Письмо №ДШ/383/24 О возбуждении дела 46 от 24 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

О возбуждении дела 46

 

<...>

 

ПАО "Башинформсвязь"
450077, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, д. 30
info@rostelecom-rb.ru

ПАО "Ростелеком"
115172, Российская Федерация, Москва, ул. Гончарная, д. 30, стр 1.
rostelecom@rt.ru, info@center.rt.ru

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела 048/05/18-46/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

24 января 2024 года г. Липецк

 

Председатель комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе заместитель руководителя - начальник отдела защиты конкуренции Липецкого УФАС России <...>, рассмотрев материалы по признакам нарушения публичным акционерным обществом «Ростелеком» (ИНН: 7707049388; ОГРН: 1027700198767; дата образования ЮЛ — 09.09.2002; юр. адрес: 191167, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. Муниципальный Округ Смольнинское, наб Синопская, д. 14, литера А) (далее — ПАО «Ростелеком») и публичным акционерным обществом "Башинформсвязь" (ИНН: 0274018377; 450000, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, 30) (далее — ПАО «Башинформсвязь») части 1 статьи 18 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившегося в распространении рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента на получение рекламы,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

В Липецкое УФАС России поступило (вх. 11577-ИП/23 от 26.12.2023) обращение гражданина <...> (далее — Заявитель) о том, что на его абонентский номер <...> 21.12.2023 в 13 часов 35 минут поступил звонок рекламного характера с номера <...> без его предварительного согласия на получение рекламы по сетям электросвязи.

Статья 1 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в числе целей данного Федерального закона устанавливает, в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пункт 3 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Заявитель представил запись телефонного звонка с номера <...>, согласно которой представитель компании ПАО «Ростелеком» предлагает подключить услуги домашнего телевидения, интернета, связи, предоставляемые компанией, со скидкой до 50%.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации; электросвязь - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Информация, передаваемая посредством использования сетей электросвязи, является индивидуализированной по способу распространения, так как направляется определенным абонентам.

Между тем, такая персонализация, а равно более широкое толкование понятия рекламы прямо следует в рассматриваемом случае из диспозиции части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

В тексте такой рекламы отсутствуют персональные данные лица, на восприятие которого направлена распространенная информация. Текст такой рекламы не содержит в себе указания на конкретного адресата, в связи, с чем реклама не имеет ограничений по распространению, исходя из ее содержания.

Таким образом, рассматривая информация, а именно поступивший 21.12.2023 в 13 часов 35 минут на абонентский номер Заявителя звонок с предложением услуг компании «Ростелеком», направлен на привлечение внимания и создание интереса к услугам и является рекламой.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.

Положение законодательства Российской Федерации о рекламе относительно обязанности распространителя предварительно получить согласие абонента на распространение ему рекламных материалов, в первую очередь, направлено на защиту абонентов от получения нежелательной рекламы.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Вместе с тем, согласие на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы.

Буквальное толкование указанных положений позволяет сделать вывод о том, что согласие адресата должно быть получено на распространение именно рекламы, а обязанность доказывать наличие такого согласия Законом о рекламе возложена на рекламораспространителя.

Согласно обращению Заявителя, он отказался от получения рекламы от ПАО «Ростелеком» при заключении договора об оказании услуг связи № <...> (подтверждается копией договора).

Кроме того, согласно записи телефонного звонка с номера <...>, специалист компании «Ростелеком» также подтвердил отсутствие согласия Заявителя на получение рекламы.

Согласно представленной Заявителем детализации вызовов, на его абонентский номер 21.12.2023 в 13 часов 35 минут поступил звонок рекламного характера с номера <...>. Согласно информации Сервиса проверки номера ФГБУ НИИ Радио (https://www.niir.ru/bdpn/bdpn-proverka-nomera/), абонентский номер <...> выделен ПАО "Башинформсвязь" (ИНН Оператора: 0274018377; Республика Башкортостан, г. Уфа).

Согласно информации с официального сайта http://rostelecom-rb.ru/, ПАО "Башинформсвязь" (ИНН: 0274018377; 450000, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, 30): http://rostelecom-rb.ru/AboutUs/about.php, - является дочерней компанией ПАО «Ростелеком» (ИНН: 7707049388; ОГРН: 1027700198767; дата образования ЮЛ — 09.09.2002; юр. адрес: 191167, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. Муниципальный Округ Смольнинское, наб Синопская, д. 14, литера А).

Таким образом, у ПАО «Ростелеком» и у ПАО «Башинформсвязь» на момент поступления рекламного звонка на номер Заявителя отсутствовало согласие абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.

Таким образом реклама, распространенная посредством звонка рекламного характера с номера <...> на абонентский номер Заявителя 21.12.2023 года в 13 часов 45 минут, содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из вышеизложенной информации, рекламораспространителями рассматриваемой рекламы являются ПАО «Ростелеком» (ИНН: 7707049388; ОГРН: 1027700198767; дата образования ЮЛ — 09.09.2002; юр. адрес: 191167, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. Муниципальный Округ Смольнинское, наб Синопская, д. 14, литера А). и ПАО "Башинформсвязь" (ИНН: 0274018377; 450000, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, 30).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе»,

 

О П Р Е Д Е Л И Л:

 

1. Возбудить производство по делу № 048/05/18-46/2024 по признакам нарушения ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» в действиях ПАО «Ростелеком» и ПАО "Башинформсвязь".

2. Признать лицами, участвующими в деле:

Лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе — публичное акционерное общество «Ростелеком» (ИНН: 7707049388; ОГРН: 1027700198767; дата образования ЮЛ — 09.09.2002; юр. адрес: 191167, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. Муниципальный Округ Смольнинское, наб Синопская, д. 14, литера А) и публичное акционерное общество "Башинформсвязь" (ИНН: 0274018377; 450000, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, 30).

Заявитель — <...>.

3. Назначить дело № 048/05/18-46/2024 к рассмотрению на 15 февраля 2024 года на 14 часов 30 минут в Липецком УФАС России по адресу: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1, кабинет 517а, тел. (4742) 27-14- 82.

4. Лицам, участвующим в деле, при необходимости, представить пояснения и материалы по обстоятельствам, изложенным в настоящем определении.

 

Явка лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе или их представителей (с доверенностью на право представлять интересы в государственном органе), для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна. При себе иметь ПАСПОРТ.

В случае невозможности обеспечить явку для участия в рассмотрении дела лица, участвующие в деле, вправе направить ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

 

Заместитель руководителя-начальник отдела

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

2024-504

 

 

Связанные организации

ПАО "Башинформсвязь" (дочка Ростелеком)
ИНН 0274018377, ОГРН 1020202561686
ПАО "Ростелеком"
ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767