Решение №ДШ/1749/22 Решение № 048/05/7-848/2022 от 3 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение № 048/05/7-848/2022

 

<...>

ООО "Яндекс" 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16 vgrinina@yandex-team.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

03 октября 2022 года г. Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена 27 сентября 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 03 октября 2022 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<...> заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции,

Члены комиссии:

<...> ведущий специалист-эксперт отдела защиты конкуренции,

<...> государственный инспектор отдела защиты конкуренции,

при рассмотрении дела № 048/05/7-848/2022, возбужденного в отношении <...>(паспорт <...>; адрес: <...>) по признакам нарушения части 3, части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7, ООО «Яндекс» (ИНН: 7736207543; ОГРН: 1027700229193; адрес: 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16) по признакам нарушения пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившегося в рекламе медицинских услуг в поисковой системе Яндекс без лицензии на их осуществление,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области из территориального органа федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Липецкой области поступило (вх № 5121 от 23.06.2022) обращение гражданина Д.  по вопросу распространения в поисковой системе Яндекс контекстной рекламы медицинских услуг (вывод из запоя, услуги психиатра-нарколога) без соответствующей лицензии следующего содержания: «Выведение человека из алкоголя. От 3000 р. Звоните! infomed-express.ru. Выведение человека из алкоголя. От 3000 р. Звоните! Реклама. От 3000 р. Выезд круглосуточно. Анонимный вывод из запоя. Качественно. Опытные врачи. Цены на лечение. Реабилитация. Подробнее. Выезд за 30 мин. Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом».

При переходе по гиперссылке «Выведение человека из алкоголя. От 3000 р. Звоните! infomed-express.ru...» осуществляется переход на страницу https://infomed-express.ru/. На указанной странице распространяется информация о медицинской клинике ООО «Медресурс» с указанием информации о том, что медицинские услуги оказываются по адресу: Липецкая обл., г. Липецк, ул. Гагарина, дом 133 на основании неустановленной лицензии, размещенной на сайте (элементы с низким разрешением, открытию и увеличению не поддаются), а также указан номер телефона +7 (918) 918-98-30.

ООО «Медресурс» в ответе на запрос от 11.07.2022 № 4825-04 (вх. 5587 от 12.07.2022) сообщило, что не имеет отношения к информации, размещенной на сайте https://infomed-express.ru/, к размещенной рекламе, номеру телефона и предоставлению данных услуг. ООО «Медресурс» предоставило лицензию, в соответствии с которой осуществляет медицинскую деятельность по указанному адресу: 398043, г. Липецк, ул. Гагарина, дом 133, пом. 2 - № ЛО-48-01-001700 от 27.10.2017 г.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.06.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

П. 3 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Указанная информация, распространяющиеся в поисковой системе Яндекс, следующего содержания: «Выведение человека из алкоголя. От 3000 р. Звоните! infomed-express.ru. Выведение человека из алкоголя. От 3000 р. Звоните! Реклама. От 3000 р. Выезд круглосуточно. Анонимный вывод из запоя. Качественно. Опытные врачи. Цены на лечение. Реабилитация. Подробнее. Выезд за 30 мин. Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом» соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Закона о рекламе и является рекламой.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Согласно п. 20 ч. 3 ст. 5 недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Исходя из вышеуказанного, реклама медицинских услуг клиники «Ваш Доктор» содержит недостоверную информацию о лице, оказывающим медицинские услуги, и месте оказания услуг, что является нарушением п. 20 ч. 3, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

На основании Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении утвержден приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».

В соответствии с указанной номенклатурой медицинских услуг к таким услугам относится: 036 - психиатрия-наркология; A01.29.005- Сбор жалоб и анамнеза (объективный и субъективный) в психиатрии-наркологии; B01.036.001 Прием (осмотр, консультация) врача-психиатра-нарколога первичный.

Таким образом, объектом рекламирования в данном случае являются медицинские услуги.

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Лицензирование государством отдельных видов деятельности направлено на защиту прав граждан, их законных интересов, нравственности и здоровья, а также на установление правовых основ единого рынка. Лицензия гарантирует потребителю обязательное соблюдение хозяйствующим субъектом лицензионных требований и условий, предъявляемых законом к данному виду деятельности. Несоблюдение таких требований и условий несет в себе угрозу законным правам и интересам граждан.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Виды деятельности, для осуществления которых необходимо получение специального разрешения (лицензии), установлены Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

С учетом изложенного, реклама медицинской деятельности, оказываемой лицом, не имеющим лицензии на осуществление такой деятельности, Федеральным законом «О рекламе» не допускается.

Из имеющихся в Липецком УФАС сведений не установлено наличие у лиц, предлагающих оказание медицинских услуг на сайте https://infomed-express.ru/, лицензии на осуществление медицинской деятельности на территории г. Липецка и Липецкой области, что нарушает требования пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.06.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

П. 5 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно представленному ответу от ООО «Яндекс» (вх. № 210-ЭП/22 от 26.07.2022) рекламодателем рассматриваемой рекламы является физическое лицо <...> (телефон +0, эп: <...>), что подтверждается счетами и актами об оказании услуг. Указанная реклама распространялась с 03.06.2022 по 04.06.2022. Оплата размещения рекламы производилась банковской картой <...> (ПАО «Сбербанк»).

Регистратор доменных имен ООО «ТаймВэб.Домены» в ответ на запрос (вх. 5664 от 14.07.2022) сообщил, что администратором доменного имени infomed-express.ru с 01.06.2022 г. является <...> (Паспорт <...>; адрес:<...> тел. +7<...>, <...>).

ПАО «Мобильные Телесистемы» в ответ на запрос (вх. № 31ДСП от 15.07.2022) сообщил, что абонентский номер +7 (918) 918-98-30 выделен <...> с 30.05.2022.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных требований, установленных частью 3 статьи 5, статьей 7 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

На основании изложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламы признан <...> (<...>).

Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных требований, установленных статьей 7 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

П. 7 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Как следует из ответа ООО «Яндекс», рекламораспространителем указанной рекламы является ООО «Яндекс» (ИНН: 7736207543; ОГРН: 1027700229193; адрес: 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16).

Определением от 19.08.2022 № ДШ/726/22 в отношении Мамедова Ф.Т. и ООО «Яндекс» возбуждено дело № 048/05/7-848/2022 о нарушении законодательства о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 27.09.2022 на 12 часов 30 минут. В целях соблюдения прав и интересов, в связи с необходимостью надлежащим образом уведомить лиц, участвующих в деле, и выяснить дополнительные обстоятельства дела, определением от 19.08.2022 № ДШ/749/22 срок рассмотрения дела № 048/05/7-848/2022 продлен до 18.11.2022.

ООО «Яндекс» представило пояснения (вх. № 1609-ЭП/22 от 06.09.2022) по делу, в которых указало, что рекламное объявление было размещено в сервисе «Яндекс.Директ» в результате технической ошибки и в настоящее время не размещается. Также ООО «Яндекс» ходатайствовало о рассмотрении дела № 048/05/7-848/2022 в отсутствие представителя Общества.

27.09.2022 на рассмотрение дела № 048/05/7-848/2022 <...> или его представитель не явились, объяснений и иных документов не представил. <...>надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается отчетами об отправке почтовых отправлений<...> (отказ от получения; возвращено отправителю по истечении срока хранения).

ООО «Яндекс» надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается отчетом об отправке почтового отправления39802567196910.

Руководствуясь п. 31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия рассмотрела дело № 048/05/7-848/2022 в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Комиссией при рассмотрении дела № 048/05/7-848/2022 установлено следующее:

1. В «Правилах размещения рекламы на Яндексе» (Яндекс Правовые документы https://yandex.ru/legal/adv_rules/) указано, что реклама некоторых товаров и услуг запрещается или ограничивается действующим законодательством. В частности, нельзя рекламировать товары и услуги, подлежащие сертификации / лицензированию, при отсутствии необходимых сертификатов / лицензий (ст. 7 ФЗ «О рекламе». Копии Сертификатов или Лицензий должны быть предоставлены в службу размещения до момента начала размещения рекламы (ст. 13 ФЗ «О рекламе»). В разделе «Реклама медицинских услуг» (Яндекс Правовые документы yandex.ru/legal/adv_rules/) указано, что осуществление медицинской деятельности подлежит обязательному лицензированию (п. 46 ч. 1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

Далее, в сервисе «Яндекс.Директ» в рубрике «Ответы на вопросы» (https://direct.yandex.ru/) указано следующее: «Как объявления проходят модерацию? Объявления в Яндексе проходят проверку на соответствие требованиям к рекламным материалам. Так мы убеждаемся, что реклама не касается запрещенных или ограниченных по закону товаров и сервисов. Читайте подробнее об ограничениях (https://yandex.ru/support/direct/moderation/special-categories.html) в Справке. Обычно на это требуется несколько часов (для кампаний с большим количеством объявлений — дольше). Часто реклама проходит модерацию автоматически за несколько минут. Однако в течение трех дней ее проверит специалист Яндекса. Если такое объявление нужно доработать, мы сообщим об этом в письме».

2. При переходе по гиперссылке https://yandex.ru/support/direct/moderation/special-categories.html открывается Яндекс Справка — рубрика «Правила и модерация», раздел «Тематики рекламирования». При переходе по гиперссылке «Медицинские услуги» (https://yandex.ru/support/direct/moderation/categories/medicine-medical-activity.html#medicine-medical-activity) размещена информация, в которой указано: Медицинские услуги К размещению принимается реклама медицинской деятельности, за исключением медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности.

В ваших объявлениях и на странице перехода должны соблюдаться все требования законодательства. Например, реклама не должна:

содержать утверждения о полной безвредности рекламируемой услуги или ссылаться на конкретные случаи излечения людей и улучшения их здоровья;

содержать ссылки на терапевтические эффекты относительно заболеваний, которые не поддаются или тяжело поддаются лечению, или ссылаться на конкретные случаи излечения людей и улучшения их здоровья.

В ваши текстовые объявления автоматически будет добавлено предупреждение «Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом». Текст предупреждения не зависит от содержания конкретного объявления и не может быть изменен. В графические объявления, видеообъявления и креативы для медийных кампаний это предупреждение необходимо добавлять самостоятельно. Подробнее о предупреждениях.

Ваши объявления должны соответствовать законодательству тех стран, в которых вы хотите показывать рекламу. Россия:

Когда отправить документы

Документы можно предоставить в любой момент после отправки объявлений на модерацию. Если объявления были отклонены только из-за отсутствия необходимых документов, то после их получения все объявления будут перепроверены. Если проверка пройдет успешно, ваши объявления будут допущены к показам. Если потребуется дополнительная информация, мы свяжемся с вами.

Какие нужны документы

Копия лицензии, включая оборотную сторону и приложения с адресом и перечнем разрешенных видов медицинской деятельности. Адрес оказания медицинских услуг в лицензии должен совпадать с адресом, указанным в контактных данных и на сайте. Юридическое наименование в лицензии должно совпадать с юридическим наименованием на сайте».

На сайте infomed-express.ru размещено коммерческое обозначение «Медресурс», логотип которого отличен от логотипа ООО «Медресурс», осуществляющей медицинскую деятельность по указанному адресу на основании лицензии № ЛО-48-01-001700 от 27.10.2017 г., знак охраны авторских прав «2013-2016 ООО «Медресурс», а также размещена неустановленная лицензия (элементы с низким разрешением, увеличению или открытию не поддаются). Указание на сайте информации о том, что медицинская деятельность осуществляется от имени и по лицензии, выданной иной медицинской организации, не может являться надлежащим подтверждением этого факта. ООО «Яндекс» имело возможность при прохождении рекламой модерации запросить у рекламодателя сведения, подтверждающие факт оказания медицинских услуг по указанному адресу на основании лицензии ООО «Медресурс», однако не сделало этого, тем самым допустив нарушение пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе.

ООО «Яндекс» не представило каких-либо доказательств технической ошибки, в результате которой рекламное объявление было размещено в сервисе «Яндекс.Директ».

На основании изложенного, реклама медицинских услуг следующего содержания: «Выведение человека из алкоголя. От 3000 р. Звоните! infomed-express.ru. Выведение человека из алкоголя. От 3000 р. Звоните! Реклама. От 3000 р. Выезд круглосуточно. Анонимный вывод из запоя. Качественно. Опытные врачи. Цены на лечение. Реабилитация. Подробнее. Выезд за 30 мин. Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом», распространяемая в поисковой системе Яндекс без соответствующей лицензии на оказание медицинских услуг, не соответствует требованиям п. 20 ч. 3, части 7 статьи 5, пункту 7 статьи 7 Закона о рекламе и, в силу пункта 4 статьи 3 названного Закона, является ненадлежащей рекламой.

Учитывая, что рассматриваемая реклама на момент вынесения решения не распространяется, Комиссией принято решение не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу медицинских услуг (вывод из запоя, услуги психиатра-нарколога) «Выведение человека из алкоголя. От 3000 р. Звоните! infomed-express.ru. Выведение человека из алкоголя. От 3000 р. Звоните! Реклама. От 3000 р. Выезд круглосуточно. Анонимный вывод из запоя. Качественно. Опытные врачи. Цены на лечение. Реабилитация. Подробнее. Выезд за 30 мин. Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом», распространяемую в поисковой системе Яндекс через сервис Яндекс.Директ, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 20 ч. 3, ч. 7 ст. 5, п. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», рекламодателем которой является <...> (паспорт <...>; адрес: <...>), рекламораспространителем которой является ООО «Яндекс» (ИНН: 7736207543; ОГРН: 1027700229193; адрес: 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16).

2. Не выдавать <...> (паспорт <...>) и ООО «Яндекс» (ИНН: 7736207543; ОГРН: 1027700229193; адрес: 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16) предписание об устранении нарушения Закона о рекламе.

3. Передать материалы дела для решения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение рекламного законодательства Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии __________________ <...>

 

Члены Комиссии __________________ <...>

 

__________________ <...>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

Исп.<...>

тел.8(4742) <...>

 

 

2022-1612

 

 

Связанные организации

ООО "Яндекс"
ИНН 7736207543, ОГРН 1027700229193