Решение №048/06/105-994/2020 Решение от 19 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 048/06/105-994/2020

 

«19» октября 2020 года                                                                               г. Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена 19.10.2020.

Решение в полном объеме изготовлено 21.10.2020.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее – Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)

рассмотрев жалобу <…> на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по благоустройству в рамках муниципальной программы города Липецка «Формирование современной городской среды города Липецка» на объекте: «Комплексное благоустройство территории Нижнего парка в г. Липецке. 1 этап. Подэтап 4» (реестровый номер <...> ) (далее – электронный аукцион),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Липецкого УФАС России 12.10.2020 поступила жалоба <…> (далее – заявитель) на положения документации об электронном аукционе заказчика муниципального казенного учреждения «Управление строительства города Липецка» (далее – заказчик).

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе «жалобы».

Заявитель, заказчик уведомленные надлежащим образом, о времени и месте рассмотрения жалобы, не направили своих представителей для участия в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы.

В жалобе заявителя указано, что заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в электронном аукционе.

В адрес Липецкого УФАС России поступили возражения по доводу жалобы от заказчика.

Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании Приказа Липецкого УФАС России от 13.10.2020 № 500, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.

Документация об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона размещены заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 585 988,00 руб.

Согласно п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

В пункте 11 документации об электронном аукционе заказчиком установлены требования ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе в полном объеме.

Согласно п. 3 аукционной документации полная характеристика, объем закупаемых работ и описание объекта закупки отражены в проекте муниципального контракта (раздел 2) сметной документации.

Проанализировав аукционную документацию Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что локально сметный расчет произведен заказчиком на установку малых архитектурных форм, а также в данном расчете обозначено следующее: «Установка детской площадки «Лазалка» с монтажом и доставкой», что указывает на то, что в данном случае закупается товар и работы, со способом установки. При этом, из документации об электронном аукционе не следует, что данный товар является используемым в качестве материалов для выполнения работ. Однако, проект контракта не содержит информацию о том, что закупаемый товар передается заказчику по товарной накладной или акту передачи, для его принятия на бухгалтерский учет.

Вместе с тем, в письме от 25.06.2020 № ИА/53616/20 отражена позиция ФАС России, в соответствии с которой, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:

1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;

2)товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).

Дополнительно следует отметить, что сами по себе требования к качественным характеристикам товара (поставляемому и используемому) устанавливаются заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона 44-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 как для соблюдения интересов заказчика путем обеспечения возможности осуществления проверки качества товара и надлежащего исполнения подрядчиком/исполнителем обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту.

При этом, как установлено, в описании объекта закупки (приложение 4 к проекту контракта) также содержатся требования к техническим характеристикам материалов, которые используются при выполнении работ по установке закупаемого товара.

Так, в частности, установлены значения характеристик к используемым при выполнении работ строительным материалам, работ по их установке: «Фундаментные плиты должны иметь толщину от 400 до 500 мм…Фундаментные плиты должны быть изготовлены из тяжелого бетона класса прочности не ниже В25, морозостойкости выше F100 и водонепроницаемости более W2. Под элементом «воронка» должна быть квадратная фундаментная плита со стороной квадрата не менее 2000 мм, под элементом «ниспадающий прогиб» должно быть не менее двух квадратных фундаментных плит со стороной квадрата более 1100 мм не менее 1000 мм, под элементом «горка» должна быть квадратная фундаментная плита со стороной квадрата менее 4500 мм не менее 4000 мм», конкретные показатели которых необходимо указать в первой части заявки.

В связи с чем, не представляется возможным однозначным образом прийти к выводу, что является объективной потребностью заказчика в рассматриваемой закупке: поставка канатной площадки или выполнение работ с использованием материалов.

При этом, необходимо также отметить, что аукционная документация не содержит видов и объемов строительных работ, которые необходимо выполнить по благоустройству в рамках муниципальной программы города Липецка «Формирование современной городской среды города Липецка» на объекте: «Комплексное благоустройство территории Нижнего парка в г. Липецке. 1 этап. Подэтап 4». Следовательно, требование о наличии необходимого опыта у участников закупки и требования к составу заявок в соответствии с Постановлением Правительства № 99 является неправомерным.

Исходя из вышеизложенного, в действиях заказчика по установлению требований к участникам закупки не в соответствии с требованиями ст. 31, и к составу первой части заявки не в соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, усматривается нарушение ст. 64 Закона о контрактной системе.

В результате проведения внеплановой проверки в рамках рассмотрения жалобы, Комиссией Липецкого УФАС России в действиях заказчика установлены нарушения требований ч. 3, ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.

1. Частью 4 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Требования к содержанию проекта контракта установлены в том числе в ст. 34 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия: о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

Как было установлено при рассмотрении жалобы, заказчиком установлены требования к товару (канатная площадка), поставляемого заказчику при выполнении работ.

Вместе с тем, проект контракта не содержит обязательных условий о  порядке и сроках оплаты товара, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара.

Таким образом, заказчиком допущено нарушение ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.

2. Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Статьей 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (далее – Постановление № 99).

Проанализировав извещение о проведении электронного аукциона, а также аукционную документацию, Комиссией установлено, что заказчик установил дополнительные требования к участникам закупки согласно п. 2.2 приложения №1 к Постановлению № 99.

Пунктом 2.2 приложения №1 к Постановлению № 99 установлено дополнительное требование к участникам закупок на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей. Также установлен перечень документов, которые подтверждают соответствие участников указанному требованию.

При этом, как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, заказчиком по факту осуществляется закупка товара (канатная площадка), её поставка, установка.

Между тем рассматриваемый объект закупки не относится к работам по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений) либо благоустройству территории.

Таким образом, на рассматриваемую закупку не распространяются требования Постановления Правительства № 99.

Исходя из изложенного, заказчиком установлено излишнее дополнительное требование к участникам закупки в нарушение ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, установленное нарушение ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе не повлияло на результат  закупки, поскольку аукционной комиссией заказчика рассматривалась вторая часть заявки одного участника.

Нарушения ч. 3, 4 ст. 64 Закона о контрактной системе содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст.ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14), Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу <…> на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по благоустройству в рамках муниципальной программы города Липецка «Формирование современной городской среды города Липецка» на объекте: «Комплексное благоустройство территории Нижнего парка в г. Липецке. 1 этап. Подэтап 4» (реестровый номер <...> ) обоснованной.

2. В действиях заказчика установлены нарушения ч. 3, ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны