Решение №1154-02 - от 28 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

28 февраля 2019 года                                                                                     г. Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено 28 февраля 2019 года                                                                             

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

рассмотрев дело № 33, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Спецмонтаж» <…>, общества с ограниченной ответственностью «Независимость» <…>, общества с ограниченной ответственностью «ЧОО «Приоритет» <…> по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, направленного на поддержание цен при участии в торгах, и его реализации при проведении открытых аукционов в электронной форме № 0346300011518000001, 0346200005418000064,

 

УСТАНОВИЛА:

 

26.07.2018 в Липецкое УФАС России поступила жалоба ООО «Липецктеплострой» о нарушении антимонопольного законодательства в действиях ООО «Спецмонтаж», ООО «Независимость», ООО «ЧОО «Приоритет» при участии в открытом аукционе в электронной форме с извещением №0346300011518000001.

В связи с рассмотрением указанного заявления Липецким УФАС России были истребованы документы (информация), касающиеся открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по установке котла наружного размещения для теплоснабжения здания МБУК "Кривецкий ДЦК", расположенного по адресу: <…> (реестровый номер аукциона 0346300011518000001) (далее – электронный аукцион) и его участников: у электронной площадки, провайдера, налоговых органов, кредитных организаций.  

По итогам исследования поступивших по запросам документов (информации) приказом Липецкого УФАС России от 23.08.2018 № 375 было возбуждено дело № 33 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Спецмонтаж», обществом с ограниченной ответственностью «Независимость», обществом с ограниченной ответственностью «ЧОО «Приоритет» п.2 ч.1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Определением от 23.08.2018 о назначении дела № 33 к рассмотрению у ООО «Спецмонтаж» были истребованы: информация о фактическом месте нахождения ООО «Спецмонтаж» и ООО «ЧОО «Приоритет» на момент проведения рассматриваемого аукциона; сведения о лице, ответственном за подготовку заявок ООО «Спецмонтаж» и ООО «ЧОО «Приоритет» на участие в рассматриваемом аукционе; копии договоров об оказании услуг связи и доступа к сети Интернет; экономическое обоснование понижения цены контракта на выполнение работ по установке котла наружного размещения для теплоснабжения здания МБУК "Кривецкий ДЦК". У ООО «Незавивимость» были истребованы: информация о фактическом месте нахождения ООО «Независимость» на момент проведения рассматриваемого электронного аукциона; копия договора об оказании услуг связи и доступа к сети Интернет.

Определением от 10.09.2018 рассмотрение дела № 33 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 04.10.2018.

Определением от 04.10.2018 рассмотрение дела № 33 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 06.11.2018.

Определением от 06.11.2018 рассмотрение дела № 33 о нарушении антимонопольного законодательства было продлено 23.05.2019.

Определением от 06.11.2018 рассмотрение дела № 33 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 06.12.2018.

Определением от 06.12.2018 рассмотрение дела № 33 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 11.12.2018.

Определением от 11.12.2018 рассмотрение дела № 33 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 17.01.2019.

17.01.2019 на заседании Комиссии Управления было оглашено заключение об обстоятельствах дела № 33.

Определением от 17.01.2019 рассмотрение дела № 33 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 19.02.2019.   

 

В результате анализа информации и документов, представленных по запросам, иных материалов антимонопольного дела № 33, Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.

 

1. 25.06.2018 муниципальным бюджетным учреждением культуры «Кривецкий досуговый центр культуры» сельского поселения Кривецкий сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке котла наружного размещения для теплоснабжения здания МБУК "Кривецкий ДЦК", расположенного по адресу: Липецкая область, Добровский район, с. Кривец, ул.Новая,2 (реестровый номер <...> ) и документация об электронном аукционе (далее – электронный аукцион).

В результате анализа открытых данных на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок установлено следующее.

Заказчик: муниципальное бюджетное учреждение культуры «Кривецкий досуговый центр культуры» сельского поселения Кривецкий сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области.

Место нахождения заказчика: Липецкая область, Добровский район, село Кривец, улица Новая, дом 2.

Наименование объекта закупки: Выполнение работ по установке котла наружного размещения для теплоснабжения здания МБУК "Кривецкий ДЦК", расположенного по адресу: Липецкая область, Добровский район, с. Кривец, ул. Новая, 2.

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 891 570 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 04.07.2018 на участие в электронном аукционе было подано 5 заявок:

  1. ООО «Липецктеплострой»
  2.  ООО «Независимость»
  3. ООО «Спецмонтаж»
  4. ООО «ЧОО «Приоритет»
  5. ООО «Промэнергосервис».

Все заявки были признаны соответствующими документации об электронном аукционе и допущены до участия в электронном аукционе.     

Электронный аукцион проводился 09.07.2018 в 11 часов 50 минут. Данные о подаче ценовых предложений сведены в таблицу № 1.

Таблица № 1

Наименование участника

№ заявки

Ценовое предложение

Время подачи ценового предложения

ip-адрес

ООО «НЕЗАВИСИМОСТЬ»

2

1 882 112,15

09.07.2018 11:50:14

109.195.3.16

ООО ЧОО "Приоритет"

4

1 882 112,15

09.07.2018 11:50:19

109.195.3.16

ООО ЧОО "Приоритет"

4

1 872 654,3

09.07.2018 11:50:30

109.195.3.16

ООО "Спецмонтаж"

3

1 872 654,3

09.07.2018 11:50:37

109.195.3.16

ООО ЧОО "Приоритет"

4

1 863 196,45

09.07.2018 11:50:44

109.195.3.16

ООО "Спецмонтаж"

3

1 863 196,45

09.07.2018 11:50:49

109.195.3.16

ООО ЧОО "Приоритет"

4

1 853 738,6

09.07.2018 11:50:59

109.195.3.16

ООО "Спецмонтаж"

3

1 853 738,6

09.07.2018 11:51:02

109.195.3.16

ООО "Спецмонтаж"

3

1 844 280,75

09.07.2018 11:51:09

109.195.3.16

ООО ЧОО "Приоритет"

4

1 844 280,75

09.07.2018 11:51:21

109.195.3.16

ООО ЧОО "Приоритет"

4

1 844 280,75

09.07.2018 11:51:34

109.195.3.16

ООО ЧОО "Приоритет"

4

1 844 280,75

09.07.2018 11:51:45

109.195.3.16

ООО "Спецмонтаж"

3

1 834 822,9

09.07.2018 11:51:48

109.195.3.16

ООО ЧОО "Приоритет"

4

1 834 822,9

09.07.2018 11:52:04

109.195.3.16

ООО "Спецмонтаж"

3

1 834 822,9

09.07.2018 11:52:14

109.195.3.16

ООО ЧОО "Приоритет"

4

1 825 365,05

09.07.2018 11:52:24

109.195.3.16

ООО "Спецмонтаж"

3

1 825 365,05

09.07.2018 11:52:27

109.195.3.16

ООО ЧОО "Приоритет"

4

1 825 365,05

09.07.2018 11:52:36

109.195.3.16

ООО "Спецмонтаж"

3

1 778 131,76

09.07.2018 11:52:50

109.195.3.16

ООО "Спецмонтаж"

3

1 778 131,76

09.07.2018 11:52:55

109.195.3.16

ООО ЧОО "Приоритет"

4

1 730 786,55

09.07.2018 11:53:01

109.195.3.16

ООО Промэнергосервис

5

1 815 907,2

09.07.2018 11:53:02

31.210.212.198

ООО "Спецмонтаж"

3

1 778 131,76

09.07.2018 11:53:11

109.195.3.16

ООО Промэнергосервис

5

1 721 328,7

09.07.2018 11:53:19

31.210.212.198

ООО "Спецмонтаж"

3

1 778 131,76

09.07.2018 11:53:27

109.195.3.16

ООО ЧОО "Приоритет"

4

1 626 750,2

09.07.2018 11:53:31

109.195.3.16

ООО "Спецмонтаж"

3

1 626 750,2

09.07.2018 11:54:08

109.195.3.16

ООО Промэнергосервис

5

1617292,35

09.07.2018 11:54:19

31.210.212.198

ООО "Спецмонтаж"

3

1 535 193,73

09.07.2018 11:54:22

109.195.3.16

ООО ЧОО "Приоритет"

4

1 440 615,23

09.07.2018 11:54:41

109.195.3.16

ООО "Спецмонтаж"

3

1 440 615,23

09.07.2018 11:54:45

109.195.3.16

ООО Промэнергосервис

5

1 525 735,88

09.07.2018 11:54:48

31.210.212.198

ООО "Спецмонтаж"

3

1 346 036,73

09.07.2018 11:54:58

109.195.3.16

ООО ЧОО "Приоритет"

4

1 251 458,23

09.07.2018 11:55:05

109.195.3.16

ООО "Спецмонтаж"

3

1 253 472,92

09.07.2018 11:55:11

109.195.3.16

ООО Промэнергосервис

5

1 336 578,88

09.07.2018 11:55:14

31.210.212.198

ООО "Спецмонтаж"

3

1 156 879,73

09.07.2018 11:55:20

109.195.3.16

ООО ЧОО "Приоритет"

4

1 062 301,23

09.07.2018 11:55:28

109.195.3.16

ООО "Спецмонтаж"

3

967 722,73

09.07.2018 11:55:38

109.195.3.16

ООО ЧОО "Приоритет"

4

873 144,23

09.07.2018 11:55:59

109.195.3.16

Согласно сведениям, представленным ЗАО «Сбербанк-АСТ» подача заявок, ценовых предложений ООО «Независимость», ООО «Спецмонтаж», ООО ЧОО «Приоритет» осуществлялась с одного и того же IP-адреса – 109.195.3.16.

Согласно сведениям, представленным АО «Эр-Телеком Холдинг» IP-адрес 109.195.3.16 предоставляется абоненту <…>, который является директором ООО «Независимость», адрес установки оборудования: <…>.  

Согласно сведениям с сайта ФНС России, а также информации из выписок из Единого государственного реестра юридических лиц, поданных ответчиками для участия в вышеуказанной закупочной процедуре, местом нахождения участников на дату рассматриваемого аукциона являлось:

ООО «Независимость» – 398043, Липецкая область, город Липецк, улица Циолковского, дом 36, помещение 2.

ООО «Спецмонтаж» – 398042, Липецкая область, город Липецк, улица Аэродромная, дом 20, офис 4.

ООО ЧОО «Приоритет» – 398042, Липецкая область, город Липецк, улица Аэродромная, дом 20.

В своих письменных пояснениях ООО «Независимость», ООО «Спецмонтаж» и ООО ЧОО «Приоритет», подтвердили, что фактическое место нахождения организаций совпадает с юридическим адресом.

Предоставление одного IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol - протокол динамической настройки узла - сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.   

2. В ходе анализа файлов, полученных ЗАО «Сбербанк-АСТ» с одного и того же IP-адреса от ООО «Независимость», ООО «Спецмонтаж», ООО ЧОО «Приоритет» установлено следующее.

Заявки на участие в электронном аукционе были поданы хозяйствующими субъектами в один день, с небольшой разницей во времени, а именно:

ООО «Независимость» - 2018-06-29 14:45:47;

ООО «Спецмонтаж» -  2018-06-29 15:02:13;

 ООО ЧОО «Приоритет» - 2018-06-29 16:15:37.

Анализ свойств файлов первых частей заявок показал следующее:

 

Файл

Наименование участника

Учетная запись создавшая файл

Кем сохранен файл

Редакция

Дата создания файла

Дата последнего сохранения

Общее время редактирования

Размер файла (байт)

Сведения об ИНН

ООО «Независимость»

User

user

27

10.11.2014

5:07

25.05.2018

1:37

03:27:00

1 909 248

ООО «Спецмонтаж»

ПК

Пользователь Windows

33

23.03.2014

23:57

29.06.2018

5:00

05:36:00

14 472

ООО ЧОО «Приоритет»

ПК

Пользователь Windows

33

23.03.2014

23:57

29.06.2018

5:00

05:36:00

14 472

Декларация о принадлежности к СМП

ООО «Независимость»

User

user

26

10.11.2014

5:07

25.05.2018

1:40

03:26:00

1 917 952

ООО «Спецмонтаж»

ПК

Пользователь Windows

29

21.04.2014

1:09

29.06.2018

4:59

01:09:00

15 087

ООО ЧОО «Приоритет»

ПК

Пользователь Windows

29

21.04.2014

1:09

29.06.2018

4:59

01:09:00

15 087

Сведения о наименовании и описание объекта закупки

 

ООО «Независимость»

Пользователь Windows

user

5

29.06.2017

3:37

29.06.2018

4:26

03:03:00

18 988

ООО «Спецмонтаж»

Пользователь Windows

user

5

29.06.2017

3:37

29.06.2018

4:26

03:03:00

18 988

ООО ЧОО «Приоритет»

Пользователь Windows

user

5

29.06.2017

3:37

29.06.2018

4:26

03:03:00

18 988

Декларация о соответствии требованиям 44-ФЗ

ООО «Независимость»

-

-

-

17.08.2018

11:46

17.08.2018

11:46

-

71 440

ООО «Спецмонтаж»

user

user

2

06.04.2017

4:56

06.04.2017

4:56

00:03:00

38 912

ООО ЧОО «Приоритет»

user

Пользователь Windows

3

06.04.2017

4:56

29.06.2018

5:48

00:03:00

28 160

Как видно из анализа свойств файлов первых частей заявок, ООО «Независимость», ООО «Спецмонтаж», ООО ЧОО «Приоритет» в составе первых частей заявок был представлен один и тот же файл «Сведения о наименовании и описание объекта закупки».

ООО «Независимость» и ООО ЧОО «Приоритет» в составе первых частей заявок был представлен один и тот же файл «Декларация о принадлежности к СМП».

ООО «Спецмонтаж», ООО «ЧОО «Приоритет» в составе первых частей заявок был представлен один и тот же файл «Сведения об ИНН».

         Кроме того, в декларации о соответствии участника требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ООО «Спецмонтаж», ООО ЧОО «Приоритет» не указаны данные участников. В сведениях об ИНН учредителей информация об ИНН учредителей ООО «Спецмонтаж», ООО ЧОО «Приоритет» также отсутствует.

         При этом, все документы объединяет единый стиль исполнения – использование одинаковой гарнитуры шрифта, расположение текста на странице, абсолютно идентичные характеристики товара, предлагаемого к поставке.

Вышеизложенное свидетельствует о совместном использовании и обмене файлами заявок ООО «Независимость», ООО «Спецмонтаж», ООО ЧОО «Приоритет» между собой и осуществлении координации по подготовке заявок на аукцион, что говорит об использовании конкурентами единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом, такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ООО «Независимость», ООО «Спецмонтаж», ООО ЧОО «Приоритет» возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей. 

3. О реализации антиконкурентного соглашения между ООО «Независимость», ООО «Спецмонтаж», ООО ЧОО «Приоритет» также свидетельствует их поведение в рамках рассматриваемого аукциона.     

В соответствии со ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Статьей 68 Закона о контрактной системе предусмотрен порядок проведения электронного аукциона.

Электронный аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении и определенный с учетом части 3 настоящей статьи день. Время начала проведения такого аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.

Величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее - "шаг аукциона") составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта.

При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона".

При проведении электронного аукциона любой его участник также вправе подать предложение о цене контракта независимо от "шага аукциона" при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 9 настоящей статьи.

При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта с учетом следующих требований:

1) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, равное ранее поданному этим участником предложению о цене контракта или большее чем оно, а также предложение о цене контракта, равное нулю;

2) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах "шага аукциона";

3) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона.

В соответствии со ст. 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Таким образом, целью участника торгов является победа в торгах и заключение контракта.

Из таблицы № 1 следует, что ООО «Независимость», ООО «Спецмонтаж», ООО ЧОО «Приоритет», в ходе участия в вышеописанном аукционе, применяли следующую стратегию поведения: после предложения ООО «Независимость» со снижением НМЦК на 0,5%, ООО «Спецмонтаж» и ООО ЧОО «Приоритет» снижают цену контракта до 873 144,23 руб. (46,16%), подавая ценовые предложения со скоростью в среднем 9 секунд.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 12.07.2018 №0346300011518000001-3, единой комиссией заказчика рассматривались вторые части 4 заявок участников, поданные на участие в электронном аукционе. При рассмотрении данных заявок, единой комиссией заказчика, было принято решение о признании всех поступивших заявок соответствующими требованиям, установленным аукционной документацией. При этом, по итогам электронного аукциона победителем было признано ООО ЧОО «Приоритет», второе место заняло ООО «Спецмонтаж». 

Однако 20.07.2018 в Липецкое УФАС России поступили жалобы ООО «Спецмонтаж» и ООО ЧОО «Приоритет», в которых указывается, что заказчик неправомерно осуществил допуск заявок на участие в электронном аукционе, которые должны быть отклонены на основании того, что в составе не были представлены одни и те же документы, указанные в аукционной документации, а именно: декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-5, 7, 7.1, 9 ч.1 ст.31 и ч.1.1 ст.31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ; решение об одобрении или о совершении крупной сделки; декларация о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

При этом, жалобы поданы в один день, а текст жалоб практически идентичен, что косвенно свидетельствует о преднамеренной подаче дефектных заявок и осведомленности участников о действиях друг друга.

Такое поведение хозяйствующих субъектов говорит о том, что целью их участия в торгах являлась победа ООО «Независимость», а не конкурентная борьба и победа на аукционе.

На основании анализа поведения ООО «Независимость», ООО «Спецмонтаж», ООО ЧОО «Приоритет» установлено, что действия указанных участников содержат признаки наличия антиконкурентного соглашения, для достижения которого использована модель поведения, выраженная в использовании демпинговых предложений, когда два хозяйствующих субъекта снизили цену контракта на 46,16%, с целью ввести конкурентов в заблуждение.

Комиссией также установлено, что ООО «Спецмонтаж» и ООО ЧОО «Приоритет» участвовали в ряде аукционов без отклонений заявок по вторым частям, например: 0346300023716000014, 0146300018916000018, 0146200002017001575, 0146200002016000927, 0346200001916000006, 0346200018617000041, 0346200008917000042.

Анализируя поведение конкурентов-участников рассматриваемого аукциона можно сделать вывод о скоординированной единой стратегии ООО «Спецмонтаж», ООО ЧОО «Приоритет», которые отказались от честной конкурентной борьбы. Указанное также подтверждает жалоба участника торгов - ООО «Липецктеплострой», в соответствии с которой, в действиях участников ООО «Спецмонтаж», ООО ЧОО «Приоритет», поочередно снижавших цену контракта до 873 144,23 рублей, усматривается демпинг, поскольку предложенная ими цена не соответствует действительной стоимости товара, и надлежащее исполнение контракта по данной цене невозможно.

Аналогичные письменные пояснения (о нерентабельности такого снижения) были даны победителем торгов – ООО «Промэнергосервис».

Таким образом, ООО «Спецмонтаж», ООО ЧОО «Приоритет», зная, что их заявки не соответствуют требованиям аукционной документации, снижали цену контракта ниже уровня рентабельности, не имея при этом намерения заключить контракт, о чем свидетельствует подача жалоб о несоответствии заявок, то есть такое поведение было направлено на введение в заблуждение иных участников электронного аукциона, а потому является противоправным и антиконкурентным.

Участие в аукционе является осознанным юридическим действием, со всеми вытекающими из него последствиями и определенными материальными и трудовыми издержками для потенциального участника аукциона.

Принимать участие в торгах без цели выиграть добросовестному участнику торгов – невыгодно, поскольку происходит блокирование денежных средств, поданных в качестве обеспечения заявки до момента подписания контракта с победителем.  

Однако поведение участников ООО «Спецмонтаж», ООО ЧОО «Приоритет» а именно: подача дефектных заявок, снижение цены контракта почти на 50% и дальнейшее направление жалоб о неправомерном признании заявок соответствующими аукционной документации, свидетельствует о том, что данные участники изначально не планировали заключать контракт, так как рассчитывали на признание их заявок не соответствующими аукционной документации, и победу ООО «Независимость». 

При этом, необходимо отметить, что согласно сложившейся судебной практике, в случаях, если по тем или иным причинам результат не достигнут, но конкретные этапы торгов (или обстоятельства до их проведения) позволяют сделать вывод о том, что участники приступили к реализации сговора, или иным образом продемонстрировали факт заключения такого соглашения, антимонопольный орган также вправе изложить в решении указанные обстоятельства.  

4. В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией был выявлен еще один электронный аукцион, при участии в котором, в действиях ООО «Независимость», ООО «Спецмонтаж» и ООО ЧОО «Приоритет» были усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

15.05.2018 государственным учреждением здравоохранения «Липецкий областной перинатальный центр» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона 18-ЭА-120-ТФОМС «оказание услуг охраны здания, территории, а также централизованную охрану и обслуживание технических средств охраны помещений третьей и четвертой категории для хранения наркотических средств и психотропных веществ ГУЗ «ЛОПЦ» (реестровый номер <...> ) и документация об электронном аукционе.

Начальная (максимальная) цена контракта: 891 333,33 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 24.05.2018 на участие в электронном аукционе было подано 4 заявки:

  1. ООО ЧОО «Кобра-Л»
  2. ООО «Независимость»
  3. ООО «Спецмонтаж»
  4. ООО «ЧОО «Приоритет»

Все заявки были признаны соответствующими документации об электронном аукционе и допущены до участия в электронном аукционе.     

Согласно сведениям, представленным ЗАО «Сбербанк-АСТ» подача заявок, ценовых предложений ООО «Независимость», ООО «Спецмонтаж», ООО ЧОО «Приоритет» осуществлялась с одного и того же IP-адреса – 109.195.3.16.

Как было указано выше, согласно сведениям, представленным АО «Эр-Телеком Холдинг» IP-адрес 109.195.3.16 предоставляется абоненту <…>, являющемуся директором ООО «Независимость», адрес установки оборудования: <…>.

В ходе анализа файлов, полученных ЗАО «Сбербанк-АСТ» с одного и того же IP-адреса от ООО «Независимость», ООО «Спецмонтаж», ООО ЧОО «Приоритет» установлено следующее.

Заявки на участие в электронном аукционе были поданы хозяйствующими субъектами в один день, а именно:

ООО «Независимость» - 2018-05-23 09:49;

ООО «Спецмонтаж» -  2018-05-23 10:17;

ООО ЧОО «Приоритет» - 2018-05-23 10:45.

В составе заявки ООО «Независимость» было подано 3 одинаковых файла, содержащие только название хозяйствующего субъекта. В составе заявки ООО «Спецмонтаж» также было подано 3 одинаковых файла, содержащие только название хозяйствующего субъекта.

    Кроме того, установлено, что в ходе торгов, для установления ценового предложения, участники ООО «Спецмонтаж» и ООО «Независимость» использовали аукционных роботов, которым заранее устанавливался размер максимального снижения цены контракта, при этом, как видно из Таблицы №2, после предложения о цене контракта ООО ЧОО «Кобра-Л» (0,5%), ООО «Спецмонтаж» и ООО «Независимость», при помощи роботов, поочередно снижают цену контракта до 60,1%, причем предложения подаются обоими роботами одновременно, с интервалом в 2 минуты, при этом, добросовестный участник – ООО ЧОО «Кобра-Л» вынужден был выбыть из конкурентной борьбы. Снизив таким образом цену контракта до 356 400 рублей, на этапе доторговки свое ценовое предложение делает ООО ЧОО «Приоритет», которое не принимало участия в аукционе, – 849 899 рублей (5,65%).

 

Таблица 2

Участник

Ценовое предложение

Время подачи ценового предложения

Кем осуществлялась подача ценовых предложений

Пользователь

ООО ЧОО "Кобра-Л"

886876,7

28.05.2018 9:50:24

пользователь

<…>

ООО "Спецмонтаж"

842310

28.05.2018 9:51:04

робот

<…>

ООО «НЕЗАВИСИМОСТЬ»

797743,3

28.05.2018 9:51:04

робот

<…>

ООО "Спецмонтаж"

753176,7

28.05.2018 9:53:04

робот

<…>

ООО «НЕЗАВИСИМОСТЬ»

708610

28.05.2018 9:53:04

робот

<…>

ООО "Спецмонтаж"

664043,3

28.05.2018 9:55:04

робот

<…>

ООО «НЕЗАВИСИМОСТЬ»

619476,6

28.05.2018 9:55:04

робот

<…>

ООО "Спецмонтаж"

574910

28.05.2018 9:57:04

робот

<…>

ООО «НЕЗАВИСИМОСТЬ»

530343,3

28.05.2018 9:57:04

робот

<…>

ООО "Спецмонтаж"

485776,6

28.05.2018 9:59:04

робот

<…>

ООО «НЕЗАВИСИМОСТЬ»

441210

28.05.2018 9:59:04

робот

<…>

ООО "Спецмонтаж"

396643,3

28.05.2018 10:01:05

робот

<…>

ООО «НЕЗАВИСИМОСТЬ»

356400

28.05.2018 10:01:05

робот

<…>

ООО "Спецмонтаж"

356400

28.05.2018 10:03:04

робот

<…>

ООО ЧОО "Приоритет"

849899

28.05.2018 10:21:01

пользователь

<…>

 

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 31.05.2018, единой комиссией заказчика рассматривались вторые части 4 заявок участников, поданные на участие в электронном аукционе. При рассмотрении данных заявок, единой комиссией заказчика, было принято решение о несоответствии требованиям аукционной документации ООО «Независимость» и ООО «Спецмонтаж» по одним и тем же основаниям: «участником не предоставлены документы, подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ, а также пунктом 3,7 части 5 статьи 66 44-ФЗ, требуемые п. 20, 23 аукционной документации».  

Так, одним из требований аукционной документации является наличие лицензии на осуществление охранной деятельности (п. 23).

При этом установлено, что у ООО «Независимость» и ООО «Спецмонтаж» лицензия на осуществление охранной деятельности отсутствует.

На основании анализа поведения ООО «Независимость», ООО «Спецмонтаж», ООО ЧОО «Приоритет» установлено, что действия указанных участников содержат признаки наличия антиконкурентного соглашения, для достижения которого использована модель поведения, выраженная в использовании демпинговых предложений, когда два хозяйствующих субъекта снизили цену контракта на 60,1%, с целью ввести конкурентов в заблуждение, что вынудило участника ООО ЧОО «Кобра-Л» отказаться от дальнейшего участия в торгах.

Обозначенные действия ООО «Спецмонтаж», ООО ЧОО «Приоритет» свидетельствуют о том, что целью участия в аукционе для данных участников являлась не победа и заключение контракта, а умышленное снижение цены контракта до уровня нерентабельности выполнения работ для добросовестных участников, с целью обеспечить победу ООО ЧОО «Приоритет».

Поведение участников ООО «Спецмонтаж», ООО «Независимость», а именно: подача дефектных заявок, снижение цены контракта на 60% с последующим отклонением заявок, свидетельствует о том, что данные участники изначально не планировали заключать контракт, так как рассчитывали на признание их заявок не соответствующими аукционной документации, и победу ООО ЧОО «Приоритет». 

5. Из анализа сведений, представленных кредитными организациями в ответ на запросы Липецкого УФАС России, было выявлено, что между ООО «Независимость», ООО «Спецмонтаж» и ООО ЧОО «Приоритет» производились многочисленные перечисления денежных средств, в том числе по договорам беспроцентных займов.

Кроме того, установлено, что <…>, являющийся директором ООО «Спецмонтаж», ранее работал в ООО «Независимость», что подтверждается фактом перевода ООО «Независимость» заработной платы <…>

Данные обстоятельства (наряду с другими) свидетельствуют о направленности действий юридически независимых участников хозяйственного оборота на достижение общей цели, кроме того, наличие устойчивых хозяйственных связей так же является доказательством наличия соглашения об ограничении конкуренции.

Указанные выводы и факты свидетельствуют о том, что участники аукциона с момента подачи заявок на участие в рассматриваемых электронных аукционах действовали единообразно, синхронно и согласованно, т.е. не как конкуренты, а как единое целое, были информированы о стратегиях друг друга, выполняли согласованный план действий и в сложившейся ситуации, оказавшись втроем участниками рассматриваемых аукционов, совершили действия в соответствии с экономическими интересами каждого из них, реализовав при этом антиконкурентное соглашение.

 

Установив указанные обстоятельства дела, оценив действия лиц, участвующих в рассмотрении дела, на предмет соответствия требованиям законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ответчиков по данному делу в связи со следующим.

 

В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.

ООО «Независимость», ООО «Спецмонтаж» и ООО ЧОО «Приоритет» своими действиями, направленными на поддержание цен на торгах, а именно: снижение цены контракта на 46,16%, подача жалоб о неправомерном признании заявок ООО «Спецмонтаж» и ООО ЧОО «Приоритет» соответствующими аукционной документации, ограничили конкуренцию на электронном аукционе № 0346300011518000001 для других хозяйствующих субъектов, участвующих в данной закупке (ООО «Промэнергосервис», ООО «Липецктеплострой»); действия по снижению цены контракта на 60% и подача дефектных заявок ООО «Спецмонтаж» и ООО «Независимость» на участие в электронном аукционе № 0346200005418000064, ограничили конкуренцию на рассматриваемом аукционе для других хозяйствующих субъектов, участвующих в данной закупке (ООО ЧОО «Кобра-Л»).

ООО «Независимость», ООО «Спецмонтаж» и ООО ЧОО «Приоритет», в реальных рыночных процедурах являются конкурентами, и их объединение происходит вопреки добросовестной деловой цели победить на торгах, что объяснимо лишь одним обстоятельством – объединением усилий в целях исключения возможностей участников, действующих добросовестно единолично, существенно повлиять на ход и результат торгов. 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела № 33 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, в частности:

- подача заявок и ценовых предложений участников электронного аукциона с одного IP-адреса,

- совпадение свойств файлов заявок (одни и те же файлы в составе заявок),

- поведение ответчиков при участии в электронном аукционе № 0346300011518000001 по снижению цены контракта до экономически нецелесообразной и подаче дефектных заявок,

- подача ООО «Спецмонтаж», ООО ЧОО «Приоритет» жалоб о неправомерном признании заявок ООО «Спецмонтаж» и ООО ЧОО «Приоритет» соответствующими аукционной документации (при участии в электронном аукционе № 0346300011518000001),

- неоднократность антиконкурентного поведения на торгах, а именно: реализация аналогичной модели поведения ООО «Спецмонтаж», ООО ЧОО «Приоритет» и ООО «Независимость» при участии в электронном аукционе с реестровым номером извещения 0346200005418000064, 

- тождественность причин отклонения заявок ООО «Спецмонтаж», ООО ЧОО «Приоритет» при участии в электронном аукционе № 0346200005418000064,

- наличие устойчивых хозяйственных связей между указанными лицами,

приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «Спецмонтаж», ООО ЧОО «Приоритет» и ООО «Независимость», выразившиеся в заключении и реализации антиконкурентного соглашения при участии данных лиц в электронных аукционах 0346300011518000001, 0346200005418000064, направленного на поддержание цен на торгах, по пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Комиссией по делу № 33 установлено, что достигнутое между ООО «Спецмонтаж», ООО ЧОО «Приоритет» и ООО «Независимость» соглашение является моделью группового поведения хозяйствующих субъектов, состоящего из повторяющихся (аналогичных) действий, которые не обусловлены внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка, и замещающей конкурентные отношения между ними сознательной кооперацией, наносящей ущерб гражданам и государству.

Также в рамках рассмотрения дела № 33 в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведён анализ состояния конкуренции на торгах, входящих в предмет рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Анализ состояния конкуренции проведён в целях полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 33 в объёме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, и приобщен к материалам дела.

На основании изложенного, материалы дела содержат доказательства, свидетельствующие о наличии заключения и реализации соглашения между ООО «Спецмонтаж», ООО ЧОО «Приоритет» и ООО «Независимость», которое привело к поддержанию цен на торгах в открытых аукционах в электронной форме 0346300011518000001, 0346200005418000064.  

Принимая во внимание, что после ознакомления с заключением об обстоятельствах дела № 33 от 17.01.2019 письменных возражений, а также других доказательств, имеющих значение для принятия Комиссией решения по делу, в материалы дела представлено не было, Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях ООО «Спецмонтаж», ООО ЧОО «Приоритет» и ООО «Независимость» имеется нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».   

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 48.1, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях общества с ограниченной ответственностью «Спецмонтаж» <…>, общества с ограниченной ответственностью «Независимость» <…>, общества с ограниченной ответственностью «ЧОО «Приоритет» <…>  факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, направленного на поддержание цен при участии в торгах, и его реализации при проведении открытых аукционов в электронной форме № 0346300011518000001, 0346200005418000064.

2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Спецмонтаж» <…> предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, о недопущении в дальнейшем  действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства; о прекращении участия в ограничивающем конкуренцию соглашении.

3. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Независимость» <…> предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, о недопущении в дальнейшем  действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства; о прекращении участия в ограничивающем конкуренцию соглашении.

4. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «ЧОО «Приоритет» <…> предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, о недопущении в дальнейшем  действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства; о прекращении участия в ограничивающем конкуренцию соглашении.

5. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

Председатель Комиссии                                   _____________        <…>

                                                

Члены Комиссии:                                              _____________         <…>

 

                                                                  _____________        <…>

 

 

         Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.                                                         

Связанные организации

Связанные организации не указаны