Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 048/05/5-357/2019 ПО ПРИЗН... от 14 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 048/05/5-357/2019 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

14 июня 2019 года                                                                                       г. Липецк

 

Председатель комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…> – заместитель руководителя – начальник отдела защиты конкуренции Липецкого УФАС России, рассмотрев материалы по заявлениям гр. <…> о признаках нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» обществом с ограниченной ответственностью «Окна Клен» (<…>) (далее - ООО «Окна Клен»),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Липецкое УФАС России поступили обращения гр-на <…> (вх. № 149-з от 23.04.2019; вх. № 184-з от 21.05.2019 г.) о распространении рекламных объявлений в почтовых ящиках г. Липецка,  следующего содержания: «Вторичное оповещение Кому: Жильцы дома Адрес:__________ На Ваше имя поступило: ˅ Уведомление Повторно оповещаем Вас, что в Вашем доме в течение этого месяца проводится плановая установка окон ПВХ, остекление и отделка балконов, раздвижные системы SLIDORS и PROVEDA по сниженным ценам.

Предоставляется БЕСПРОЦЕНТНАЯ рассрочка, без участия банка.

Свяжитесь с нами по телефону для уточнения времени бесплатного выезда замерщика по Вашему адресу. Работаем по области.

Прием заявок              8(800)550-35-75

по телефону:                8(4742)71-47-55

ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ       8-900-593-36-97».

Статья 1 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в числе целей данного Федерального закона устанавливает, в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

п. 2 ст. 3 Закона о рекламе говорит, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о рекламе товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная на листовках, схожих с бланками вторичного извещения Почты России, в силу ст. 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц, распространяется среди неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания, формирование интереса потребителей такой информации к услугам по установке окон ПВХ.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Реклама услуг по установке окон ПВХ оформлена в виде бланков Почты России и обращена к собственникам жилых помещений (жильцам многоквартирных домов). Однако в этой рекламе отсутствует указание на организационно-правовую форму организации, оказывающей такие услуги.

Помимо прочего, в рекламе имеется информация о предоставлении рассрочки.

Информация о лице, предоставляющем рассрочку отсутствует.

В соответствии с частью 1 статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

При этом в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 № 13/14 «О практике применения положений Гражданского Кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами» указано, что согласно статье 823 Кодекса к коммерческому кредиту относятся гражданско-правовые обязательства, предусматривающие отсрочку или рассрочку оплаты товаров, работ или услуг, а также предоставление денежных средств в виде аванса или предварительной оплаты.

Учитывая изложенное, при определении природы кредита следует исходить из возникающих гражданско-правовых обязательств между кредитором и должником. Таким образом, в случае, если одно лицо реализует другому лицу какой-либо товар, оказывает какие-либо услуги, при этом в рамках заключенного ими договора на реализацию данного товара, оказания услуг, предусмотрено, что оплата товара/услуги осуществляется с отсрочкой/ в рассрочку или, наоборот, если лицо предоставляет аванс или предварительную оплату в счет получения им в дальнейшем товара/услуги, указанные обязательства подпадают под понятие коммерческого кредита, установленное статьей 823 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Следовательно, рассрочка не является финансовой услугой.

 Однако важно отметить, что наличие в рекламном объявлении слов о предоставлении рассрочки при приобретении товара, не исключает привлечение организации к ответственности в случае, если фактически организация рассрочку предоставляла не самостоятельно, а с привлечением для своих клиентов беспроцентных кредитов, предоставляемых кредитными организациями (Постановление ФАС ДВО от 22.09.2009 № Ф03-6423/2008).

Таким образом, отсутствие сведений о лице, предоставляющем рассрочку способно ввести потребителей в заблуждение.

Рекламное объявление формирует интерес к товару или услуге и направлено на формирование у потребителей желания ими воспользоваться. Поэтому существенной является информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Отсутствие в рекламе существенной части информации приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг.

Вводящая в заблуждение реклама способна причинить вред как потребителю рекламной информации, так и конкуренту рекламодателя. Так, введение потребителей в заблуждение посредством распространения рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, способно привести к неправильному выбору потребителем товара с необходимым ему набором потребительских свойств и в то же время привести к сокращению продаж однородных товаров конкурентами.

В целом вводящая в заблуждение реклама может формально являться достоверной, но поскольку рекламодатель умалчивает об отдельных характеристиках рекламируемого товара, условиях его приобретения, у потребителя складывается искаженное представление о его потребительских свойствах, условиях использования, предназначении и пр.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных, в частности частью 7 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Установлено, что указанный в рекламе абонентский номер <...> (800)550-35-75 выделен ООО «Окна Клен».

Абонентские номера 8(4742)71-47-55, 8-900-593-36-97 с 19.12.2015 г. зарегистрированы за физическим лицом - <…>.

При этом <…> является учредителем ООО «Окна Клен».

Поскольку информация, указанная в рекламе, направлена на продвижении на рынке услуг, связанных с установкой окон ПВХ и относится к предпринимательской деятельности, а также на основании вышеизложенного рекламодателем рассматриваемой рекламы следует считать ООО «Окна Клен».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

 

О П Р Е Д Е Л И Л:

   

1. Возбудить производство по делу № 048/05/5-357/2019 по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» в действиях общества с ограниченной ответственностью «Окна Клен» (<…>).

2. Признать лицами, участвующими в деле:

Заявитель – гр. <…> лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Окна Клен».

3. Назначить дело № 048/05/5-357/2019 к рассмотрению на 27 июня 2019 года на 15 часов 20 минут в Липецком УФАС России по адресу: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1 , кабинет  517а,  тел. (4742) 27-83-19.

4.  ООО «Окна Клен» представить до 26.06.2019 г. следующие документы и сведения:

- письменные объяснения по определению о возбуждении дела № 048/05/5-357/2019;

- иные документы и материалы по указанной рекламе  по своему усмотрению.

Явка лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе или их представителей (с доверенностью на право представлять интересы в государственном органе), для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна. При себе иметь ПАСПОРТ.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны