Решение б/н решение от 20 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 048/07/3-350/2022

20 апреля 2022 года г. Липецк

Резолютивная часть решения оглашена 20.04.2022.

Решение в полном объеме изготовлено 21.04.2022.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России), в составе:

заместителя председателя Комиссии: <...>;

членов Комиссии:

при участии представителя ООО «ВостокЭнергоСервис» - (доверенность № от);

при участии представителей ОАО «Липецкая энергосбытовая компания»: (доверенность № от), (доверенность № от), (доверенность № от),

рассмотрев жалобу ООО «ВостокЭнергоСервис» на действия ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку базовых станций LoRaWAN (частота 868 МГц)

для ОАО «ЛЭСК» и ООО «НОВИТЭН» (извещение 32211284223),

У С Т А Н О В И Л А:

В Липецкое УФАС России поступила жалоба ООО «ВостокЭнергоСервис» (далее – Заявитель) на действия ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку базовых станций LoRaWAN (частота 868 МГц) для ОАО «ЛЭСК» и ООО «НОВИТЭН» (извещение 32211284223).

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению.

В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком при составлении документации о закупке нарушены требования к описанию предмета закупки, а также установлены требования по предоставлению услуг, не связанных с целью закупки - поставки базовых станций.

В Техническом задании по поставке базовых станций LoRaWAN (Приложение №1 к документации № 6-Л от 30.03.2022 г.) указаны фирменные наименования базовых станций, которые изготавливаются конкретными заводами-изготовителями, а именно: Базовая станция LoRaWAN LRST-868-VGA2a9 - ООО «Лартех» (ИНН 7802630850); Базовая станция Вега БС-2.2.- ООО «Вега-Абсолют».

В соответствии с п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)".

Заказчик не указал на то, что возможна поставка эквивалентного товара.

Также, в п. 2 Приложения № 2 к документации № 6-Л от 30.03.2022г., установлено требование к каналам связи для передачи информации об электропотреблении - обеспечивать передачу информации с использованием протокола СПОДЭС.

В связи с тем, что полноценная передача информации от приборов учёта по протоколу СПОДЭС в сети передачи данных LoRaWAN в настоящее время не реализована, то требование подтвердить готовность оказания услуг, используя протокол СПОДЭС от Поставщика базовых станций LoRaWAN является неправомерным.

Представители Заказчика не согласны с жалобой, представили письменные возражения и пояснили, что закупка базовых станций LoRaWAN (частота 868 МГц) рекомендована по итогам радиопланирования и обусловлена необходимостью обеспечения совместимости. Эквиваленты не рассматривались, так как иные базовые станции могут не обеспечить сбор данных с приборов учета, в том числе уже установленных, и требуемое покрытие территории для 100% опроса приборов учета​.

В июле 2020 года Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии «Росстандарт» утвердило СПОДЭС в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 58940-2020 «Требования к протоколам обмена информацией между компонентами интеллектуальной системы учета и приборами учета». С учетом того, что СПОДЭС представляет собой единый открытый протокол передачи информации с электронных приборов учета на устройство удаленного сбора данных, то в закупке объявлены станции, которые должны передавать данные от ПУ до сервера, с использованием этого протокола.

Рассмотрев представленные документы, заслушав мнение представителей сторон, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в

торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

В силу требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Таким образом, в подпункте 3 «а» части 6.1 статьи 3 Закона о закупках прямо и однозначно указано на то, что в случае несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, при использовании товарного знака в описании предмета закупки не допускается использовать слова "(или эквивалент)".

Положение о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Липецкая энергосбытовая компания», утверждено Советом директоров Заказчика (протокол № 175 от 05.07.2021).

Документация № 6-Л от 30.03.2022 о проведении конкурса в электронной форме среди СМСП по выбору организации на право заключения договора на поставку базовых станций LoRaWAN (частота 868 МГц) для ОАО «ЛЭСК» и ООО «НОВИТЭН», утверждена Председателем ЗК, Руководителем направления по закупкам и МТО Заказчика 30.03.2022 (далее –Документация).

Извещение и Документация размещены 04.04.2022 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, на сайте электронной площадки www.rts-tender.ru и на сайте компании www.lesk.ru.

Установление в Техническом задании (Приложение №1 к Документации) фирменных наименований базовых станций, которые изготавливаются конкретными заводами-изготовителями, а именно: Базовая станция LoRaWAN LRST-868-VGA2a9 - ООО «Лартех» (ИНН 7802630850); Базовая станция Вега БС-2.2.- ООО «Вега-Абсолют», обусловлено спецификой их использования в деятельности Заказчика.

ОАО «ЛЭСК» и ООО «НОВИТЭН» являются гарантирующими поставщиками электрической энергии в Липецкой области и в городе Липецке. В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» гарантирующие поставщики в части многоквартирных домов должны обеспечивать коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению с применением приборов учета электрической энергии. Для этого на гарантирующих поставщиков возлагается обязанность обеспечить приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для коммерческого учета электрической энергии (мощности) в отношении многоквартирного дома. Система общедомового учета электрической энергии состоит из приборов учета, станций сбора-передачи данных, серверного оборудования, программного обеспечения. Для организации системы интеллектуального учета выбран способ передачи данных по технологии LoRaWAN как наименее затратный.

В 2021 году ОАО «ЛЭСК» и ООО «НОВИТЭН» были заключены и исполнены договоры с ООО «Лартех Телеком» на оказание услуг по радиопланированию беспроводной автоматизированной системы сбора и передачи данных, соответственно Договор № 60-М-Л-21 от 24.08.2021 и Договор № 60-М-Н21 от 24.08.2021. Исполнителем были подготовлены отчеты о радиопланировании, в которых были произведены расчеты и анализ пропускной способности сети LoRaWAN, определено точное требуемое количество базовых станций, их наименование и характеристики: базовая станция LoRaWAN LRST-868-VGA2a9.

Согласно информации из отчетов о радиопланировании на территории Липецкой области и города Липецка у клиентов установлены ИПУ (интеллектуальные приборы учета) производителей: ООО «НПК «Инкотекс» (электросчетчик Меркурий 204 (206, 234, 238) ARTM), АО «Электротехнические заводы «Энергомера» (электросчетчик CE208 (308). Передача информации от этих приборов осуществляется по технологии LoRaWAN.

Указанные модели счетчиком закупались ОАО «ЛЭСК» и ООО «НОВИТЭН» на протяжении 2020 – 2022 годов, что подтверждается представленными копиями договоров поставки, счет-фактурами , УПД.

Для передачи информации от ИПУ до базовой станции должны использоваться базовые станции из реестра ТОРП (Постановление Правительства РФ от 19.06.2020 № 890).

В указанном реестре ТОРП способу передачи данных по технологии LoRaWAN отвечают только базовые станции Beгa.

Базовая станция Вега БС-2.2 предназначена для развёртывания сети LoRaWAN на частотах диапазона 863-870 МГц. Базовая станция — это центральный элемент построения сети на основе технологии LoRaWAN.

На основании изложенного, в Документации обоснованно указаны требования к поставке конкретной базовой станции.

По вопросу требований об обеспечении базовыми станциями возможности передачи учетных данных с использованием протокола СПОДЭС.

Протокол связи - набор определённых правил или соглашений интерфейса логического уровня, который определяет обмен данными между различными программами.

СПОДЭС (спецификация протокола обмена данными электронных счетчиков) представляет собой единый открытый протокол передачи информации с электронных приборов учета на устройство удаленного сбора данных. Приказом от 28.07.2020 № 415-ст Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии «Росстандарт» утвердило СПОДЭС в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 58940-2020 «Требования к протоколам обмена информацией между компонентами интеллектуальной системы учета и приборами учета». С учетом того, что СПОДЭС представляет собой единый открытый протокол передачи информации с электронных приборов учета на устройство удаленного сбора данных, то в закупке объявлены станции, которые должны передавать данные от ПУ до сервера, с использованием этого протокола.

В данном случае речь не идет об оказании услуг по предоставлению протокола, как указал в своей жалобе Заявитель.

С учетом изложенного и руководствуясь Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Липецкого УФАС России,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «ВостокЭнергоСервис» на действия ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку базовых станций LoRaWAN (частота 868 МГц) для ОАО «ЛЭСК» и ООО «НОВИТЭН», необоснованной.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Липецкой области в течение трех месяцев.

В полном объеме решение будет изготовлено и направлено сторонам по делу в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.

Зам. председатель Комиссии: ______________

Члены Комиссии: ____________

Связанные организации

Связанные организации не указаны