Решение №2033-02 Решение № 048/10/18.1-252/2022 от 25 марта 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 048/10/18.1-252/2022

25 марта 2022 года г. Липецк

Резолютивная часть решения оглашена 24.03.2022.

Решение в полном объеме изготовлено 25.03.2022.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России), в составе:

заместителя председателя Комиссии: _______

членов Комиссии:______;

_________;

в отсутствие заявителя ИП________ (извещенного надлежащим образом по адресу электронной почты - уведомление 1836-02 от 17.03.2022);

при участии представителей Управления лесного хозяйства Липецкой области:_________,

рассмотрев жалобу ИП _______________на действия аукционной комиссии Управления лесного хозяйства Липецкой области при проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, для осуществления заготовки древесины (номер извещения на сайте https://torgi.gov.ru - 110222/0896400/01 от 14.02.2022, номер извещения на ЭТП Сбербанк УТП - SBR012-2202140055) по лоту № 9,

У С Т А Н О В И Л А:

В Липецкое УФАС России поступила жалоба ИП ________(далее – Заявитель) на действия аукционной комиссии Управления лесного хозяйства Липецкой области (далее - Организатор аукциона) при проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, для осуществления заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства (номер извещения на сайте https://torgi.gov.ru - 110222/0896400/01 от 14.02.2022, номер извещения на ЭТП Сбербанк УТП - SBR012-2202140055) по лоту № 9 (далее - Аукцион).

В жалобе Заявитель указывает, что ему необоснованно отказано в допуске к участию в аукционе по основанию не предоставления вместе с заявкой всех требуемых документов. Отсутствие документа, подтверждающего факт внесения задатка, обусловлен порядком проведения аукциона на ЭТП согласно которому денежные средства вносятся на лицевой счет участника и в момент подачи заявки блокируются на счете, что и произошло после подачи заявки 02.03.2022. Уведомление о блокировке денежных средств формируется оператором ЭТП по факту подачи заявки и в случае наличия на лицевом счете свободных денежных средств.

Организатор аукциона в пояснениях к жалобе указал, что основанием для отказа в допуске Заявителя к участию в аукционе явилось несоответствие представленной заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе. Форма заявки и инструкция по ее заполнению приведены в отдельных приложениях (файлах) к документации об аукционе. Одним из обязательных приложений к заявке является - документ, подтверждающий факт внесения задатка.

Таким документом, по мнению Организатора аукциона, в соответствии с подпунктом 2 пункта 22 «Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации", утвержденных Приказом Минсельхоза России от 24.02.2009 N 75 (далее - Методические указания), являются платежное поручение с отметкой кредитного учреждения об исполнении и выписка с банковского счета заявителя, подтверждающая факт перечисления суммы задатка на счет организатора аукциона, а также факт списания денежной суммы со счета заявителя в полном объеме.

Заявителем в составе документов, приложенных к заявке, документ, подтверждающий факт внесения задатка не был предоставлен, и ему было отказано в допуске к участию в аукционе на основании пункта 1 части 18 статьи 78 Лесного кодекса РФ, что отражено в протоколе №186 от 05.03.2022г..

При рассмотрении жалобы Комиссией Липецкого УФАС России представители Организатора аукциона поддержали доводы, изложенные в пояснениях к жалобе.

Рассмотрев представленные Заявителем и Организатором аукциона документы, а также выслушав пояснения представителей Организатора аукциона, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно статье 79 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (далее – Лесной кодекс) решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (далее также - аукцион) принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 3 статьи 29.1 настоящего Кодекса. Организатор аукциона создает комиссию по проведению аукциона, определяет регламент ее деятельности и утверждает ее состав.

В соответствии с частями 1 и 6 статьи 80 Лесного кодекса аукцион на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений проводится в электронной форме. Проведение аукциона в электронной форме обеспечивается оператором электронной площадки.

В соответствии с частями 12, 13, пунктами 9,10 части 15 статьи 78 Лесного кодекса информация о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включающая извещение о проведении аукциона и подготовленную организатором аукциона документацию об аукционе, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ. Извещение о проведении аукциона должно содержать, помимо иных сведений, сведения: о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе; о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка.

В соответствии с частями 16, 17 статьи 78 Лесного кодекса участник аукциона вправе подать только одну заявку на участие в аукционе, по форме и содержанию, определенными документацией об аукционе.

Одним из оснований для отказа в допуске к участию в аукционе, в соответствии с пунктом 1 части 18 статьи 78 Лесного кодекса является несоответствие представленной заявки на участие в аукционе требованиям, установленным настоящей статьей.

Документация об Аукционе, утверждена начальником Управления лесного хозяйства Липецкой области 14.02.2022 (далее – Документация).

Извещение о проведении Аукциона размещено 14.02.2022 на сайтах www.torgi.gov.ru, utp.sberbank-ast.ru и на официальном сайте управления лесного хозяйства Липецкой области www.leslipetsk.ru. (далее – Извещение).

Место проведения аукциона: Электронная площадка Сбербанк – АСТ (ЗАО «Сбербанк–Автоматизированная система торгов»), торговая секция «Приватизация, аренда и продажа прав».

Подача заявок до 03.03.2022 до 17:00.

Дата и время проведения 09.03.2022 в 08:00 (время МСК).

В соответствии с пунктами 7 и 10 Документации и Извещения форма заявки и инструкция по ее заполнению приведены в отдельных приложениях (файлах) к документации об аукционе. Заявитель оформляет заявку с приложением всех необходимых документов. Внесение платежей по перечислению задатка для участия в торгах, зачисление задатка и порядок возврата задатка Заявителю на расчетный счет Оператора торговой площадки осуществляется в соответствии с Регламентом торговой секции «Приватизация, аренда и продажа прав» универсальной торговой площадки АО «Сбербанк-АСТ» (далее – Регламент).

В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки на участие в аукционе и формой Заявки на участие в аукционе на право заключения договора, приложениями к заявке должны являться:

- документы, подтверждающие факт внесения задатка;

- выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица) - предоставляется по собственной инициативе;

- выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей) – предоставляется по собственной инициативе;

- копия паспорта, доверенность (при необходимости).

Документация не содержит указания на вид документа, которым необходимо подтвердить факт внесения задатка.

Согласно Протоколу № 186 от 05.03.2022 приема заявок на участие в Аукционе, Протоколу № 199 проведения аукциона по продаже права на заключение договора купли – продажи лесных насаждений от 09.03.2022, по лоту № 9, Заявителю отказано в допуске к участию в аукционе п.1 ч.18 ст.78 Лесного Кодекса РФ (несоответствие представленной заявки на участие в аукционе требованиям, установленным ст.78 Лесного Кодекса РФ).

Как пояснили представители Организатора аукциона в качестве документа, подтверждающего факт внесения задатка, Заявителем не представлены платежное поручение с отметкой банка и выписка по банковскому счету, подтверждающие перечисление суммы задатка на счет Организатора аукциона.

Вместе с тем, проведение вышеуказанного аукциона обеспечивалось оператором электронной площадки АО «Сбербанк-АСТ».

В соответствии с пунктом 1.3.1 Регламента - Регламент определяет процесс проведения торгов в торговая секции «Приватизация, аренда и продажа прав», устанавливает порядок взаимодействия Оператора, Пользователей, регулирует отношения, возникающие между ними в процессе совершения действий в торговой секции.

Регламентом установлен следующий порядок, касающийся задатка.

«Пункт 1.2 задаток – способ обеспечения исполнения договора, заключаемого по итогам продажи. Размер задатка, порядок и условия его перечисления определяются Продавцом. В качестве реквизитов для перечисления задатка определены реквизиты Оператора УТП, если иной порядок и условия перечисления задатка не установлены в настоящем Регламенте.

В случае указания реквизитов Оператора УТП для перечисления задатка, денежные средства в размере задатка блокируются Оператором на Лицевом счете Пользователя на основании его поручения, сформированного посредством штатного интерфейса УТП.

3.2.7. Если извещением установлено перечисление задатка и/или депозита на реквизиты Оператора, Претендент для участия в торгах осуществляет перечисление денежных средств на банковские реквизиты Оператора, размещенные в открытой части УТП и ТС. Подача Претендентом заявки на участие в торгах является поручением Оператору произвести блокирование на Лицевом счете Претендента свободных денежных средств в размере задатка и/или депозита в порядке, предусмотренном настоящим регламентом.

3.2.7.2. В случае подачи заявки на участие в торгах, денежные средства в сумме задатка и/или депозита должны быть зачислены на лицевой счет Претендента на УТП до подачи заявки на участие в торгах.

В момент подачи заявки Оператор программными средствами проверяет наличие денежной суммы в размере задатка и/или депозита на лицевом счете.

3.2.8. В случае успешного принятия заявки Оператор программными средствами регистрирует ее в журнале приема заявок, присваивает номер и в течение одного часа направляет в Личный кабинет Претендента уведомление о регистрации заявки.

3.2.9. Информация о количестве принятых заявок по каждому лоту в актуальном состоянии отображается в Личном кабинете Организатора процедуры.

3.2.10. Заявка не может быть принята Оператором в случаях:

а) отсутствия на лицевом счете Претендента достаточной суммы денежных средств в размере задатка и/или депозита (в случае, если извещением установлено перечисление задатка и/или депозита на реквизиты Оператора),

г) некорректного заполнения формы заявки, в том числе незаполнения полей, являющихся обязательными для заполнения;

д) в других случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, для отдельных способов торгов.

В случае, если система не принимает заявку, Оператор уведомляет Претендента соответствующим системным сообщением о причине не принятия заявки.»

Организатором аукциона в качестве реквизитов для перечисления задатка определены реквизиты Оператора УТП.

Таким образом, учитывая особенности проведения аукциона в электронной форме, обеспечиваемой Оператором электронной площадки, задаток на счет Организатора аукциона не поступает, а денежные средства в размере такого задатка, блокируются самим оператором электронной площадки и только в случае наличия денежных средств в необходимом размере (то есть, в размере задатка) заявка такого претендента принимается Оператором и направляется в адрес Организатора аукциона. Иными словами, сам по себе факт направления заявки Оператором электронной площадки в адрес Организатора аукциона свидетельствует о поступлении задатка в требуемом размере и его блокировке Оператором.

В то же время, представленные другими участниками аукциона, вместе с заявками, платежные поручения, не содержат сведений о конкретном аукционе и размере задатка применительно к конкретным лотам, а подтверждают только внесение денежных средств на счет Оператора в определенном размере, которые могут блокироваться в качестве задатка Оператором на основании поданных заявок, в порядке, установленном Регламентом.

То есть, указанные платежные поручения не могут считаться документами, подтверждающими факт внесения задатка по конкретному аукциону и лоту.

Федеральным законом от 29.12.2017 № 471-ФЗ внесены изменения в Лесной кодекс, в том числе в статьи 78-80 Лесного кодекса, предусматривающие возможность проведения аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений в электронной форме. Соответствующие изменения в Методические указания не вносились.

В связи с этим, Методические указания, которые продолжают действовать, и в спорном случае - учитывая проведения аукциона в электронной форме, подлежат применению с учетом особенностей проведения аукциона в электронной форме, на что указано в части 3 статьи 80 Лесного кодекса РФ.

При этом существенное значение имеет также положение пункта 1 части 18 статьи 78 Лесного кодекса, согласно которому основанием для отказа в допуске к участию в аукционе является несоответствие представленной заявки на участие в аукционе требованиям, установленным настоящей статьей, а не, к примеру, требованиям, установленным Методическими указаниями. Иными словами, заявка не может быть признана несоответствующей требованиям, установленным в документации об аукционе, в случае, если право требовать в составе заявки какие-либо сведения не предусмотрено Лесным кодексом РФ.

Указанные в документации об аукционе незаконные требования к содержанию заявки на участие в аукционе, в части предоставления Организатору аукциона документов, подтверждающих факт внесения задатка, когда согласно Регламента счетом для зачисления задатка определен счет Оператора, не могут быть положены в основу решения об отказе претенденту к участию в аукционе.

Организатор аукциона, установив такое требование, нарушил требования статьи 78 Лесного кодекса. Также аукционная комиссия, отказав Заявителю в допуске к участию в аукционе по указанному основанию, нарушила требования пункта 1 части 18 статьи 78 Лесного кодекса.

Пункт 6 части 18 статьи 78 Лесного кодекса устанавливает самостоятельное основание для отказа в допуске к участию в аукционе – непоступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Системное толкование содержания пунктов 1 и 6 части 18 статьи 78 Лесного кодекса позволяет сделать вывод о том, что основанием для отказа в допуске к участию в аукционе, в рассматриваемом случае, может являться непоступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, а не непредоставление документов, подтверждающих факт перечисления задатка.

Внесение задатка Заявителем в надлежащем размере по каждому лоту и блокировка его Оператором подтверждается файлом – «Информацией по поступившим заявкам», размещенным Оператором в личном кабинете Организатора аукциона 03.03.2022.

Следовательно, жалоба является обоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Липецкого УФАС России,

Р Е Ш И Л А:

1 Признать жалобу ИП __________на действия аукционной комиссии Управления лесного хозяйства Липецкой области при проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, для осуществления заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства (номер извещения на сайте https://torgi.gov.ru - 110222/0896400/01 от 14.02.2022, номер извещения на ЭТП Сбербанк УТП - SBR012-2202140055) по лоту № 9 обоснованной.

2. Признать в действиях Организатора аукциона - Управления лесного хозяйства Липецкой области нарушение требований пункта 9 части 15 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации, в действиях созданной им аукционной комиссии - нарушение требований пунктов 1 и 6 части 18 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации.

3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде Липецкой области в течение трех месяцев.

В полном объеме решение будет изготовлено и направлено сторонам по делу в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.

Зам. председатель Комиссии: ____________

Члены Комиссии: ____________

 

____________

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны