Определение №66-02 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е о назначении дела № 048/01/15-1177/201... от 10 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о назначении дела № 048/01/15-1177/2019

о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

31 декабря 2019 года                                                                                                               г. Липецк

 

Председатель Комиссии Липецкого УФАС России по рассмотрению дела № 048/01/15-1177/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) <…>

 

У С Т А Н О В И Л:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее – Управление) поступило обращение <…> (представителя ИП Главы КФХ Демидова П.В.) от 09.07.2019 года вх. № 4704 о признаках нарушения администрацией Чаплыгинского муниципального района Липецкой области (далее – Администрация) антимонопольного законодательства, выразившихся в отказе ИП Главе КФХ Демидову П.В. в рассмотрении документов на предоставление в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, а также в не проведении аукциона в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

В ходе анализа поступивших и собранных материалов, в их совокупности и взаимосвязи, на предмет соблюдения антимонопольного законодательства установлено следующее.

Администрацией в изданиях газеты «Раненбургский вестник» от 18.04.2019 г. № 49 (12864), от 20.04.2019 г. № 50 (12865), от 23.04.2019 г. № 51 (12866) были опубликованы извещения о возможности предоставления в аренду в соответствии с положением пп. 12 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, п. 8 ст. 10 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следующих земельных участков:

- земельный участок с кадастровым номером 48:18:1580113:26, общей площадью 1277000 кв.м., расположенный по адресу: Липецкая область, р-н Чаплыгинский, с/п Зенкинский сельсовет, северо-западнее с. Зенкино;

- земельный участок с кадастровым номером 48:18:1580113:1, общей площадью 4404316 кв.м., расположенный по адресу: Липецкая область, р-н Чаплыгинский, с/п Зенкинский сельсовет, с. Зенкино;

- земельный участок с кадастровым номером 48:18:1580201:64, общей площадью 1541000 кв.м., расположенный по адресу: Липецкая область, р-н Чаплыгинский, с/п Новополянский сельсовет, севернее с. Новополянье.

13.05.2019 <…> (действующий от имени ИП главы КФХ Демидова П.В. на основании доверенности) обратился в Администрацию с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 48:18:1580113:1, 48:18:1580113:26, 48:18:1580201:64.

16.05.2019 заявитель получил отказ в рассмотрении документов, так как в соответствии с п. 8 ст. 10 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» отсутствуют сведения о том, что заявитель является участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельским хозяйством деятельности.

05.08.2019 Липецкое УФАС России получило от Администрации запрашиваемые документы и информацию, анализ которых показал, что 16.05.2019 в Администрацию поступило заявление ИП главы КФХ Маликова Н.Н. о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 48:18:1580113:1 и 48:18:1580113:26.

По результатам рассмотрения заявления ИП главы КФХ Маликова Н.Н. были заключены два договора аренды:

- № 141/19 с предметом договора: земельный участок с кадастровым номером 48:18:1580113:26, общей площадью 1277000 кв.м., из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для сельскохозяйственного производства, находящегося по адресу: Липецкая область, р-н Чаплыгинский, с/п Зенкинский сельсовет, северо-западнее с. Зенкино;

- № 142/19 с предметом договора: земельный участок с кадастровым номером 48:18:1580113:1, общей площадью 4404316 кв.м., из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для сельскохозяйственного производства, находящегося по адресу: Липецкая область, р-н Чаплыгинский, с/п Зенкинский сельсовет, с. Зенкино.

Особенности предоставления земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации установлены Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Согласно п. 1 ст. 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения указанный Закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения участниками отношений, регулируемых указанным Законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

В связи с чем, юридические лица являются участниками правоотношений, связанных с владением, пользованием земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно п. 8 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

В случае, если в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ не будет подано заявление заинтересованного лица о намерении получить земельный участок, его предоставление осуществляется без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.17 ЗК РФ.

Исходя из общих принципов земельного законодательства и содержания абз. 2 п. 8 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и ст. 39.18 ЗК РФ, возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.

При этом ни ЗК РФ, ни Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в ст. 39.18 ЗК РФ, то есть путём опубликования извещения о предоставлении земельного участка.

Однако в случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.

Каких-либо сроков поступления и рассмотрения заявлений о приобретении земельных участков на праве аренды из земель сельскохозяйственного назначения Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения не установлено.

В связи с тем, что в Администрацию поступило два заявления о предоставлении в аренду вышеуказанных земельных участков от <…> (действующий от имени ИП главы КФХ Демидова П.В. на основании доверенности) и ИП главы КФХ Маликова Н.Н. земельный участок должен быть предоставлен в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Указанной нормой определен только порядок предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае поступления нескольких заявлений на распоряжение такими земельными участками в порядке абз. 2 п. 8 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, а не определяет круг лиц, имеющих право подавать заявления о приобретении земельных участков на соответствующих правах.

Таким образом, Администрация, предоставив вышеуказанные земельные участки без проведения торгов, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, создала для конкретного хозяйствующего ИП главы КФХ Маликова Н.Н. преимущественные условия в получении земельных участков в аренду и воспрепятствовала доступу к муниципальному ресурсу ИП главе КФХ Демидову П.В., имевшего намерения приобрести земельные участки в аренду, и иных лиц, которые также могли иметь намерения приобрести права аренды в отношении земельных участков, что содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, согласно которой органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции содержит запрет на предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

Статьей 19 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» регламентируются цели, на основании которых может быть представлена преференция. Однако в Липецкое УФАС России не поступало обращений Администрации о согласовании преференций.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Согласно анализу информации, полученной из открытых источников («Информация об итогах работы АПК Липецкой области за 2018 год» http://admlip.ru/economy/industry/agroprom/), на территории Липецкой области действуют 1518 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей.

Ограничение конкуренции выразилось в ущемлении прав и интересов потенциальных участников, которые также могли претендовать на получение права аренды вышеуказанных земельных участков, что исключило соперничество хозяйствующих субъектов на рынке производства сельскохозяйственной продукции.

Необоснованное предоставление преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту – это отступление от общепринятых правил, действующих законов и иных правовых актов в пользу тех или иных субъектов, способные привести к ограничению конкуренции и ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов.

Липецким УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области было выдано предупреждение № 19-А-19 от 07.10.2019 о необходимости прекращения указанных действий, путём совершения мероприятий, направленных на возврат земельных участков с кадастровыми номерами 48:18:1580113:26, 48:18:1580113:1, 48:18:1580201:64, и проведение конкурентных процедур на право предоставления возможности заключить договоры аренды на вышеуказанные земельные участки, в срок до 20.12.2019.

23.12.2019 (вх. № 8951 от 23.12.2019) от Администрации поступили возражения на предупреждение, согласно которым в числе прочего:

1) ИП главе КФХ Демидову П.В. было отказано в предоставлении земельных участков, так как в соответствии с п. 8 ст. 10 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» отсутствуют сведения о том, что заявитель является участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельским хозяйством деятельности.

2) права ИП главы КФХ Маликова Н.Н. на аренду земельных участков зарегистрированы в уполномоченном органе регистрации прав, поэтому в настоящее время зарегистрированные права могут быть оспорены только в судебном порядке.

Таким образом, содержание возражений свидетельствует об отсутствии у Администрации намерений исполнения предупреждения № 19-А-19.

Согласно ч. 8 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Действия администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области, выразившихся в отказе ИП Главе КФХ Демидову П.В. в рассмотрении документов на предоставление в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, в не проведении аукциона в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в предоставлении преференции ИП Главе КФХ Маликову Н.Н., приводят к нарушению гражданского законодательства, и могут свидетельствовать о нарушении ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного издан приказ Липецкого УФАС России от 31.12.2019 № 638 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения администрацией Чаплыгинского муниципального района Липецкой области (399900, Липецкая обл., Чаплыгинский р-н, г. Чаплыгин, пл. Октябрьской Революции, 7, ОГРН 1024800769157 от 21.11.2002) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь ч. 13 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

О П Р Е Д Е Л И Л:

 

  1. Назначить дело № 048/01/15-1177/2019 к рассмотрению на 27.01.2020 в 15 час. 00 минут по адресу: г. Липецк, пл. Плеханова, д. 1, каб. 506.

 

  1. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 048/01/15-1177/2019 в качестве:
  • ответчика:

администрацию Чаплыгинского муниципального района Липецкой области (399900, Липецкая обл., Чаплыгинский р-н, г. Чаплыгин, пл. Октябрьской Революции, 7, ОГРН 1024800769157 от 21.11.2002),

 

  • заинтересованных лиц:

 

ИП Главу КФХ Демидова П.В.,

 

ИП Главу КФХ Маликова Н.Н.

 

Явка ответчика по делу или его представителя обязательна.

Представителю при себе иметь документы, подтверждающие полномочия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                         

Связанные организации

Связанные организации не указаны