Решение №РНП-48-247м/2021 Решение № РНП-48-247м/2021 «23» ноября 2021 года ... от 23 ноября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение № РНП-48-247м/2021

 

«23» ноября 2021 года                                                                                                   г. Липецк

Резолютивная часть решения оглашена 23.11.2021.

        Решение в полном объеме изготовлено 25.11.2021.

 

На основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, Комиссией  Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее – Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)

рассмотрено обращение, поступившее от заказчика - департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка, и проведена проверка, содержащихся в нем фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки- ООО «Стройгарант» от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона по разработке проекта межевания территории, ограниченной проспектом Победы – ул.Индустриальной – проездом Колхозным (реестровый номер 0846600002121000138) (далее-электронный аукцион).

Проверка проведена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о месте и времени проведения настоящей проверки.

Проверка начата 17.11.2021, окончена 23.11.2021.

Место проведения проверки: г. Липецк, пл. Плеханова, д. 1.

Комиссией Липецкого УФАС России при рассмотрении материалов, в рамках проведения проверки, установлено следующее.

В Липецкое УФАС России 16.11.2021, в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе от департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка (далее по тексту также – заказчик) поступили сведения, предусмотренные частью 3 указанной статьи. Согласно представленной информации, победитель электронного аукциона - общество с ограниченной ответственностью «Стройгарант» (далее также – ООО «Стройгарант») в срок, предусмотренный статьей 83.2 Закона о контрактной системе, не подписало проект контракта, в связи с чем, было признано уклонившимся от подписания контракта.

На основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в связи с получением обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссией проведена внеплановая проверка в отношении действий заказчика при проведении электронного аукциона на предмет соблюдения требований Закона о контрактной системе.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 19.10.2021 №0846600002121000138-3 заявка ООО «Стройгарант» признана аукционной комиссией заказчика соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, общество признано победителем электронного аукциона.

Порядок заключения контракта по итогам электронного аукциона установлен статьей 83.2 Закона о контрактной системе.

Частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.

В силу ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в ч.12 ст.54.7, ч.8 ст.69, ч.8 ст.82.4, ч.23 ст.83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

Согласно сведениям официального сайта единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru о процедуре заключения контракта, 25.10.2021 заказчик в соответствии с требованиями указанной нормы разместил проект контракта без своей подписи для подписания усиленной электронной подписью лицом, имеющим право действовать от имени поставщика.

В силу ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.

Согласно сведениям официального сайта единой информационной системы в сфере закупок, 08.11.2021 обществом был направлен протокол разногласий о необходимости изменения контактных данных общества.

В этот же день заказчик разместил доработанный проект контракта в единой информационной системе без своей подписи для подписания усиленной электронной подписью лицом, имеющим право действовать от имени общества.

Регламентированный срок для подписания обществом проекта контракта и предоставления документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта – 11.11.2021 23:59.

Однако, как установлено, после вышеуказанной даты (а именно: 08.11.2021) обществом, в регламентированный оператором электронной площадки и Законом о контрактной системе срок для подписания проекта контракта, не был направлен оператору электронной площадки подписанный проект контракта, также не был направлен документ об обеспечении исполнения контракта.

В соответствии с ч.13 ст.83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

12.11.2021 от оператора электронной площадки получено уведомление об уклонении победителя от заключения контракта.

В этот же день на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru заказчиком размещен протокол о признании ООО «Стройгарант» уклонившимся от заключения контракта.  

При проведении проверки установлено, что при подписании проекта контракта возникли непредвиденные обстоятельства, не позволившие ООО «Стройгарант» подписать проект контракта в установленный срок. А именно: нахождение генерального директора (обладающего усиленной электронной подписью для подписания проекта контракта) на амбулаторном лечении с 25.10.2021 по 15.11.2021 с диагнозом- новая коронавирусная инфекция COVID-19, что подтверждается представленной обществом справкой №249 от 16.11.2021.

        Между тем, лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов исполнителя, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.

Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" дано толкование содержащемуся в ГК РФ понятию обстоятельств непреодолимой силы (в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ, для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности должника характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий, т.е. одной из характеристик обстоятельств непреодолимой силы (наряду с чрезвычайностью и непредотвратимостью) является ее относительный характер).

В рассматриваемом случае общество ссылается на невозможность подписания проекта контракта в установленный Законом о контрактной системе срок, в связи с нахождением генерального директора (обладающего усиленной электронной подписью для подписания проекта контракта) на амбулаторном лечении с 25.10.2021 по 15.11.2021 с диагнозом- новая коронавирусная инфекция COVID-19.

        Вместе с тем, Комиссия Липецкого УФАС России критически относится к информации, указанной в представленной обществом справке №249 от 16.11.2021, поскольку, как было выше указано, обществом 08.11.2021 в 16:00 ч. был направлен заказчику протокол разногласий о необходимости изменения контактных данных общества.

        Таким образом, нахождение генерального директора (обладающего усиленной электронной подписью для подписания проекта контракта) на амбулаторном лечении с 25.10.2021 по 15.11.2021 с диагнозом- новая коронавирусная инфекция COVID-19, не явилось препятствием для направления 08.11.2021 в 16:00 ч. заказчику вышеуказанного протокола разногласий.

       Доказательств обратного обществом не представлено.

        При этом, согласно п.14 Правил, орган контроля, принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:

-к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;

-к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;

б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.

        В иных случаях антимонопольный орган принимает решение о включении информации об участнике закупки, уклонившимся от заключения контракта, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Между тем, необходимо отметить, что процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные Законом о контрактной системе, имеют своей целью обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах (работах, услугах) и завершаются заключением контракта.

При этом, заказчик, планируя свою закупочную деятельность, рассчитывает на его заключение в установленные Законом о контрактной системе сроки.

Однако, действия поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по неисполнению требований по подписанию контракта не приводят к достижению заказчиками целей осуществления закупок, эффективного использования бюджетных средств, влекут за собой срывы сроков поставки товаров, требуемых для реализации государственных полномочий и функций, а также необходимость повторного проведения закупки.

В данном случае, общество, уклонившись от заключения контракта, не обеспечило соблюдение прав и законных интересов заказчика относительно сроков заключения контракта, в рамках которого предусматривалось эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях, связанных с заключением контракта.

В связи с вышеизложенным, Комиссия Липецкого УФАС России не может прийти к выводу о том, что общество проявило такую заботливость и осмотрительность, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения обязательств по заключению контракта.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Включение в данном случае общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет в значительной степени его экономическую самостоятельность и инициативу, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности предпринимателя (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 №ВАС-5621/12).

Включение общества в реестр недобросовестных поставщиков может являться для него препятствием исключительно при намерении участвовать в торгах на право заключения отдельных государственных и муниципальных контрактов. При этом, такое ограничение будет иметь место только в тех случаях, когда заказчик реализовал свое право (не обязанность), предусмотренное ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе и установил требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки. Каким-либо иным образом включение общества в реестр недобросовестных поставщиков не ограничивает его предпринимательскую деятельность.

В пункте 42 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, разъяснено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).

По смыслу части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе заказчики, реализуя принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения «заданных результатов», является ведение реестра недобросовестных поставщиков участников (подрядчиков, исполнителей), в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Следовательно, включение сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в соответствующий реестр направлено на обеспечение и защиту публичных интересов. При этом, включение сведений о лице в такой реестр является исключительно следствием незаконных действий (бездействия) или неправомерного поведения самого лица.

         С учетом оценки фактических обстоятельств дела и представленных доказательств в их совокупности, а также учитывая вышеуказанные нормы Закона о контрактной системе, п.13, 14 Правил, Комиссия Липецкого УФАС России  приходит к выводу о том, что в данном случае имеются законные основания для включения информации об участнике закупки - ООО «Стройгарант» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст.104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 №1078,

 

РЕШИЛА:

 

 В связи с уклонением общества с ограниченной ответственностью «Стройгарант» от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона по разработке проекта межевания территории, ограниченной проспектом Победы – ул.Индустриальной – проездом Колхозным (реестровый номер 0846600002121000138), на основании обращения департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года сведения об ООО «Стройгарант», а также его директоре:

- общество с ограниченной ответственностью «Стройгарант» (….);

- ….

- дата проведения электронного аукциона – 18.10.2021;

- идентификационный код закупки – 213482604490848260100100240017111244;

- объект закупки — выполнение работ по разработке проекта межевания территории, ограниченной проспектом Победы – ул.Индустриальной – проездом Колхозным;  

- цена контракта — 212 175,25 копеек; 

- срок исполнения контракта -  с момента его подписания сторонами и до 31.12.2021г.

 

Дата события

I раздел

Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика

II раздел

III раздел

Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы)

Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган

Фактическая дата направления заказчиком сведений

Итого просрочка в днях по I разделу

Регламентированная дата принятия решения

Фактическая дата принятия решения

Итого просрочка в днях по  II  разделу

Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Фактическая дата  изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Итого просрочка в днях по  III   разделу

12.11.2021

17.11.2021

16.11.2021

0

16.11.2021

23.11.2021

23.11.2021

0

26.11.2021

25.11.2021

0

0

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны