Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении администрации Усм... от 20 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 98

 

18 августа 2015 года                                                                                     г. Липецк

 

         Резолютивная часть решения объявлена 06 августа 2015 года.

         Решение в полном объеме изготовлено 18 августа 2015 года.

 

         Комиссия Липецкого управления Федеральной антимонопольной службы России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного   законодательства   в составе:

председателя комиссии Л.А. Черкашиной-вр.и.о. руководителя управления,

членов комиссии:

А.В. Хохольских – государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

Т.Н. Ролдугиной – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

в присутствии представителей администрации Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации – <…>, <…>, <…>,

рассмотрев дело № 98 по признакам нарушения администрацией Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации пункта 7 части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее-Закон о защите конкуренции),  

    

УСТАНОВИЛА: 

 

Приказом  Липецкого УФАС России  от 17.07.2015 № 244  возбуждено дело  № 98 по признакам нарушения администрацией Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (399373, Липецкая область, г. Усмань, ул. Ленина, д. 40)   п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении ОАО «Автоколонна-2068»   муниципальной преференции в виде предоставления субсидии по договору от 30.12.2014 № 1  на оказание услуг по пассмажироперевозкам на социально-значимых маршрутах  в 2015 году  в нарушение порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 22.07.2015  назначено время и место рассмотрения дела.

 

При рассмотрении дела представители ответчика пояснили, что при установлении  требования в договоре  о предоставлении субсидии  руководствовались Бюджетным кодексом Российской Федерации. После возбуждения дела стало понятно, что было допущено нарушение.

 

Рассмотрев представленные документы, заслушав мнение представителей ответчика, Комиссия установила следующее:

Постановлением  администрации Усманского муниципального района Липецкой области от 09.03.2011 № 169  утвержден  Порядок отбора перевозчиков на право осуществления транспортного обслуживания по регулярным социально значимым и иным внутримуниципальным маршрутам на территории Усманского муниципального района (далее –Порядок).

Так, Порядком установлено, что он определяет условия отбора транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению регулярных социально значимых и иных перевозок на внутримуниципальных маршрутах на территории Усманского муниципального района.

Также данным Порядком предусмотрено, что в течение 10 дней со дня подписания протокола оценки документов заказчик отбора и победитель отбора заключают договор на право осуществления перевозчиком транспортного обслуживания населения по регулярным маршрутам на срок, указанный в документации. По результатам отбора с победителем заключается договор и выдаются карточки допуска на каждое транспортное средство, которые являются неотъемлемой частью договора.

Во исполнение требований Порядка администрацией района принято решение о проведении конкурсных отборов перевозчиков (распоряжение от 27.11.2014 № 527 р) на оказание транспортных услуг по пассмажироперевозкам на  внутримуниципальных социально-значимых пригородных маршрутах  в 2015 году и на право осуществления транспортного обслуживания по регулярным коммерческим внутримуниципальным маршрутам в 2015 году.

О проведении конкурсных отборов было объявлено 22.11.2014 в газете «Новая жизнь»  (№ 150-151 (13432-13433)).

Указанные конкурсные отборы были признаны несостоявшимися в связи с поступлением только одной заявки.

В связи с чем, с единственным участником – ОАО «Автоколонна-2068»  30.12.2014 были заключены договоры:

- № 1 на оказание услуг по пассмажироперевозкам на социально-значимых маршрутах  в 2015 году,

- № 2 на оказание перевозок по коммерческим маршрутам в 2015 году.

В соответствии с п. 1.2 договора № 1 на оказание услуг по пассмажироперевозкам на социально-значимых маршрутах  в 2015 году  на администрацию района возложена обязанность по обеспечению  предоставления администрацией  субсидий из бюджета Усманского муниципального района на компенсацию выпадающих доходов, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по территории Усманского района.

Однако, в извещении о проведении конкурсных отборов данное условие о предоставлении субсидии  не было установлено.

В Порядке также не установлена обязанность по предоставлению администрацией каких-либо субсидий лицам, с которыми заключаются договоры на выполнение перевозов.

Более того, администрацией Усманского муниципального района 16.11.2011 принято постановление № 880 «О порядке предоставления субсидий из бюджета Усманского муниципального района на пассажирских перевозках по территории Усманского муниципального района».

Так, данным постановлением (в частности утвержденным им Порядком) установлено, что предоставление субсидий перевозчикам осуществляется на основании предоставляемых ими отчетов о фактическом пробеге по социально значимым регулярным маршрутам.

Таким образом, из данного постановления следует, что право на получение субсидии имеют перевозчики только после  начала осуществления перевозок, что в контексте Порядка означает, что только после заключения договора с перевозчиком на выполнение перевозок (по итогам проведения конкурсного отбора), но никак не в момент заключения такого договора.

Требования к предоставлению субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, установлены ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Частью 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Предоставление субсидии в силу ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации должно было совершаться только по результатам проведения отбора.

Согласно Закону о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции установлен статьей 20 Закона о защите конкуренции. Согласно части 1 названной статьи федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом. К заявлению о даче согласия на предоставление преференции прилагаются документы и сведения, перечень которых определен Закона о защите конкуренции.

В силу ч. 3 ст. 19 Закона о защите конкуренции муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

1) на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;

2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу;

4) в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Исключительный перечень целей, для реализации которых могут предоставляться государственные или муниципальные преференции, определен частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

За получением согласия Липецкого УФАС России на предоставление муниципальной преференции ОАО «Автоколонна-2068»  в виде предоставления субсидии  администрация района не обращалась.

Оценивая действия ответчика по включению в договор № 1 условия о предоставлении администрацией субсидии, Комиссия приходит к выводу о том, что ответчиком ОАО «Автоколонна-2068»  фактически предоставлена муниципальная преференция без соблюдения порядка её предоставления.

В тех случаях, когда требуется проведение отборов или иных обязательных публичных процедур, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении  отборов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить   доступ к соответствующему  ресурсу, в данном случае получению субсидии.

Пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещено федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации    предоставлять государственные или муниципальные преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 этого Закона (статьи 19 - 20).

Исходя из обстоятельств дела, следует, что законных оснований дающих исключительную возможность предоставления субсидии ОАО «Автоколонна-2068»  в данном случае у администрации не имелось.

Предоставление субсидии должно было осуществляться только после заключения договора на выполнение перевозок и после предоставления отчетов о полученных затратах    либо при условии согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.

При таких обстоятельствах, поскольку ответчиком нарушена процедура предоставления муниципальной преференции  ОАО «Автоколонна-2068» в виде предоставления субсидии,  его действия нарушают запрет, установленный п.  7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

  В ходе рассмотрения дела оснований для прекращения антимонопольного дела, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции, не установлено.

Выявленные нарушения Закона о защите конкуренции содержат признаки совершения административного правонарушения.

         Руководствуясь ст. 23, ст. 41  Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

                   1. Признать в действиях администрации Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (399373, Липецкая область, г. Усмань, ул. Ленина, д. 40)  нарушение п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в предоставлении ОАО «Автоколонна-2068»   муниципальной преференции в виде предоставления субсидии по договору от 30.12.2014 № 1  на оказание услуг по пассмажироперевозкам на социально-значимых маршрутах  в 2015 году  в нарушение порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

                   2. Выдать предписание администрации Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

                   3. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

         Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 98

 

 

18 августа 2015 года                                                                                       г. Липецк

  

 

         Комиссия Липецкого Управления Федеральной антимонопольной службы России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного   законодательства   в составе:

председателя комиссии Л.А. Черкашиной- вр.и.о. руководителя управления,

членов комиссии:

А.В. Хохольских – государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

Т.Н. Ролдугиной – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

         руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 18.08.2015 по делу № 98 о нарушении администрацией Усманского муниципального района Липецкой области пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

         1. Администрации Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации в срок до 01.10.2015  прекратить нарушения пункта 1 части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выявленные в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

2. С целью устранения допущенных нарушений, администрации Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации необходимо совершить действия, направленные на приведение в соответствие с требованиями действующего законодательства договора от 30.12.2014   № 1 на оказание услуг по пассмажироперевозкам на социально-значимых маршрутах  в 2015 году, а также на обеспечение равного доступа всем перевозчикам в такому материальному ресурсу как субсидия на возмещение затрат, связанных с осуществлением социально значимых перевозок.

3. В трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания уведомить об этом антимонопольный орган (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).

         Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

         Примечание: Невыполнение предписания антимонопольного органа влечет наложение административного штрафа в соответствии с КоАП РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны