Решение б/н Решение по жалобе ООО «Перспектива» от 4 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 97м/17

 

«24» апреля 2017 года                                                                                   г. Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена 24.04.2017.

Решение в полном объеме изготовлено 26.04.2017.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:

председатель Комиссии – И.В. Поткина –руководитель управления;

заместитель председателя Комиссии - Т.Н. Ролдугина – начальник отдела контроля закупок и торгов;

член Комиссии: Т.С. Рябкова —заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов,

в присутствии представителя уполномоченного органа -  администрации  Краснинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации – <…> (доверенность от 24.04.2017),

рассмотрев жалобу ООО «Перспектива» на положения документации об электронном  аукционе на реконструкцию здания муниципального бюджетного учреждения «Межпоселенческий центр культуры и досуга» Краснинского муниципального района Липецкой области (реестровый номер <...> ) (далее- электронный аукцион),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Липецкого УФАС России 17.04.2017 поступила жалоба ООО «Перспектива» на положения документации об электронном аукционе (заказчик - муниципальное  бюджетное  учреждение  «Межпоселенческий центр культуры и досуга» Краснинского муниципального района Липецкой области, уполномоченный орган - администрация Краснинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации).

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru  в разделе «жалобы».

ООО «Перспектива», заказчик, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не направили своих представителей для участия в рассмотрении жалобы.

На заседании комиссии велась аудиозапись.

В жалобе ООО «Перспектива» указано, что аукционная документация, содержит ряд нарушений, а именно:

1. в нарушение положений Закона о контрактной системе   установлены требования к первой части заявки о предоставлении только согласия на выполнение работ. При этом согласно проектно-сметной документации при выполнении работ используются и товары. Но в документации не предъявлено требование о предоставлении в первой части заявок  конкретных показателей используемого товара, соответствующих значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

2. в проекте контракта установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. При этом, в п. 1.5 проекта контракта указано, что способ обеспечения исполнения Контракта из вышеперечисленных способов Подрядчик определяет самостоятельно. В случае если Подрядчик в качестве способа обеспечения исполнения обязательств по Контракту выбрал залог денежных средств, и если Подрядчик исполнил взятые на себя по Контракту обязательства надлежащим образом, Заказчик обязан возвратить ему денежные средства в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования Подрядчика, по истечении срока, установленного в пункте 1.4 настоящего Контракта. Таким образом, в проекте контракта установлены разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа такого обеспечения.

Также в жалобе указано, что    в извещении о проведении электронного аукциона не установлено исчерпывающего перечня документов, предоставляемых участниками в подтверждение своего соответствия требованию, установленному в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31  Закона о контрактной системе.

Представитель уполномоченного органа по доводам жалобы пояснили, что нарушений Закона о контрактной системе при утверждении документации об электронном аукционе допущено не было, представил  письменные возражения.

 

Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителя уполномоченного органа, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:

Документация об электронном аукционе  и извещение о проведении электронного аукциона   размещены заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Электронный аукцион проводится уполномоченным органом для заказчика - муниципального  бюджетного  учреждения  «Межпоселенческий центр культуры и досуга» Краснинского муниципального района Липецкой области.

1. Рассмотрев довод жалобы о нарушениях при установлении требований к составу первой части заявки,  Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным в связи со следующим.

В соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе уполномоченным органом  установлены требования к выполняемым работам, которые содержатся в   проектно-сметной документации (приложение №1 к извещению и аукционной документации).

При этом, в ходе анализа документации об электроном аукционе установлено, что в ней отсутствуют требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам  материалов, используемых при  выполнении работ по контракту.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать  требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Частью 3 ст. 64 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию первой части заявки в зависимости от предмета электронного аукциона.

В пункте 11 документации об электронном аукционе уполномоченным органом установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать согласие  участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что указанное требование  установлено в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 66  Закона о контрактной системе и соответствует предмету электронного аукциона.

 

2. В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе   срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В ходе анализа проекта контракта, прилагаемого к документации об электронном аукционе, установлено, что в нем установлен срок действия контракта -  до 31.12.2017.

При этом, согласно документации об электронном аукционе, заказчиком установлено требование к банковской гарантии о том, что срок ее действия должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Таким образом, установленный заказчиком срок действия контракта позволяет участникам электронного аукциона предоставить банковскую гарантию, соответствующую требованиям документации.

В силу ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что данное требование выполнено заказчиком в п. 1.5  проекта контракта.

При таких обстоятельствах, приведенные заявителем в жалобе положения проекта контракта, установлены заказчиком в соответствии с указанными требованиями Закона о контрактной системе.

 

3. Довод жалобы об отсутствии в извещении о проведении электронного аукциона исчерпывающего перечня документов, предоставляемых участниками в подтверждение своего соответствия требованию, установленному в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31  Закона о контрактной системе, признается обоснованным в связи со следующим.

В силу п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются  требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В ходе анализа извещения о проведении электронного аукциона,  размещенного уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в структурированном виде с использованием функционала указанной системы, установлено, что в нем содержатся требования к участникам  о соответствии  части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

При этом, в данном извещении отсутствует исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, что является нарушением п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе.

В ходе анализа документации об электронном аукционе Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в подпункте 2.1 и 2.2 пункта 12 документации об электронном аукционе установлено требование о предоставлении  участниками во второй части  заявки   документов, подтверждающих соответствие пункту 1 части 1 и части  2  статьи 31 Закона о контрактной системе:

  2.1. Копия свидетельства, выданного  саморегулируемой организацией, содержащее   допуски к определенному виду или видам работ по предмету аукциона, а именно п.33.  Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): пп. 33.3. Жилищно-гражданское строительство  и (или) к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки: 16. Устройство наружных сетей водопровода ( в том числе пп.16.1, 16.3, 16.4.),  17. Устройство наружных сетей канализации (в том числе пп. 17.1, 17.4) .

2.2.  Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:

-   копия исполненного контракта (договора);

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

При этом, в силу требований ст. 64 Закона о контрактной системе требования к составу заявки должны быть установлены в документации об электронном аукционе.

Таким образом, все участники  в соответствии с условиями документации об электронном аукционе обязаны представить документы в подтверждение своего соответствия установленным требованиям.

При таких обстоятельствах, допущенное заказчиком нарушение п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе  не может повлиять на  результат  электронного аукциона. 

 

При проведении внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с требованиями ст. 99 Закона о контрактной системе, в действиях уполномоченного органа  установлено нарушение  п. 2 ч. 1  ст. 64   Закона о контрактной системе, которое заключается в следующем.

Как было установлено,  в подпункте 2.1 пункта 12 документации об электронном аукционе установлено требование о предоставлении  участниками во второй части  заявки   документов, подтверждающих соответствие пункту 1 части 1   статьи 31 Закона о контрактной системе:

- копия свидетельства, выданного  саморегулируемой организацией, содержащее   допуски к определенному виду или видам работ по предмету аукциона, а именно п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

пп. 33.3. Жилищно-гражданское строительство  и (или) к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки:

16. Устройство наружных сетей водопровода ( в том числе пп.16.1, 16.3, 16.4.),

17. Устройство наружных сетей канализации (в том числе пп. 17.1, 17.4) .

В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.

Предметом электронного аукциона является выполнение работ по реконструкции здания.

В связи с обозначенным предметом закупки подлежат применению нормы градостроительного законодательства.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).

Частью 2 статьи 52 ГрК РФ установлено, что  виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).

Пунктом 10 части 1 статьи 1 ГрК РФ установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В соответствии с требованиями Гр РФ работы по организации строительства включают в себя целый комплекс работ:

- организация и координация работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства;

- обеспечение соблюдения требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ;

- осуществление строительного контроля;

- выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства собственными силами или с привлечением третьих лиц.

Таким образом, свидетельство о допуске к работам по организации строительства должно быть у лица в случае, если оно является лицом, осуществляющим строительство, т.е. выполняет весь комплекс указанных работ.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что  поскольку в предмет  электронного аукциона входит и организация строительства, то  в данном случае, участник электронного аукциона должен в обязательном порядке иметь свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства.

При этом, требование о наличии у участника закупки свидетельства СРО о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства), противоречит ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Закону о контрактной системе.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что в данном случае  требование   о предоставлении в составе заявки копии  свидетельства о допуске на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства,   по конкретным видам работ (16 и 17 Перечня) без обязательного допуска к работам по организации строительства, не основано на положениях градостроительного законодательства и установлено в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, которой закреплено, что  документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать  требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона

Вместе с тем, на рассмотрение жалобы  уполномоченным органом представлены (для обозрения) вторые части заявок всех участников электронного аукциона.

В ходе анализа  представленных в заявках участников копий свидетельств СРО Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в данных свидетельствах содержится подпункт 33.3 «Жилищно-гражданское строительство» пункта 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

При таких обстоятельствах,  допущенное уполномоченным органом нарушение при установлении требований к составу второй части заявок не повлияло на результат электронного аукциона.

Установленные  нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", административным  регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Перспектива» на положения документации об электронном  аукционе на реконструкцию здания муниципального бюджетного учреждения «Межпоселенческий центр культуры и досуга» Краснинского муниципального района Липецкой области (реестровый номер <...> )  обоснованной в части не установления в   извещении о проведении электронного аукциона исчерпывающего перечня документов, предоставляемых участниками в подтверждение соответствия требованию, установленному в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31  Закона о контрактной системе. 

2. Признать в  действиях уполномоченного органа - администрации Краснинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации нарушение  п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 6 ч.  5 ст. 63 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку они не повлияли на результат электронного аукциона.

4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны