Решение №048/06/99-1450/2021 РЕШЕНИЕ № 048/06/99-1450/2021 по результатам проверки «23» ... от 23 ноября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 048/06/99-1450/2021

по результатам проверки

 

«23» ноября 2021 года                                                                      г. Липецк

 

На основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 01.10.2020 №1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», приказа Липецкого УФАС России от 18.11.2021 №714, Комиссией Липецкого УФАС России,

проведена проверка деятельности областного бюджетного учреждения "Центр социальной защиты населения по городу Липецку" (далее- заказчик) при осуществлении закупки на поставку оргтехники (реестровый номер 0346200018621000027) (далее- электронный аукцион).

         Проверка проведена в присутствии представителей заказчика: ….

Проверка начата 18.11.2021, окончена 23.11.2021.

Место проведения проверки: г.Липецк, пл.Плеханова, д.1.

В адрес Липецкого УФАС России 11.11.2021 от заказчика поступила информация, согласно которой при проведении электронного аукциона с реестровым номером 0346200018621000027 было допущено нарушение Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в аукционной документации запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее также - постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616).

При этом, как пояснили присутствующие на проведении проверки представители заказчика, вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе привело к определению победителем рассматриваемой закупке участника, чья заявка не содержала выписку из реестра российской промышленной продукции.

 

В результате анализа документов и сведений о проведении заказчиком процедуры закупки, установлено следующее.

Документация об электронном аукционе и извещение на поставку оргтехники (реестровый номер 0346200018621000027), с учетом внесенных изменений, размещены 21.10.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 905 040,00 руб.

Дата и время начала срока подачи заявок - 18.10.2021 16:30,

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 29.10.2021 12:00,

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 29.10.2021,

Дата проведения аукциона в электронной форме - 01.11.2021 11:45.

 

1. В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

Исходя из части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Один из запретов на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, установлен постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N616.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).

Согласно пункту 6 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N616 в целях реализации настоящего постановления:

а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), либо в едином реестре российской радиоэлектронной продукции;

б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийской промышленной продукции).

Пунктом 10 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N616 установлено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции либо в случае закупки товаров, указанных в пунктах 25 (1) - 25 (7) перечня, представляет декларацию о включении поставляемой продукции в единый реестр российской радиоэлектронной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.

В случае представления участником закупки в составе заявки выписки из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции либо декларации о включении продукции в единый реестр российской радиоэлектронной продукции с указанием совокупного количества баллов, не соответствующего требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

         Таким образом, в случае закупки товаров, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N616, заказчик обязан в извещении и документации о закупке установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с указанным постановлением.

Объектом рассматриваемой закупки является поставка оргтехники.

Описание объекта закупки содержится в извещении и техническом задании (приложение 2) аукционной документации.

         В соответствии с печатной формой извещения, сформированного посредством программно-аппаратных средств единой информационной системы, заказчик закупает следующий товар: «Компьютер персональный настольный (моноблок)» в количестве 80 шт.

         При этом, из описания объекта закупки, указанного в техническом задании (приложение 2) аукционной документации, следует, что потребность заказчика заключается в приобретении автоматизированного рабочего места (в АРМ входит моноблок, клавиатура, мышь) в количестве 80 шт., по КТРУ 26.20.15.000-00000037 (которое, как установлено, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 отнесено к коду: 26.20.15 Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода).

          Комиссия Липецкого УФАС России проанализировав описание объекта закупки установила, что товар, закупаемый заказчиком, попадает под запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, поскольку данный товар включен в соответствующий перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.

Учитывая вышеизложенное, извещение и аукционная документация должны содержать информацию о запрете на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N616.

         Вместе с тем, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что извещение и аукционная документация по рассматриваемой закупке, информации о вышеуказанном запрете на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, не содержит, что является нарушением части 3 статьи 14, пункта 10 статьи 42, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

         При этом, как установлено из протоколов рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.11.2021 №0346200018621000027-1 и подведения итогов электронного аукциона от 09.11.2021 №0346200018621000027-3, на участие в рассматриваемой закупке, от участников поступило 2 заявки, которые единой комиссией заказчика были признаны соответствующими требованиям аукционной документации. Победителем признано ООО «ФЭМ», предложившее наименьшую цену контракта.

 

2. В силу ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

        Согласно ч.4 данной нормы Закона установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Кроме того, согласно ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Как установлено, на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок 21.10.2021 заказчиком размещены разъяснения положений аукционной документации без указания предмета запроса, поступившего от участника, направившего такой запрос. 

Таким образом, в действиях заказчика содержатся нарушения ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.

Установленные нарушения части 3 статьи 14, пункта 10 статьи 42, части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе содержат  признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст.99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать в действиях областного бюджетного учреждения "Центр социальной защиты населения по городу Липецку", при осуществлении закупки на поставку оргтехники (реестровый номер 0346200018621000027), нарушения части 3 статьи 14, пункта 10 статьи 42, части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

2. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.

3. Передать материалы проверки должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны