Решение №1028 Решение от 1 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

01 декабря 2020 года                                                                                  г. Липецк     

 

Резолютивная часть решения объявлена 26 ноября 2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено 01 декабря 2020 года.

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<…>,

при рассмотрении дела № 048/05/28-1028/2020, возбужденного по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии:

представителя лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ООО «РА «Липецк»- <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Липецким УФАС России установлено, что 10.09.2020 г. на главной странице городского информационного портала Липецк «Интернет-газета Липецк», расположенного по адресу в информационно-телекоммуникационной сети Интернет https://газеталипецк.рф/ распространялась информация, следующего содержания: «ЗАЙМЫ ПОД МАТКАПИТАЛ на улучшение жилищных условий ДОМИНАНТА  Региональный центр недвижимости телефон: 8-920… адрес: г. Липецк, <…>.

Статья 1 Закона о рекламе в числе целей данного Федерального закона устанавливает, в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

п. 2 ст. 3 Закона о рекламе говорит, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация, распространявшаяся 10.09.2020 г. на главной странице городского информационного портала Липецк «Интернет-газета Липецк», расположенного по адресу в информационно-телекоммуникационной сети Интернет https://газеталипецк.рф/, следующего содержания: «ЗАЙМЫ ПОД МАТКАПИТАЛ на улучшение жилищных условий ДОМИНАНТА  Региональный центр недвижимости телефон: 8-920… адрес: <…>», соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Закона о рекламе и является рекламной.

Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации) (пункт 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Из содержания текста рекламы следует, что объектом рекламирования выступают услуги займов под материнский капитал, то есть финансовая услуга.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей») материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.

Частью 3 статьи 7 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;

5) получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

В соответствии с частью 7 статьи 10 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с одной из организаций, являющейся:

-кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»;

-кредитным потребительским кооперативом в соответствии с ФЗ «О кредитной кооперации», осуществляющим свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации;

4) иной организацией, осуществляющей предоставление займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой.

В части 3 (1) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 862, содержится аналогичный перечень организаций, которым могут быть направлены средства материнского капитала на погашение основного долга и уплату процентов по договорам ипотечного займа.

К числу таких организаций, помимо кредитных организаций, в силу норм Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральных законов от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ФЗ «О кредитной кооперации», ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» относятся, в том числе, микрофинансовые организации, КПК и сельскохозяйственные кооперативы.

Таким образом, средства материнского капитала могут быть направлены на уплату первоначального взноса и погашение основного долга и уплату процентов по займам, обеспеченным ипотекой, выдаваемыми любыми организациями, имеющими право на выдачу данных займов.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной информации о рекламируемом товаре, услуге приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

В противоречие части 7 статьи 5 Закона о рекламе в спорной рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях предоставления займов, а именно, что в соответствии с ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства материнского капитала могут быть направлены на уплату первоначального взноса и погашение основного долга, и уплату процентов по займам, обеспеченным ипотекой.

Частью 1 статьи 28 Закона о рекламе установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

В рассматриваемой рекламе отсутствуют сведения о лице, предоставляющем финансовые услуги.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Частью 3 статьи 28 Закона о рекламе установлено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

По мнению специалистов ФАС России, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

В рассматриваемом случае, условием выдачи займов является наличие материнского капитала.

В противоречие вышеуказанных правовых норм в тексте рекламы отсутствует следующая информация: сумма займа; срок действия договора потребительского займа и срок возврата потребительского займа; валюта, в которой предоставляется потребительский заем; процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

На основании вышеизложенного, в рекламе, следующего содержания: «ЗАЙМЫ ПОД МАТКАПИТАЛ на улучшение жилищных условий ДОМИНАНТА  Региональный центр недвижимости телефон: 8-920… адрес: <…>», содержатся признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных требований, установленных частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2, частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

П. 5 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно сведениям, представленным ООО «РА «Липецк» договора на размещение рекламы с рекламодателем не заключались. Рассматриваемая реклама была размещена по инициативе генерального директора ООО «РА «Липецк» - <…>. Следует отметить, что адрес, указанный в рекламе (<…>) совпадает с юридическим адресом ООО «РА «Липецк». Следовательно, Общество определило объект рекламирования и содержание рекламы. Таким образом, рекламодателем является ООО «РА «Липецк» (<…>).

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе, рекламораспространитель несет ответственность за нарушение ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Владельцем интернет-сайта https://газеталипецк.рф/ является ООО «РА «Липецк» (согласно св6едениям сервиса доменных имен Whois).

Таким образом, в рассматриваемом случае рекламораспространителем является ООО «РА «Липецк».

Таким образом, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о наличие нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе в рассматриваемой рекламе.

В связи с прекращением распространения вышеуказанной рекламы, необходимость в выдаче предупреждения ООО «РА «Липецк» отсутствует.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, следующего содержания: «ЗАЙМЫ ПОД МАТКАПИТАЛ на улучшение жилищных условий ДОМИНАНТА  Региональный центр недвижимости телефон: 8-920.. адрес: <…>»,  т.к. нарушена ч.7 ст.5, ч. 1, п.2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», рекламодателем,  и рекламораспространителем которой является общество с ограниченной ответственностью «Рекламной агентство «Липецк» (<…>).

2. Не выдавать ООО «РА «Липецк» предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе, в связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы.

3. Передать материалы дела для решения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение рекламного законодательства Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны