Решение №РНП-48-229м/2021 Решение №РНП-48-229м/2021 по результатам проверки «14» октяб... от 14 октября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение №РНП-48-229м/2021

по результатам проверки

«14» октября 2021 года                                                                            г. Липецк

Резолютивная часть решения оглашена 14.10.2021.

Решение в полном объеме изготовлено 18.10.2021.

 

На основании ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 №1078 (далее –Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее – Комиссия Липецкого УФАС России)

рассматривается обращение муниципального учреждения "Централизованная библиотечная система" г.Липецка (далее- заказчик), содержащее информацию об уклонении ООО «Компрессор-Сервис» от подписания контракта по итогам проведения электронного аукциона на поставку генераторов бензиновых (реестровый номер 0346300089521000004), а также проводится проверка содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении данного участника закупки от заключения контракта.

На основании п.13 Правил, приказа Липецкого УФАС России от 12.10.2021 №633 Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.

Проверка проведена посредством видеоконференцсвязи в присутствии представителя ООО «Компрессор-Сервис»: ….

В адрес заказчика направлено уведомление о месте и времени рассмотрения вышеуказанного обращения и проведения проверок.

В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.

В Липецкое УФАС России 08.10.2021 от заказчика поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО «Компрессор-Сервис» (далее по тексту также – общество, победитель), в связи с его уклонением от подписания контракта по итогам проведения электронного аукциона на поставку генераторов бензиновых (реестровый номер 0346300089521000004).

Представитель общества пояснила, что причиной не подписания проекта контракта в установленный Законом о контрактной системе срок послужило ряд обстоятельств: нахождение ответственного за подписание данного контракта лица на больничном с диагнозом COVID-19 и наличие технического сбоя в работе компьютера у лица его замещающего, о чем общество письменно уведомило заказчика. Таким образом, намерений уклоняться от заключения контракта у общества не имелось. 

Документация об электронном аукционе на поставку генераторов бензиновых и извещение (реестровый номер 0346300089521000004) размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта – 79 910,50 рублей.

        Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона от 24.09.2021 №0346300089521000004-3, победителем электронного аукциона признано ООО «Компрессор-Сервис», предложившее наименьшую цену контракта и заявка на участие в электронном аукционе которого соответствовала требованиям документации об электронном аукционе.

       Указанный протокол размещен 24.09.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее также –ЕИС).       

Порядок заключения контракта по итогам электронного аукциона установлен статьей 83.2 Закона о контрактной системе.

Согласно ч.9 ст.83.2 Закона о контрактной системе, контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, части 13 настоящей статьи протоколов, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов.

        При этом, регламентированный срок для подписания проекта контракта победителем электронного аукциона –04.10.2021 в 23:59 час.

        Частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

Как установлено, заказчик разместил в ЕИС проект контракта - 29.09.2021, т.е. в срок, предусмотренный вышеуказанной нормой Закона о контрактной системе. 

       В соответствии с ч.3 ст.83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

        А согласно ч.4 ст.83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.

Из содержания указанной нормы следует, что право победителя аукциона по направлению заказчику протокола разногласий по условиям проекта контракта ограничено предельным сроком- в пять дней с даты размещения последним в ЕИС проекта контракта.

Также следует отметить, что положения частей 3 и 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе предусматривают возможность победителя электронного аукциона в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта совершить одно из следующих действий:

- разместить в ЕИС подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта;

- разместить в ЕИС протокол разногласий при наличии разногласий по проекту контракта.

        Однако, как установлено, после указанной даты (т.е. 29.09.2021) обществом в регламентированный оператором электронной площадки и Законом о контрактной системе срок для подписания проекта контракта никаких действий предпринято не было, в частности: не был направлен оператору электронной площадки подписанный проект контракта, либо протокол разногласий по условиям проекта контракта. Также не был направлен документ об обеспечении исполнения контракта.

         В соответствии с ч.13 ст.83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

        05.10.2021 заказчиком было принято решение о признании общества уклонившимся от заключения контракта (протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 05.10.2021 №ППУ1).

        В то же время, в силу ч.16 ст.83.2 Закона о контрактной системе, в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных обстоятельств в течение одного дня.

Как установлено, 05.10.2021 общество обратилось в адрес заказчика с письмом (исх. №1126), в котором указало, что не имеет возможности подписать контракт в связи с нахождением лица, ответственного за подписание данного контракта, на больничном и наличием технического сбоя в работе компьютера у лица его замещающего. При этом, общество к указанному письму приложило информацию по исполненным контрактам, в качестве подтверждения добросовестности.

        Однако, каких-либо доказательств, подтверждающих вышеуказанные в письме с исх. №1126 от 05.10.2021 обстоятельства ни заказчику, ни Комиссии Липецкого УФАС России на проведении проверки, обществом представлено не было, в материалах проверки отсутствуют.

При этом, лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов исполнителя, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.

Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" дано толкование содержащемуся в ГК РФ понятию обстоятельств непреодолимой силы (в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ, для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности должника характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий, т.е. одной из характеристик обстоятельств непреодолимой силы (наряду с чрезвычайностью и непредотвратимостью) является ее относительный характер).

В рассматриваемом случае представитель общества ссылается на невозможность подписания проекта контракта в установленный Законом о контрактной системе срок, в связи с нахождением лица, ответственного за подписание контракта, на больничном с диагнозом COVID-19 и наличием технического сбоя в работе компьютера у лица его замещающего.

        Вместе с тем, Комиссия Липецкого УФАС России критически относится к данному утверждению, поскольку, как было установлено из анализа совершенных обществом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок действий, обществом параллельно с рассматриваемым контрактом 05.10.2021 в 00:11 ч. был подписан проект контракта по итогам проведения закупки с реестровым номером 0318100071821000101. Кроме того, установлено, что 30.09.2021 в 15:29:44 обществом была подана заявка на участие в электронном аукционе с реестровым номером 0848600002721000695.

        Таким образом, нахождение лица общества, ответственного за подписание рассматриваемого в настоящей проверке контракта на больничном с диагнозом COVID-19 и наличие технического сбоя в работе компьютера у лица его замещающего, не явилось препятствием для подписания обществом 05.10.2021 в 00:11 ч. иного проекта контракта (по закупке с реестровым номером 0318100071821000101), а также для подачи вышеуказанной заявки на участие в электронном аукционе с реестровым номером 0848600002721000695. Доказательств обратного обществом не представлено.

        Кроме того, представление обществом заказчику 05.10.2021 (т.е. в день признания заказчиком общества уклонившимся от заключения контракта) в составе письма с исх. №1126 информации по исполненным им контрактам, по мнению Комиссии Липецкого УФАС России не подтверждает факт наличия в действиях общества добросовестного поведения, свидетельствующего об отсутствии у общества намерения уклониться от заключения контракта. Поскольку, в соответствии с требованиями ч.8.1 ст.96 Закона о контрактной системе, такая информация представляется участником закупки до заключения контракта (а не в день признания участника уклонившимся от заключения контракта).

        Доказательств обратного обществом не представлено.

        При этом, согласно п.14 Правил, орган контроля, принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:

-к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;

-к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;

б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.

        В иных случаях антимонопольный орган принимает решение о включении информации об участнике закупки, уклонившимся от заключения контракта, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Между тем, необходимо отметить, что процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные Законом о контрактной системе, имеют своей целью обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах (работах, услугах) и завершаются заключением контракта.

При этом, заказчик, планируя свою закупочную деятельность, рассчитывает на его заключение в установленные Законом о контрактной системе сроки.

Однако, действия поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по неисполнению требований по подписанию контракта не приводят к достижению заказчиками целей осуществления закупок, эффективного использования бюджетных средств, влекут за собой срывы сроков поставки товаров, требуемых для реализации государственных полномочий и функций, а также необходимость повторного проведения закупки.

В данном случае, общество, уклонившись от заключения контракта, не обеспечило соблюдение прав и законных интересов заказчика относительно сроков заключения контракта, в рамках которого предусматривалось эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях, связанных с заключением контракта.

В связи с вышеизложенным, Комиссия Липецкого УФАС России не может прийти к выводу о том, что общество проявило такую заботливость и осмотрительность, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения обязательств по заключению контракта.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Включение в данном случае общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет в значительной степени его экономическую самостоятельность и инициативу, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности предпринимателя (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 №ВАС-5621/12).

Включение общества в реестр недобросовестных поставщиков может являться для него препятствием исключительно при намерении участвовать в торгах на право заключения отдельных государственных и муниципальных контрактов. При этом, такое ограничение будет иметь место только в тех случаях, когда заказчик реализовал свое право (не обязанность), предусмотренное ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе и установил требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки. Каким-либо иным образом включение общества в реестр недобросовестных поставщиков не ограничивает его предпринимательскую деятельность.

В пункте 42 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, разъяснено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).

По смыслу части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе заказчики, реализуя принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения «заданных результатов», является ведение реестра недобросовестных поставщиков участников (подрядчиков, исполнителей), в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Следовательно, включение сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в соответствующий реестр направлено на обеспечение и защиту публичных интересов. При этом, включение сведений о лице в такой реестр является исключительно следствием незаконных действий (бездействия) или неправомерного поведения самого лица.

         С учетом оценки фактических обстоятельств дела и представленных доказательств в их совокупности, а также учитывая вышеуказанные нормы Закона о контрактной системе, п.13, 14 Правил, Комиссия Липецкого УФАС России  приходит к выводу о том, что в данном случае имеются законные основания для включения информации об участнике закупки - ООО «Компрессор-Сервис» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст.104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 №1078,

РЕШИЛА:

 

 В связи с уклонением общества с ограниченной ответственностью «Компрессор-Сервис» от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона на поставку генераторов бензиновых (реестровый номер 0346300089521000004), на основании обращения МУ "Централизованная библиотечная система" включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года сведения об ООО «Компрессор-Сервис», а также его директоре (учредителе):

- общество с ограниченной ответственностью «Компрессор-Сервис» (….);

- директор (учредитель): ;

- дата проведения электронного аукциона – 23.09.2021;

- идентификационный код закупки – 213482301503148260100100390012711244;

- объект закупки — поставка генераторов бензиновых;  

- цена контракта — 65 127,15 копеек; 

- срок исполнения контракта -  с момента его подписания сторонами и до 31.10.2021г.

Дата события

I раздел

Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика

II раздел

III раздел

Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы)

Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган

Фактическая дата направления заказчиком сведений

Итого просрочка в днях по I разделу

Регламентированная дата принятия решения

Фактическая дата принятия решения

Итого просрочка в днях по  II  разделу

Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Фактическая дата  изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Итого просрочка в днях по  III   разделу

05.10.2021

08.10.2021

08.10.2021

0

08.10.2021

15.10.2021

14.10.2021

0

19.10.2021

18.10.2021

0

0

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

 

                                                                 

Связанные организации

Связанные организации не указаны