Решение по жалобе №РНП-48-88с/2021 Решение № РНП-48-88с/2021 от 5 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № РНП-48-88с/2021

 

«31» марта 2021 года                                                               г. Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена 31.03.2021.

Решение в полном объеме изготовлено 05.04.2021.

 

На основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062, Комиссией  Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее – Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России) в составе:

<…>

проведена проверка документов и сведений, поступивших от управления внутренней политики Липецкой области об одностороннем отказе от исполнения контракта от 28.10.2020 № УВП-13/2020 на оказание услуг по организации и проведению социологического исследования об оценке населением межнациональных и межконфессиональных отношений (реестровый номер контракта 2482606778220000014), заключенного с ООО «Абсолют» по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0146200000420000014, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность исполнителя.

Проверка проведена при участии представителя управления внутренней политики Липецкой области – <…>

 (по доверенности).

ООО «Абсолют» направлено уведомление о времени и места заседания Комиссии.

Проверка начата 25.03.2021, окончена 31.03.2021.

Место проведения проверки: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1.

В Липецкое УФАС России 24.03.2021 в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от управления внутренней политики Липецкой области (далее по тексту– заказчик) поступили сведения, предусмотренные частью 3 указанной статьи, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, заключенного с ООО «Абсолют» (далее по тексту также – исполнитель).     

Руководствуясь Правилами, в результате проведения проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность ООО «Абсолют», Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.

Заказчиком проведен электронный аукцион № УВП-13/2020: услуги по организации и проведению социологического исследования об оценке населением межнациональных и межконфессиональных отношений  (реестровый номер 0146200000420000014).

Победителем электронного аукциона признано ООО «Абсолют», предложение о цене контракта которого является минимальным, и заявка которого признана соответствующей требованиям документации.

28.10.2020 заказчиком и исполнителем заключен государственный контракт № УВП-13/2020 на оказание услуг по организации и проведению социологического исследования об оценке населением межнациональных и межконфессиональных отношений (реестровый номер контракта 2482606778220000014) (далее – контракт).

По условиям контракта Исполнитель обязуется оказать Заказчику услуги по организации и проведению социологического исследования об оценке населением межнациональных и межконфессиональных отношений (далее – услуги) в соответствии с заданием (приложение № 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях настоящего Контракта (п.1.1).

При этом услуги должны быть оказаны в период: с даты заключения Контракта по 25.12.2020, с использованием технических средств и материалов Исполнителя (п. 3.2)

В соответствии с заданием (приложение №1 к контракту) в рамках оказания услуг Исполнитель, в числе прочего:

- обеспечивает проведение социологического исследования методом социологического опроса респондентов интервьюерами в форме формализованного интервью в городах Липецке, Ельце и 18 муниципальных районах области;

- разрабатывает и передает на согласование Заказчику анкету социологического опроса и инструкцию по проведению опроса для интервьюера в течение 5 рабочих дней с даты заключения контракта;

- разрабатывает и согласовывает с Заказчиком в течение 2 рабочих дня с даты согласования анкеты социологического опроса и инструкции для интервьюеров план-график проведения опроса с учетом соблюдения следующего требования: срок проведения «полевых» работ по сбору информации в рамках опроса не более 7 рабочих дней;

По результатам оказания услуг Исполнитель в течение 5 рабочих дней:

- представляет Заказчику все материалы на бумажном носителе в брошюрованном виде (печать цветная, мягкая обложка, формат А4) в 2-х экземплярах и электронном формате  – текст в формате Word, презентации в формате PowerPoint, таблицы в формате XL;

- предоставляет Заказчику весь массив анкет.

При этом установлено, что в течение 3-х рабочих дней со дня предоставления Исполнителем анкеты социологического опроса и инструкции для интервьюеров Заказчик рассматривает их и согласовывает, либо направляет в адрес Исполнителя мотивированный отказ от их согласования с указанием перечня необходимых доработок и сроков их выполнения.

Из представленных документов следует, что в срок, установленный заданием, исполнитель не передал заказчику на согласование анкету социологического опроса и инструкцию по проведению опроса для интервьюера.

Заказчиком представлена переписка представителей сторон по электронной почте и через приложение  WhatsApp.

Так, 10.11.2020 на электронную почту сотрудника заказчика от исполнителя поступило сообщение, в котором было предложено рассмотреть вопрос об изменении метода проведения социологического опроса. В техническом задании предусмотрен метод социологического опроса респондентов интервьюерами в форме формализованного интервью в городах Липецке, Ельце и 18 муниципальных районах области, а исполнителем предложен метод проведения интервью посредством телефонного звонка. Также была прикреплена анкета и содержалась просьба ее посмотреть.

Вместе с тем, инструкция по проведению опроса для интервьюера не была направлена заказчику.

В ответ на данное сообщение заказчик в своем письме от 13.11.2020 отказался изменять установленный техническим заданием метод, поскольку он нарушит существенные условия контракта.

Также, исходя из представленной переписки, следует, что исполнителю разъяснен порядок согласования анкеты – руководителем заказчика путем получения на официальный адрес электронной почты.

Вместе с тем, из представленных документов не следует, что исполнителем направлена заказчику предусмотренная заданием анкета и инструкция.

Подтверждением данного обстоятельства служат претензии заказчика.

В свою очередь, 30.12.2020 исполнитель по электронной почте направил заказчику сообщение, в котором указал, что завершение работ по контракту возможно только в пределах января 2021 года, в связи с личными и деловыми обстоятельствами. Исполнитель выразил готовность приступить к оказанию услуг с первых рабочих дней января 2021 года и окончить до 31.01.2021.

Вместе с тем, исполнитель не приступил к оказанию услуг и не предоставил заказчику предусмотренные материалы по результатам оказания услуг.

10.02.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации, датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

В соответствии с ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией установлено, что 10.02.2021 указанное решение размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе «дополнительная информация о контрактах», направлено исполнителю по электронной почте и заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу исполнителя, указанному в контракте.

Контракт расторгнут 23.03.2021 (датой надлежащего уведомления является дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе).

Пунктом 12 Правил установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в п.11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.

Таким образом, для включения информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) необходимо выявить факт недобросовестного поведения при исполнении контракта. При этом, согласно сложившейся судебной практике, под недобросовестностью понимается совершение умышленных действий, направленных на неисполнение либо уклонение от исполнения условий заключенного контракта.

Рассмотрев представленную информацию и документы, оценив приведенные заказчиком доводы, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу о наличии в рассматриваемом случае оснований для включения сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

По правилам статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Принимая решение об участии в торгах, а также условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений, как субъект гражданского оборота, так и исполнение обязательств, связанных с рассматриваемыми отношениями.

Размещение на официальном сайте извещения о проведении электронного аукциона, аукционной документации (включая проект контракта, заключаемого по результатам проведения процедуры закупки) является публичной офертой в соответствии с ч.2 ст.437 ГК РФ, акцепт которой образует договор и порождает обязанность его исполнить. Заявка на участие в электронном аукционе рассматривается в качестве акцепта оферты. Согласно ч.1 ст.438 ГК РФ акцепт должен быть полным и безоговорочным, поэтому условия исполнения государственного или муниципального контракта, указанные в заявке, должны соответствовать условиям исполнения контракта, предусмотренным документацией об электронном аукционе. Этими условиями являются, в том числе, сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Таким образом, исполнитель, заранее ознакомившись с требованиями аукционной документации, подал заявку на участие в закупке в соответствии с требованиями данной документации и с соблюдением норм и требований Закона о контрактной системе, подтвердив свою готовность исполнить условия в случае заключения контракта с заказчиком.

Согласно статьям 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона.

Однако, как установлено при проведении проверки, услуги не были оказаны исполнителем в срок, установленный контактом.

Более того, исполнитель не оказал услуги заказчику и в срок, который он сам для себя определил – январь 2021 года.

Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. 

На проведение проверки доказательств возникновения у исполнителя каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом условия контракта в установленный срок, не представлено. О таких обстоятельствах исполнитель не уведомлял заказчика.

В связи с чем, Комиссия Липецкого УФАС России не может прийти к выводу о том, что исполнитель проявил такую заботливость и осмотрительность, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения обязательств по контракту.

В рамках проверки, исходя из представленных доводов и доказательств Комиссией Липецкого УФАС России не установлено добросовестного поведения исполнителя при исполнении контракта.

При этом, включение в данном случае сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет в значительной степени его экономическую самостоятельность и инициативу, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества (см. Определение ВАС РФ от 11.05.2012 №ВАС-5621/12).

Включение сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков может являться для него препятствием исключительно при намерении участвовать в торгах на право заключения отдельных государственных и муниципальных контрактов. При этом, такое ограничение будет иметь место только в тех случаях, когда заказчик реализовал свое право (не обязанность), предусмотренное ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной систем и установил требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе, информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки -юридического лица.

Каким-либо иным образом, включение исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков не ограничивает его предпринимательскую деятельность.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Следовательно, включение сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в соответствующий реестр направлено на обеспечение и защиту публичных интересов.

Таким образом, с учетом оценки фактических обстоятельств дела и представленных доказательств в их совокупности, а также учитывая вышеуказанные нормы Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о том, что в данном случае имеются законные основания для принятия решения о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

 

РЕШИЛА:

 

1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года следующие сведения об обществе с ограниченной ответственностью «Абсолют» в связи с односторонним отказом управления внутренней политики Липецкой области от исполнения контракта от 28.10.2020 № УВП-13/2020 на оказание услуг по организации и проведению социологического исследования об оценке населением межнациональных и межконфессиональных отношений (реестровый номер контракта 2482606778220000014):

- общество с ограниченной ответственностью «Абсолют» (<…>);

- генеральный директор (учредитель): <…>;

- дата заключения контракта – 28.10.2020;

- реестровый номер контракта - 2482606778220000014;

- предмет контракта — оказание услуг по организации и проведению социологического исследования об оценке населением межнациональных и межконфессиональных отношений;

- цена контракта — 34 500,00  руб.;

- основание расторжения контракта - решение управления внутренней политики Липецкой области от 10.02.2021;

- дата расторжения договора -23.03.2021;

- дата проведения электронного аукциона – 25.12.2020.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны