Решение б/н Решение по жалобе ООО «Волшебный мир компьютеров» от 20 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 8з/17

 

«02» февраля 2017 года                                                                                     г. Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена 02.02.2017.

Решение в полном объеме изготовлено 07.02.2017.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной статьёй 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,  в составе:

председатель – И.В. Поткина – руководитель управления;

заместитель председателя Комиссии - Л.А. Черкашина – заместитель руководителя  управления - начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;

член  Комиссии:

Т.Н. Ролдугина– начальник отдела контроля закупок и торгов,

в присутствии представителей:

- областного специализированного автономного учреждения "Лесопожарный центр" – <…> (доверенность от 30.01.2017), <…> (доверенность от 30.01.2017),

рассмотрев жалобу ООО «Волшебный мир компьютеров» на действия закупочной комиссии заказчика - областного специализированного автономного учреждения "Лесопожарный центр"  при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на сопровождение и поддержание в технически исправном состоянии системы наземного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров «Лесной дозор» на территории Липецкой области, в том числе: услуги по аренде каналов связи, услуги по аренде размещения камер видеонаблюдения на высотных сооружениях операторов сотовой связи, услуги связи и техническое обслуживание всех компонентов системы в пожароопасный период, включая всё необходимое для этого оборудование и материалы, а также предоставление права использования программ для ЭВМ (извещение № 31604600887) (далее-  аукцион),

     

У С Т А Н О В И Л А:

 

30.01.2017 в Липецкое УФАС России поступила жалоба ООО «Волшебный мир компьютеров» (далее – заявитель) на действия закупочной комиссии областного специализированного автономного учреждения "Лесопожарный центр"  (далее – заказчик) при проведении аукциона.

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и принята к рассмотрению.

Рассмотрение жалобы назначено на 31.01.2017.

В соответствии с ч. 14.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 настоящей статьи.

В связи с возникшей необходимостью получения от заказчика  дополнительных документов, срок рассмотрения жалобы был продлен и рассмотрение жалобы назначено на 02.02.2017, о чем лица, участвующие в деле, уведомлены надлежащим образом.

ООО «Волшебный мир компьютеров», уведомленное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, не направило своих представителей для участия в ее рассмотрении.

На заседании комиссии велась аудиозапись.

В жалобе ООО «Волшебный мир компьютеров» указано, что  обществу было отказано в допуске к участию в аукционе. Однако, основания такого отказа, указанные в протоколе рассмотрения заявок, не соответствуют Закону о закупках и аукционной документации.

Представители заказчика не согласны с жалобой, представили письменные возражения.

 

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров предусмотрен статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Рассмотрев представленные документы, заслушав мнение представителей заказчика, Комиссия установила следующее:

Общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к закупкам установлены Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).

В соответствии со ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).  Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Наблюдательным советом ОСАУ «Лесопожарный центр» утверждено    Положение о  закупке товаров, работ, услуг ОСАУ «Лесопожарный центр» (далее - Положение).

На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru 28.12.2016 размещено извещение о проведении аукциона и аукционная документация.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 24.01.2017 (в редакции протокола от 25.01.2017)  участникам – ООО «Системные решения» и ООО «Волшебный мир компьютеров» отказано в допуске к участию в аукционе.

Так, ООО «Волшебный мир компьютеров» отказано в допуске к участию в аукционе по основанию:

«В заявке отсутствует наименование программного обеспечения, страна происхождения, наименование правообладателя программного обеспечения. Программное обеспечение (без наименования), предложенное к поставке, отсутствует в Едином реестре программ для ЭВМ  и баз данных. В реестре присутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке. Программное обеспечение, предложенное к поставке, представляет при своей работе функционал он-лайн сервиса. В заявке нет подтверждения наличия: 1. Наличия партнерского соглашения с ООО «ДиСиКон» (г. Нижний Новгород), разработчиком системы пассивной оптической локации дыма «Лесной Дозор». 2. подготовленного  специалиста, прошедшего обучение работе с программно-аппаратным комплексом «Лесной Дозор» и имеющего сертификат об обучении от разработчика (ООО «ДиСиКон»  г. Нижний Новгород). В заявке есть подтверждение на обладание полномочиями для передачи неисключительных прав, но на условиях, предусмотренных типовым соглашением, которое в составе заявки отсутствует, и Заказчик не обладает всей необходимой информацией по данным условиям. В заявке отсутствует подтверждение, что сотрудники Исполнителя, в случае выполнения работ на технологических площадках владельцев высотных сооружений, соответствуют требованиям по допуску лиц к объектам, т.к. обладают соответствующими удостоверениями на проведение высотных и электромонтажных работ и выполнят условия охраны труда.».

В  соответствии с подразделом 10.4 «особенности проведения аукциона» Положения    во всем, что не оговорено в  настоящем подразделе, к проведению аукциона применяются положения о проведении открытого одноэтапного конкурса.

При этом, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что  в аукционной документации заказчиком не установлены условия допуска к участию в закупке.

Согласно пункту 10.2.4.1 Положения закупочная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе и участников закупки, подавших такие заявки, на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией.

Требования к составу аукционной заявки установлены в пункте 3 аукционной документации. Так,  заявка на участие в аукционе, предоставляемая участником аукциона, должна содержать:

1)  сведения и документы об участнике аукциона, подавшем такую заявку, а также о лицах, выступающих на стороне участника аукциона:

-      фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;

-      полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении аукциона выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении аукциона выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении аукциона;

-      документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника аукциона и лица, выступающего на стороне участника аукциона без доверенности (далее для целей настоящего раздела - руководитель). В случае, если от имени юридического лица действует иное лицо, заявка на участие в аукционе должна содержать также соответствующую доверенность, заверенную печатью и подписанную руководителем юридического лица или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в аукционе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

-      копии учредительных документов (для юридических лиц);

-      решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения договора являются крупной сделкой; - копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.).

В пункте 5 аукционной документации предусмотрено, что участник аукциона вправе предоставлять в своей заявке на участие в аукционе иные документы, не требуемые документацией об аукционе, подтверждающие его соответствие требованиям к участникам аукциона.

Как было установлено Комиссией Липецкого УФАС России, в составе заявки  ООО «Волшебный мир компьютеров»  представлены все требуемые заказчиком в п. 3 аукционной документации документы и сведения.

Таким образом, поскольку закупочная комиссия заказчика, в силу требований Положения, должна рассматривать заявки на соответствие их требованиям аукционной документации, в частности пункта  3,  то оснований для отказа в допуске к участию в аукционе ООО «Волшебный мир компьютеров»  по основаниям, указанным в протоколе от 24.01.2017,  у закупочной комиссии не было. Следовательно, отказ в допуске к участию в аукционе ООО «Волшебный мир компьютеров»  произведен в нарушение пункта 10.2.4.1 Положения.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что аналогичное нарушение допущено закупочной комиссией при отказе в допуске к участию в аукционе ООО «Системные решения».

 

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Липецкого УФАС России  в действиях заказчика установлены нарушения п. 4.8 Положения,  подпункта 13 пункта 7.2.1 Положения, п. 1 ч. 10 и ч. 11 ст. 4, п. 3 ч. 1 ст. 3  Закона о закупках, которые заключаются в следующем.

1. В соответствии с подпунктом 13 пункта 7.2.1 Положения в документации о закупке указываются условия допуска к участию в закупке.

Однако, в нарушение указанного требования, в аукционной документации заказчиком не установлены условия допуска к участию в закупке.

2. Согласно представленным заказчиком скриншотам личного кабинета на электронной площадке, заказчику от заявителя поступило 2 запроса о разъяснении положений аукционной документации   - 11.01.2017 и 12.01.2017.

При этом, заказчиком 13.01.2017 и 16.01.2017 сформированы ответы на данные запросы. Однако, как следует из данных скриншотов,  действие «опубликовать в ЕИС» заказчиком не осуществлено. Таким образом, из представленных документов и сведений следует, что разъяснения положений аукционной документации предоставлены заказчиком  13.01.2017 и 16.01.2017.

Представители заказчика пояснили, что опубликовать разъяснения положений аукционной документации не получилось  в связи со сбоями в работе официального  сайта единой информационной системы. Однако, данные разъяснения были направлены участнику по электронной почте. При этом, доказательств, подтверждающих сбой в работе официального  сайта единой информационной системы, заказчиком не представлено.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что на официальном  сайте единой информационной системы лишь 24.01.2017 заказчиком размещено два разъяснения положений аукционной документации, которые созданы заказчиком 13.01.2017 и 16.01.2017 в виде документов на официальном сайте, то есть в сроки установленные Законом о закупках.

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Частью 11 ст. 4 Закона о закупках  установлено, что изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.  

Данный срок установлен также в п. 4.8 Положения.

При таких обстоятельствах, заказчик, разместив 24.01.2017 на  официальном  сайте единой информационной системы разъяснения положений аукционной документации, предоставленные им 13.01.2017 и 16.01.2017,  то есть за пределами установленного трехдневного срока, допустил нарушение п. 4.8 Положения и ч. 11 ст. 4 Закона о закупках.

3. В соответствии с техническим заданием на услуги по обслуживанию системы раннего обнаружения лесных пожаров «Лесной Дозор» на территории Липецкой области в случае экстренного вызова Исполнитель обязуется прибыть по указанному в Договоре адресу в течение 2-х часов с момента поступления заявки и устранить сбой, если не требуется замена элементов системы видеонаблюдения или какого-либо дополнительного оборудования или элементов кабельной сети. Заказчик обязан оплатить экстренный вызов отдельно согласно тарифам Исполнителя. Счет за экстренный вызов будет выставлен в течение 2-х банковских дней.

При этом, какие именно работы должны быть оказаны в рамках «экстренного вызова» аукционная документация не устанавливает. Более того, указанным техническим задание не определено, что же является «экстренным вызовом» и в каких случаях он производится.

Вместе с тем, пунктами 1.2, 1.3  данного технического задания установлено, что заказчик обязан информировать Исполнителя не позднее, чем за сутки о необходимости проведения работ по обслуживанию Системы. Исполнитель обязуется в пожароопасный период устранять неисправности, не несущие материальных затрат по адресам, указанные в Договоре, не позднее чем через 6 часов, с момента поступления заявки.

Таким образом, исходя из требований к оказанию услуги по обслуживанию системы раннего обнаружения лесных пожаров «Лесной Дозор» на территории Липецкой области, установленных рассматриваемых техническим заданием, следует, что  заказчиком уже  оказание данной услуги определено как экстренное – устранение неисправности в течение 6 часов с момента поступления заявки.

При таких обстоятельствах, Комиссия Липецкого УФАС России отмечает, что заказчиком некорректно  указано в техническом задании требование к оказанию услуги на основании «экстренного вызова».

Однако, условие об отдельной (не включенной в начальную (максимальную) цену договора)  оплате за «экстренный» вызов, противоречит принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и является нарушением  п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

4. В пункте 1.2 аукционной документации установлены требования к качеству, техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) услуги, которые отражены в техническом задании «на сопровождение  и поддержание в технически исправном состоянии системы наземного  мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров «Лесной дозор» на территории Липецкой области, в том числе: услуги по аренде каналов связи, услуги по аренде размещения камер видеонаблюдения на высотных сооружениях операторов сотовой связи,  услуги связи и техническое обслуживание всех компонентов системы в пожароопасный период, включая всё необходимое для этого оборудование и материалы, а также предоставление права  использования программ для ЭВМ».

Данным техническим заданием установлено, что система представлена в виде единого информационно-аппаратного комплекса, обладающего функциональными характеристиками, эквивалентными автоматизированной системе дистанционного видеомониторинга леса "Лесной дозор".

При рассмотрении жалобы Комиссией Липецкого УФАС России, на основании представленных заказчиком документов, установлено, что заказчиком эксплуатируется  ранее приобретенное оборудование для системы видеомониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров «Лесной дозор».  

Как следует из названия объекта закупки заказчику необходимо сопровождение  и поддержание в технически исправном состоянии системы наземного  мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров «Лесной дозор».

Таким образом, указание в описании системы, что  она состоит из комплекса с характеристиками,  эквивалентными автоматизированной системе дистанционного видеомониторинга леса "Лесной дозор", является несоответствующим потребности заказчика и требованиям  аукционной документации.

При этом, пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом,  включение   в описание технических характеристик  услуги требования о том, что система представлена в виде единого информационно-аппаратного комплекса, обладающего функциональными характеристиками, эквивалентными автоматизированной системе дистанционного видеомониторинга леса "Лесной дозор",  которое не является объективной потребностью заказчика,  противоречит положениям пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В силу ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

При рассмотрении вопроса о выдаче предписания Комиссией Липецкого УФАС России учтено, что на действия заказчика и его закупочной комиссии при проведении аукциона поступило три жалобы.

При этом, первой поступила жалоба ООО «Волшебный мир компьютеров» (20.01.2017), по результатам рассмотрения которой принято решение № 7з/17 и выдано предписание № 7з/17 об устранении выявленных нарушений.

Установленные нарушения Закона о закупках   содержат признаки совершения административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 18.1, ч. 3.1 ст. 23  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Липецкого УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Волшебный мир компьютеров» на действия закупочной комиссии областного специализированного автономного учреждения "Лесопожарный центр"  при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на сопровождение и поддержание в технически исправном состоянии системы наземного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров «Лесной дозор» на территории Липецкой области, в том числе: услуги по аренде каналов связи, услуги по аренде размещения камер видеонаблюдения на высотных сооружениях операторов сотовой связи, услуги связи и техническое обслуживание всех компонентов системы в пожароопасный период, включая всё необходимое для этого оборудование и материалы, а также предоставление права использования программ для ЭВМ (извещение № 31604600887) обоснованной.

2. Признать нарушения пункта  4.8 и подпункта 13 пункта 7.2.1 Положения, п. 1 ч. 10 и ч. 11 ст. 4, п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках в действиях заказчика и   нарушение пункта 10.2.4.1 Положения в действиях закупочной комиссии.

3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку оно выдано по итогам рассмотрения  первой поступившей жалобы на этот же аукцион (№7з/17).

4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Липецкой области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны