Решение №048/07/3-1386/2021 РЕШЕНИЕ № 048/07/3-1386/2021 «29» октября 2021 года ... от 29 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                              

 

 

РЕШЕНИЕ № 048/07/3-1386/2021

 

«29» октября 2021 года                                                                                   г. Липецк

 

          Резолютивная часть решения объявлена 29.10.2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 29.10.2021 года

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной статьёй 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

          в присутствии представителей:

- заказчика: ОГУП «Лебедянский водоканал» -,

- заявителя: ООО «АГМ-Москва»-,          посредством видеоконференцсвязи,

                   рассмотрев жалобу ООО «АГМ-Москва» на действия заказчика – ОГУП «Лебедянский водоканал» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку насосов (извещение №32110726294) (далее- запрос котировок),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

21.10.2021 в Липецкое УФАС России поступила жалоба ООО «АГМ-Москва» (далее также –заявитель) на действия заказчика - ОГУП «Лебедянский водоканал» (далее также- организатор торгов, заказчик) при проведении запроса котировок. 

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению.

Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Липецкого УФАС России - lipetsk.fas.gov.ru.

         Как пояснил присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заявителя и следует из доводов жалобы, заказчиком, в нарушение требований ст.3 Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее- Закон о закупках), в описании объекта закупки установлены требования к товарам (агрегат, ЭЦВ) с указанием электродвигателей герметичного типа ДАП, производителями которых является АО «Ливнынасос», что влечет за собой ограничение количества участников закупки.

         Представители заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, не согласились с доводами жалобы, представили письменные пояснения.

         В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом, необходимо учесть, частью ч.13 ст.3 Закона о закупках предусмотрено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

 

Рассмотрев представленные документы, выслушав мнения представителей сторон, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.

         Общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к закупкам установлены Законом о закупках.

         В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

         При этом, Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 ст.3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

         Как установлено, заказчиком на официальном сайте закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок на поставку насосов (извещение №32110726294).

        В соответствии с ч.20 ст.3.2 Закона о закупках, под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

        Порядок проведения запроса котировок в соответствии со ст.2 Закона о закупках установлен Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОГУП «Лебедянский водоканал» (утв. генеральным директором ОГУП «Лебедянский водоканал» 03.09.2021). Данное Положение о закупке размещено на официальном сайте для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц http://zakupki.gov.ru.

        Согласно п.1-2 раздела 4 главы 3 Положения о закупке, выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого запроса котировок в электронной форме может осуществляться, если предметом закупки являются любые виды товаров, работ, услуг, а начальная (максимальная) цена договора составляет не более 15 (пятнадцать) миллионов рублей.

        Запрос котировок в электронной форме - это форма торгов, при которой:

-информация о закупке сообщается Заказчиком путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, доступного неограниченному кругу лиц;

-описание предмета закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ;

-победителем запроса котировок в электронной форме признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, и содержит наиболее низкую цену договора.

        Согласно п.п.4 п.12 раздела 4 главы 3 Положения о закупке, в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме должны быть указаны следующие сведения: предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ.

       При этом, в силу ч.6.1 ст.3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

        Как установлено, приложение №3 к извещению о проведении запроса котировок содержит описание предмета закупки. Так, в данном описании заказчиком установлены требования к техническим характеристикам закупаемого товара, к числу которых относятся следующие:

№ п/п

Наименование товара

Технические характеристики товара

Фасовка (упаковка) товара

Кол-во

Ед. изм.

Наименование параметра

Значение параметра

 

 

 

1.

2ЭЦВ 8-40-90 нрк

Подача в рабочей точке, не менее, м3/час

40

Упаковка Товара – картонная

1

шт

Напор в рабочей точке, не менее, м

90

Номинальная мощность электродвигателя, не более, кВт

15

Материал рабочего колеса

Пластмасса, пластмасса армированная нержавеющей сталью, нержавеющая сталь

Тип двигателя

Герметичный  серии  ДАП 8-15

Присоединительные размеры

Соответствие ГОСТ 633-80

2.

2ЭЦВ 8-40-120 нрк

Подача в рабочей точке, не менее, м3/час

40

Упаковка Товара – картонная

1

шт

Напор в рабочей точке, не менее, м

120

Номинальная мощность электродвигателя, не более, кВт

22

Материал рабочего колеса

Пластмасса, пластмасса армированная нержавеющей сталью, нержавеющая сталь

Тип двигателя

Герметичный серии ДАП 8-22

Присоединительные размеры

Соответствие ГОСТ 633-80

3.

2ЭЦВ 10-120-100 нро

Подача в рабочей точке, не менее, м3/час

120

Упаковка Товара – картонная

 

1

шт

Напор в рабочей точке, не менее, м

100

Номинальная мощность электродвигателя, не более, кВт

45

Материал рабочего колеса,направляющего аппарата

Нержавеющие рабочие органы (рабочее колесо,направляющий аппарат)

Тип двигателя

Герметичный серии  ДАП 10-45

Присоединительные размеры

Соответствие ГОСТ 633-80

4.

2ЭЦВ 12-160-140 нро

Подача в рабочей точке, не менее, м3/час

160

Упаковка Товара – картонная

1

 

шт

Напор в рабочей точке, не менее, м

140

Номинальная мощность электродвигателя, не более, кВт

90

Материал рабочего колеса, направляющего аппарата

 Нержавеющие рабочие органы (рабочее колесо, направляющий аппарат)

Тип двигателя

Герметичный серии ДАП -10-90

Присоединительные размеры

Соответствие ГОСТ 633-80

Таким образом, из вышеуказанного описания предмета закупки следует, что по позициям 1-4 заказчиком указан тип двигателя - Герметичный серии ДАП.

При этом, представители заказчика на заседании Комиссии Липецкого УФАС России пояснили, что предмет рассматриваемой закупки сформирован в соответствии с потребностями заказчика в закупаемом товаре, что не противоречит требованиям Закона о закупках.

        Как следует из пояснений представителей заказчика, установление в описании предмета закупки следующих требований к типу двигателя: «Герметичный серии ДАП» обусловлено тем, что герметичный электродвигатель не подвергается неблагоприятному воздействию перекачиваемой среды. Внутренняя полость изолирована от перекачиваемой воды, тем самым исключена возможность попадания нерастворимых твердых частиц (известняк, песок) в подшипники и их преждевременный износ. Исключается коррозия металлических частей двигателя (статорных и роторных) пластин, что позволяет значительно увеличить срок работы эл.двигателя и сохранить высокий КПД в течение всего срока эксплуатации. Ресурс работы электродвигателя серии ДАП составляет 25000 час., гарантийный срок -до 2 лет (24 месяца), что немаловажно при эксплуатации товара.

        При этом, о наличии вышеуказанных характеристик в насосах с типом двигателя: «Герметичный серии ДАП» заказчику стало известно в ходе эксплуатации таких насосов, которые им ранее приобретались.

        Между тем, представители заказчика также пояснили, что насосное оборудование, предлагаемое заявителем, имеет ряд недостатков. А именно:

-материал рабочего колеса- пластмасса, что недопустимо. Поскольку в регионе, где осуществляется подъем воды из артезианских скважин, в водоносных пластах имеется наличие нерастворимых твердых частиц (известняк, песок). При износе подпятника на 2мм ротор проседает вниз и начинает затираться по обоймам. Агрегат начинает терять производительность до нулевой;

-тип двигателя- проточный серии ПЭДВ, недопустимо. Электродвигатели серии ПЭДВ подвергаются неблагоприятным воздействиям перекачиваемой среды. Повышенный износ осевого и опорного подшипников скольжения из-за попадающих вместе с водой нерастворимых твердых частиц (известняк, песок), приводит к преждевременному выходу из строя насосного агрегата;

-преждевременная коррозия металлических частей статора и ротора двигателя приводит к снижению мощности и в конечном итоге к выходу электродвигателя из строя;

-низкий гарантийный срок эксплуатации насосного оборудования- до 1 года (12 месяцев);

-ресурс работы электродвигателя серии ПЭДВ составляет не более 14000 час.

        Доказательств обратного заявителем не представлено.

        Таким образом, заказчик обосновал свою потребность в закупаемом товаре по оспариваемым заявителем характеристикам требуемого заказчику товара.

При этом следует учесть, что согласно ч.1 ст.1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

        В тоже время, при формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, также не вправе определять и его нужды.

        При этом, бесспорных доказательств того, что оспариваемые требования к товару являются несущественными для заказчика, в материалах жалобы заявителя отсутствовали, заявителем в Липецкое УФАС России не было представлено.

        Более того, как следует из пояснений представителей заказчика, приобретение товара с установленными в описании характеристиками в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, а также в полной степени удовлетворит потребности заказчика в приобретаемом товаре.

       Доказательств обратного заявителем не представлено.

       При этом следует отметить, что Комиссией Липецкого УФАС России учтена правовая позиция, изложенная в Определении Верховного Суда РФ от 31.07.2017 г. N305-КГ17-2243 по делу NА40-3315/2016, согласно которой, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности. Право на разработку и утверждение положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

        Следовательно, при оценке действий заказчика необходимо оценивать параметры и качественные характеристики проводимой закупки, выяснять действительную потребность в установлении заказчиком определенных требований, учитывая заинтересованность такого лица в рациональном расходовании средств и достижении максимального результата.

         Кроме того, согласно ч.10 ст.3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

При этом, в соответствии с п.5 ч.6 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, жалоба должна содержать перечень прилагаемых к жалобе документов.

        Таким образом, из смысла вышеприведенной нормы Закона о закупках следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

При этом, положения Закона о закупках не запрещают заявителю представить документы и сведения, подтверждающие доводы жалобы, непосредственно на заседании Комиссии антимонопольного органа.

 Однако, заявителем на рассмотрение жалобы не представлено доказательств, что оспариваемые им положения закупочной документации, касающиеся описания предмета закупки, не соответствуют требованиям Закона о закупках, не позволяют участникам закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке, препятствуют каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке.

Более того, согласно протокола рассмотрения заявок на участие в запросе котировок № 2196971 от 22.10.2021, на участие в рассматриваемой закупке было подано 2 заявки от следующих участников: ООО «ГИДРОМАШИНА» и ООО "АГМ-МОСКВА" (заявитель).

Следовательно, установленные заказчиком в описании предмета закупки требования к закупаемому товару не явились препятствием в подаче заявителем заявки на участие в рассматриваемой закупке.

        На основании вышеизложенного, жалоба заявителя признается необоснованной.

        Руководствуясь ч.20 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Липецкого УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ООО «АГМ-Москва» на действия заказчика – ОГУП «Лебедянский водоканал» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку насосов (извещение №32110726294) необоснованной.

        Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Липецкой области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны