

Определением от 27.02.2023 № ДШ/1190/23 в отношении ИП <...> возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе № 048/05/5-143/2023. Рассмотрение дела назначено на 09.03.2023 на 12 часов 00 минут.

На рассмотрение дела 09.03.2023 явился ИП <...> Заявитель не явился, уведомлен надлежащим образом.

К рассмотрению дела № 048/05/5-143/2023 ИП <...> представил дополнительные пояснения, в которых указал следующее.

1. С обратившимися физическими лицами проводится предварительная консультация, в ходе которой выясняется конкретная ситуация, им разъясняются нюансы процедуры банкротства и возможные негативные последствия. В случае, если клиенту не подходит процедура банкротства, он об этом также уведомляется. На процедуре банкротства компания «БЕЛИКОВ» (ИП <...>) никогда не настаивает.

2. Посыл рекламного ролика направлен на привлечение внимания людей к компании, на узнаваемость и не вводит в заблуждение. В рекламном ролике компания «БЕЛИКОВ» не озвучивает и не создает впечатление, что банкротство — это единственный выход из ситуации. Рекламный ролик не стимулирует граждан «списать» долги, т.к. реклама направлена лишь на привлечение внимания к компании, оказывающей юридические услуги по сопровождению процедуры банкротства тем людям, кому по закону подходит данная процедура, а не на стимулирование граждан списать долги. Кроме того, на сайте www.belikovlaw.ru представлена информация о плюсах и минусах банкротства, сроках процедуры, практики компании и т.д.

В ходе рассмотрения ИП <...> представленные ранее пояснения поддержал.

Доводы ИП <...> признаны Комиссией ненадлежащими ввиду следующего.

1. Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Из этого следует, что существенная информация о рекламируемом товаре должна присутствовать именно в самой рекламе, потребитель рекламы должен получить ее беспрепятственно и свободно, без осуществления дополнительных действий, в частности получения консультаций или самостоятельного поиска на сайте в сети Интернет.

Как уже указано ранее, к существенной информации о процедуре банкротства, а следовательно — юридических услуг по его сопровождению, - относится, в частности, информация о законе, на основании которого осуществляется процедура банкротства, последствия такой процедуры, ограничения, накладываемые на граждан в связи с процедурой, возможность реализации в ходе процедуры принадлежащего гражданину имущества и так далее. В тексте рекламного аудиоролика отсутствует какое-либо упоминание указанной информации, акцент восприятия смещен на списание долгов и положительные последствия: «О, как я рад!», «нет теперь долгов и нет пугающих звонков!», «Беликов помог», «списать долги все он помог!»; аудиоролик выполнен в виде песни, исполненной под известную радостную мелодию.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями. Таким образом, позиционирование банкротства граждан как беспроблемного и безусловного освобождения от любых долгов без каких-либо негативных последствий, способно сформировать у потребителей рекламы представление, что можно брать долги и их не отдавать, ввести в заблуждение относительно обязанности погасить долг перед кредитором, в том числе за счет принадлежащего должнику имущества, чтобы такой долг был в итоге списан. Тем самым потребители вводятся в заблуждение относительно порядка осуществления процедуры банкротства.

2. Текст рекламного ролика прямо противоречит доводам ИП <...>, поскольку содержит призыв к потребителю об обращении в компанию («Беликов», ИП <...>) за списанием долга: «И ты звони. Скорей звони!», «списать долги все он помог!», «Спишите долги законно». Тем самым, в совокупности используемых фраз и стилистики рекламы, потребители стимулируются за обращением к процедуре банкротства у конкретного хозяйствующего субъекта, без рассмотрения иных возможностей разрешения долговых обязательств (оплата кредита, реструктуризация кредита (займа), рефинансирование задолженности и иных).

Таким образом, реклама компании по банкротству физических лиц «БЕЛИКОВ», распространяемая в эфире радиостанции «Европа Плюс Липецк», противоречит требованиям части 7 статьи 5 Закона о рекламе, и, в силу пункта 4 статьи 3 названного Закона, является ненадлежащей рекламой.

На рассмотрении дела ИП <...> указал, что рассматриваемая реклама продолжает распространяться.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу компании по банкротству физических лиц «БЕЛИКОВ», распространяемую в эфире радиостанции «Европа Плюс Липецк», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», рекламодателем которой является индивидуальный предприниматель <...> (ИНН: 482307364370; ОГРН: 318482700013109; дата регистрации ИП 13.03.2018; адрес: 398020, г. Липецк, ул. Студеновская, д. 5, пом. 1).

2. Выдать ИП <...> предписание об устранении нарушения Закона о рекламе.

3. Передать материалы дела для решения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение рекламного законодательства Российской Федерации.

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.<...>

тел.8(4742) <...>

 

 

2023-1888

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны