Решение б/н Решение по делу в отношении администрации Усманского муницип... от 20 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 95

 

18 августа 2015 года                                                                                      г. Липецк

 

 

         Резолютивная часть решения объявлена 06 августа 2015 года.

         Решение в полном объеме изготовлено 18 августа 2015 года.

 

 

         Комиссия Липецкого управления Федеральной антимонопольной службы России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного   законодательства в присутствии представителей администрации Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации – <…>, <…>, <…>,

рассмотрев дело 95 по признакам нарушения администрацией Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации  п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее-Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА: 

 

Приказом  Липецкого УФАС России  от 17.07.2015 № 247  возбуждено дело № 95 по признакам нарушения администрацией Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (399373, Липецкая область, г. Усмань, ул. Ленина, д. 40)   п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006   №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении в административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги "Приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности" (утв. постановлением администрации Усманского муниципального района от 05.06.2012 N 453) необоснованных требований к заявителям о предоставлении документов, обязанность по предоставлению которых не предусмотрена действующим законодательством, поскольку они находятся в распоряжении органов государственной власти.

Определением от 22.07.2015  назначено время и место рассмотрения дела.

На заседании Комиссии велась аудиозапись.

 

Представители ответчика по факту нарушения антимонопольного законодательства пояснили, что с замечаниями полностью согласны и 24.07.2015 в постановление  были внесены изменения.

 

Рассмотрев представленные ответчиком документы, заслушав мнение его представителей, Комиссия установила следующее:

Постановлением  администрации Усманского муниципального района от 05.06.2012 № 453 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности".

Пунктом  2.6.1 установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления земельных участков, находящихся в собственности муниципального района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности; заявитель представляет следующие документы:

2.6.1.1. Заявление (приложение N 1 к настоящему Регламенту), в котором указываются:

- цель использования земельного участка (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);

- испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

- условия предоставления земельных участков в собственность или аренду;

- срок аренды земельных участков;

- обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

- предполагаемое местоположение земельных участков.

2.6.1.2. Документ, удостоверяющий личность заявителя (в случае если заявителем является физическое лицо) (паспорт).

2.6.1.3. Кадастровый паспорт земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре, содержащие сведения о кадастровой стоимости земельного участка).

2.6.1.4. Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (в случае если заявление подано индивидуальным предпринимателем). Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.

2.6.1.5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок.

2.6.1.6. К заявлению должно быть приложено соглашение о создании КФХ, заключенное между членами КФХ.

2.6.1.7. Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (в случае если заявление подано представителем заявителя) (доверенность).

В тоже время пункт 2.7.1 административного регламента содержит исчерпывающий перечень документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении муниципальной услуги:

- кадастровый паспорт земельного участка;

- отчет независимого оценщика, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, о рыночной стоимости земельного участка или размере арендной платы за земельный участок.

Пунктом 2.7.1.1 административного регламента закреплено, что документы, перечисленные в пункте 2.6.1, могут быть направлены в форме электронных документов через РПГУ. Если документы или сведения, содержащиеся в документах, необходимых для предоставления муниципальной услуги, направляются через РПГУ до 01.10.2012, то заявитель лично представляет соответствующие оригиналы документов или копии документов, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке. После 01.10.2012 заявителем через РПГУ могут направляться электронные копии документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, подписанные электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" и статей 21.1 и 21.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Оригиналы документов в этом случае не представляются.

Вместе с тем, пунктом 2.7.2 административного регламента установлен  запрет требовать от заявителя:

- представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги;

- представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Однако, несмотря на установленный п. 2.7.2 запрет требования документов, которые находятся в распоряжении органов власти, в административном регламенте  не предусмотрена обязанность лица предоставляющего услугу самостоятельно получать такие документы.

В тоже время в п. 2.9.2 административного регламента установлено такое основание для отказа в предоставлении муниципальной услуги, как  представлен неполный комплект документов, требуемых от заявителя согласно подразделу 2.6 настоящего Административного регламента.

Федеральный  закон от 27.07.2010  № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).

Указанный Закон определяет административный регламент как нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Статьей 14 Федерального закона от 27.07.2010  № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает:

1) наименование государственной или муниципальной услуги;

2) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу;

3) результат предоставления государственной или муниципальной услуги;

4) срок предоставления государственной или муниципальной услуги;

5) правовые основания для предоставления государственной или муниципальной услуги;

6) исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

         Также в  силу ч. 1 ст. 7  Федерального  закона от 27.07.2010  № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:

1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;

2) представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе;

3) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Комиссией установлено, что кадастровый паспорт и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок находятся в распоряжении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (в случае если заявление подано индивидуальным предпринимателем) выдается Федеральной налоговой службой (и сведения о юридическом лице находятся в свободном доступе на официальном сайте данной службы).

Согласно части 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции, целью указанного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии со ст. 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Исходя из смысла антимонопольного законодательства, акты органов местного самоуправления не должны вступать в противоречие с федеральным законодательством, ущемлять права и интересы участников гражданского оборота, в связи с чем, административный регламент не может противоречить актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу п. 2. ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В связи с изложенным, пункты 2.6.1.3, 2.6.1.4,   2.6.1.5  административного регламента ограничивают возможность заявителям, в частности  хозяйствующим субъектам, приобрести земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, что является необоснованным препятствием осуществления деятельности таким хозяйствующим субъектам.

Таким образом, установив в административном регламенте требования к заявителям о предоставлении  документов, которые находятся в распоряжении органов государственной власти, администрация Усманского муниципального района Липецкой области нарушила запрет, установленный  п. 2 части 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

 

 В тоже время, на рассмотрение дела ответчиком представлена копия постановления администрации Усманского муниципального района от 24.07.2015 № 594 «О внесении изменений в постановление администрации Усманского муниципального района  Липецкой области Российской Федерации № 453 от 05.06.2012 года». 

Рассмотрев данное постановление, Комиссией установлено, что из административного регламента исключено требование о предоставлении самостоятельно заявителями вышерассмотренных документов, которые находятся в распоряжении органов государственной власти.

Таким образом, на момент рассмотрения дела ответчиком устранены нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Данное обстоятельство является основанием для прекращения дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции.

         Руководствуясь ст. 23, ст. 41, ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать в действиях администрации Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (399373, Липецкая область, г. Усмань, ул. Ленина, д. 40)    нарушение п. 2 части 1 статьи 15    Федерального закона от 26.07.2006  №135-ФЗ  «О защите конкуренции», выразившееся в установлении в административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги "Приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности" (утв. постановлением администрации Усманского муниципального района от 05.06.2012 N 453) необоснованных требований к заявителям о предоставлении документов, обязанность по предоставлению которых не предусмотрена действующим законодательством, поскольку они находятся в распоряжении органов государственной власти.

2. Прекратить рассмотрение дела № 95 о нарушении администрацией Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации  п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

         Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны