Предупреждение №ИП/1269/24 Предупреждение от 6 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Предупреждение

 

АО «ЭкоПром-Липецк»


398050, г. Липецк, пл. Плеханова, д. 3, оф. 506


office@ecolipetsk.ru, info@ecolipetsk.ru

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 1-А-24

о прекращении действий (бездействиЯ), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

Липецким УФАС России было установлено наличие в действиях акционерного общества «ЭкоПром-Липецк» (398050, г. Липецк, пл. Плеханова, д. 3, оф. 506, ИНН 4825037859, ОГРН 1044800164090 от 19.04.2004) (далее АО «ЭкоПром-Липецк») признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также Закон о защите конкуренции), выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по сбору и вывозу твёрдых коммунальных отходов (ТКО), путём не вывоза ТКО с контейнерных площадок и не выполнения перерасчёта размера платы за коммунальную услугу по обращению ТКО потребителям, что нарушает их права и законные интересы.

В Липецкое УФАС России поступила информация Государственной жилищной инспекции Липецкой области (далее также Госжилинспекция, ГЖИ Липецкой области) о не вывозе региональным оператором по обращению ТКО – АО «ЭкоПром-Липецк» твёрдых коммунальных отходов с мест (площадок) их накопления в сроки, предусмотренные пунктом 17 Приложения 1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 28.11.2023) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее также Правила предоставления коммунальных услуг № 354, Правила № 354), и не выполнении перерасчёта платы потребителям услуг.

Госжилинспекция Липецкой области указала, что в отношении АО «ЭкоПром-Липецк» проводятся проверки по многочисленным фактам нарушения периодичности вывоза мусора. При этом по всем завершенным проверкам подтверждены нарушения периодичности вывоза мусора, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, а по результатам двух проверок выдано 2 предписания о выполнении перерасчёта платы за коммунальную услугу по обращению ТКО по адресам: г. Липецк, ул. Московская, д. 117; Хлевенский р-н, с. Малинино.

В ответе на запрос Липецкого УФАС России представить сведения, обосновывающие не вывоз ТКО в период декабрь 2023 – январь 2024 года с установленной периодичностью (с приложением доказательств) по адресам, указанным в актах реагирования ГЖИ Липецкой области в адрес АО «ЭкоПром-Липецк»: г. Липецк, ул. Московская, д. 117; Хлевенский р-н, с. Малинино; г. Липецк, ул. Циолковского, д. 6/4; г. Липецк, ул. Механизаторов, д. 19а; г. Липецк, мкр. 15-й, д. 19; г. Липецк, ул. Гагарина, д. 43; г. Липецк, пр-т Победы, д. 10; Задонский р-н, с. Калабино, ул. Островок, д. 34; сведения о произведенном перерасчете (план/факт) стоимости услуги в отношении потребителей в связи с ненадлежащем фактом её оказания; предпринимаемые обществом меры, направленные на устранение причин ненадлежащего оказания услуг в сфере обращения ТКО, АО «ЭкоПром-Липецк» исх. от 13.02.2024 № 01-1838/2024 (вх. № 1228-ЭП/24 от 13.02.2024) не отрицало факты не вывоза ТКО в декабре 2023 – январе 2024 года, указав в качестве причин неблагоприятные погодные условия, повлекшие невозможность подъезда мусоровозов к контейнерным площадкам. При этом общество сообщило о принятии дополнительных мер для оказания коммунальной услуги путём заключения договора с ИП <...> от 19.12.2023 по очистке дорожного покрытия и подъездных путей к контейнерным площадкам. Информация о произведенном перерасчете стоимости коммунальной услуги по обращению с ТКО в отношении потребителей в связи с ненадлежащем фактом ее оказания, АО «ЭкоПром-Липецк» не представлена.

При этом АО «ЭкоПром-Липецк» осуществляет деятельность на рынке обращения ТКО и является региональным оператором в зоне Центральной Липецкой области.

Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее также ГК РФ), Федеральным законом от 24.07.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также Закон № 89-ФЗ), Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее – Правила обращения с ТКО, Правила № 1156). Указанными нормативными актами установлена обязанность регионального оператора оказывать услуги по обращению с ТКО всем потребителям в зоне своей деятельности.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен в соответствии с Правилами № 1156.

В силу п. 8 (4) Правил № 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее – заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу своей правовой природы договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению ТКО является публичным, обязанность его заключения установлена законом, а не волей контрагентов.

В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится. Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами) действовавшими в момент его заключения.

Договор с региональным оператором также обладает признаками договора присоединения, предусмотренными статьей 428 ГК РФ, поскольку его условия фактически определены в типовом договоре, предлагаемом потребителю и подготовленном на основании типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1156, что следует из пункта 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ.

Таким образом, региональный оператор должен руководствоваться типовой формой договора. В соответствии с пунктом 1 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО АО «ЭкоПром-Липецк» обязано принимать ТКО в объёме и месте накопления, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязан оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно положениям Закона № 89-ФЗ и пункта 25 Правил № 1156 объём и места (площадки) накопления ТКО; планируемый объём и (или) масса транспортируемых ТКО; периодичность и время вывоза твёрдых коммунальных отходов относятся к существенным условиям договора.

В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ обращение с ТКО является коммунальной услугой. Порядок предоставления коммунальных услуг определяется Правилами № 354.

Подпунктом "а" пункта 148(22) Правил № 354 установлена обязанность исполнителя коммунальной услуги по обращению с ТКО предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами № 354 и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.

Пункт 13 данного типового договора предполагает обязанность потребителя:

а) осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами;

в) производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором.

Как следует из информации Госжилинспекции Липецкой области и не отрицается АО «ЭкоПром-Липецк», региональный оператор в период декабрь 2023 – январь 2024 года не исполнял условия договора на оказание услуг по обращению ТКО в части приёма, транспортировки, обработки, обезвреживания, захоронения ТКО в отношении ряда контейнерных площадок, расположенных по указанным выше адресам, но при этом продолжал выставлять счета за коммунальную услугу обращения ТКО без перерасчёта стоимости в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг № 354, за исключением отдельных потребителей в рамках исполнения выданных Госжилинспекцией Липецкой области предписаний.

При этом Постановлением № 354 предусмотрены случаи расчёта и перерасчёта размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, в том числе за услугу ненадлежащего качества, самостоятельно исполнителем коммунальной услуги и по инициативе потребителя.

Так, в соответствии с подпунктами «г» - «д» пункта 148(22) Постановления № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан: - производить в установленном настоящими Правилами порядке расчёт размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчёт размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; - производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю для уплаты размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, задолженности потребителя или переплаты им за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 148(2) Постановления № 354 потребитель коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами имеет право требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Пунктом 17 приложения № 1 к Правилам № 354 предусмотрено требование по обеспечению своевременного вывоза несортированных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре + 5°C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше + 5°C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 24 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха свыше + 5°C.

За каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчётного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам № 354.

Среднесуточная температура в г. Липецке и районах по данным метеослужб в декабре 2023 – январе 2024 года составляла ниже +5°C.

В типовом договоре на оказание услуг по обращению с отходами, условия которого определены Правилами № 1156, предусмотрено освобождение сторон от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

К квалифицирующим признакам понятия непреодолимой силы, содержащимся в статье 401 ГК РФ, относится чрезвычайность обстоятельств, делающих невозможным исполнение обязательства, и невозможность их предотвращения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Между тем, выпадение снега в зимний период относится к предсказуемому явлению, не является чрезвычайным и не может быть отнесено к обстоятельствам непреодолимой силы.

Пункт 20 «Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023) содержит судебную оценку условия договора, согласно которому региональный оператор освобождается от ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств при наличии обстоятельств, делающих исполнение невозможным, к которым, в частности, относится отсутствие беспрепятственного доступа мусоровоза к месту сбора отходов по причине не очищенных от снега подъездных путей, а именно с учетом положений пункта 1, подпункта 4 пункта 2 статьи 16 Закона о защите прав потребителей, пунктов 4, 5 статьи 426 ГК РФ суды пришли к обоснованному выводу о ничтожности оспариваемого условия договора, исключающего ответственность регионального оператора за неисполнение обязательства по основаниям, не предусмотренным законом.

В силу пунктов 66 - 67 Правил № 354 плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом), не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги. При этом, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.

Вместе с тем, исходя из вышеприведенных норм, в рамках исполнения обязательств, вытекающих из договора по обращению ТКО, предполагается плата за услуги, оказанные исполнителем в соответствии с заключенным обязательством. Действующее законодательство не предполагает оплаты не оказанных услуг, равно как и не предполагает полной оплаты за оказанные в части услуги.

При этом по результатам анализа, представленных ГЖИ Липецкой области материалов и информации АО «ЭкоПром-Липецк», подтверждён факт не оказания коммунальных услуг по обращению ТКО отдельным потребителям в период декабрь 2023 – январь 2024 года, а именно, по следующим адресам: г. Липецк, ул. Московская, д. 117; Хлевенский р-н, с. Малинино; г. Липецк, ул. Циолковского, д. 6/4; г. Липецк, ул. Механизаторов, д. 19а; г. Липецк, мкр. 15-й, д. 19; г. Липецк, ул. Гагарина, д. 43; г. Липецк, пр-т Победы, д. 10; Задонский р-н, с. Калабино, ул. Островок, д. 34.

Следовательно, расходы на оказание услуг по обращению ТКО в рамках исполнения договорных обязательств региональным оператором по указанным адресам не производились.

Несоблюдение указанных требований ведёт к прямому злоупотреблению со стороны регионального оператора доминирующим положением, в том числе виде навязывания невыгодных условий договора потребителям (экономически или технологически не обоснованные требования о передачи финансовых средств - оплаты услуг, которые фактически не оказаны), а также к необоснованному извлечению выгоды, так как, отсутствие факта оказания услуг по обращению ТКО, означает, что региональный оператор не нёс соответствующих затрат на транспортирование и дальнейшее обращение с отходами.

В соответствии с положениями статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, указанных статьей 1109 ГК РФ.

Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Пунктом 4 статьи 1109 ГК РФ установлено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Из приведенных норм материального права следует, что приобретенное за счет другого лица без каких-либо на то оснований имущество является неосновательным обогащением и подлежит возврату, в том числе, когда такое обогащение является результатом поведения самого потерпевшего.

Региональный оператор при этом не доказал наличия оснований для оплаты фактически не оказанных им услуг.

В силу статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее также Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

АО «ЭкоПром-Липецк» занимает доминирующее положение в зоне Центральной (на территории города Липецка, Липецкого района, Задонского района, Хлевенского района Липецкой области) и обладает специальным статусом регионального оператора по обращению ТКО. В связи с чем, у потребителей отсутствует возможность выбора иного оператора по вывозу ТКО, готового оказывать подобные услуги. При этом, региональный оператор является лицом, оказывающим решающее влияние на общие условия рынка услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Следовательно, АО «ЭкоПром-Липецк» подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции и обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции. Злоупотреблением доминирующим положением может быть признано использование хозяйствующим субъектом своего положения на рынке для установления невыгодных условий договора или условий, не относящихся к предмету договора (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей путём навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно пункту 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», исходя из содержания запрета, установленного пунктами 3, 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, пресечение антимонопольного нарушения в форме навязывания невыгодных и не относящихся к предмету договора условий и (или) установления дискриминационных условий допускается как до, так и после заключения договора, в который включается подобное условие.

При этом само по себе заключение договора с доминирующим на рынке субъектом без возражений, высказанных контрагентом на стадии заключения договора (например, без составления протокола разногласий по спорным условиям), и (или) исполнение договора не являются обстоятельствами, исключающими возможность квалификации поведения доминирующего субъекта как злоупотребления.

В ходе рассмотрения обращения Госжилинспекции Липецкой области не установлено, что у регионального оператора АО «ЭкоПром-Липецк» отсутствовала объективная возможность перерасчёта стоимости услуги обращения ТКО отдельным потребителям за фактически не оказанные услуги, что может иметь:

- своей целью – получение прибыли за счёт сокращения количества рейсов мусоровозов при своевременном взимании платы с потребителей за фактически не оказанные услуги,

- своим результатом – навязывание невыгодных условий договора ряду потребителей услуг обращения ТКО.

 

На основании изложенного и в соответствии со ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Липецкое УФАС России предупреждает АО «ЭкоПром-Липецк» (398050, г. Липецк, пл. Плеханова, д. 3, оф. 506, ИНН 4825037859, ОГРН 1044800164090 от 19.04.2004) о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путём:

- совершения действий, направленных на устранение обстоятельств, которые привели к извлечению необоснованной выгоды в связи с ненадлежащим оказанием услуг по обращению с ТКО, путём проведения перерасчётов потребителям с учётом периодичности вывоза, определенной санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами,

- устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, путём принятия мер, в том числе организационного характера, направленных на предотвращение неоказания услуг по вывозу ТКО, складированных в пределах контейнерных площадок,

в срок до 05.04.2024 года.

 

О выполнении предупреждения сообщить в Липецкое УФАС России в течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с ч. 7, 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Отсутствие в Липецком УФАС России документов, подтверждающих исполнение настоящего предупреждения в установленный срок, будет расценено как неисполнение такого предупреждения.

 

Руководитель Липецкого УФАС России

<...>

 

 

 

 

 

<...>

 

 

2024-1691

 

 

Связанные организации

АО «ЭкоПром-Липецк»
ИНН 4825037859, ОГРН 1044800164090