Решение б/н РЕШЕНИЕ № 048/07/3-476/2020 от 1 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 048/07/3-476/2020

 

«01» июня 2020 года                                                                               г. Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена 01.06.2020.

Решение в полном объеме изготовлено 03.06.2020.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной статьёй 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее – Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России),

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя АО «Липецкая городская энергетическая компания» - (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «КФ «Центр Аналитик» на действия АО «Липецкая городская энергетическая компания» при проведении простой закупки в электронной форме (1-56-ПЗ/2020) оказание услуг по оценке рыночной стоимости комплексов движимого и недвижимого имущества территориально сетевых компаний (извещение № 32009125854) (далее-  закупка),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Липецкое УФАС России поступила жалоба ООО «КФ «Центр Аналитик» (далее – заявитель) на действия АО «Липецкая городская энергетическая компания» (далее – заказчик) при проведении закупки.

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению.

Заседание Комиссии проведено дистанционно посредством видеоконференцсвязи.

ООО «КФ «Центр Аналитик» на направило своих представителей для участия в заседании Комиссии, ходатайство об участии в заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи не поступило.

На заседании комиссии велась аудиозапись.

В жалобе заявителя указано, что в п.п. «д» и «е» п. 2.5 документации установлены требования к участникам, которые на этапе допуска к участию в закупке являются незаконными, ограничивающими конкуренцию и не влияют на возможность исполнения договора, а также  не могут являться основанием для отказа в допуске к участию в закупке.

Представитель заказчика не согласен с жалобой и пояснил, что требования к участникам закупки установлены ко всем участникам, исходя из характера закупаемой услуги и в целях исключения риска неисполнения договора на основании требований Положения о закупках заказчика. При этом заявитель был согласен со всеми условиями документации о закупке, им была подана заявка на участие в закупке.

Рассмотрев представленные документы, заслушав мнение представителя заказчика, Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках носит императивный характер и содержит исчерпывающий перечень оснований для обжалования действий (бездействий) заказчика в антимонопольный орган.

Частью 13 статьи 3 Закона о закупках установлено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Относительно довода жалобы об ограничении конкуренции Комиссия Липецкого УФАС России полагает необходимым отметить следующее.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Таким образом, организационные и правовые основы защиты конкуренции регулируются названным выше Законом.

В случае поступления в антимонопольный орган заявлений и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях каких-либо субъектов, антимонопольный орган может признать нарушения обозначенного законодательства исключительно на основании решения, принятого комиссией по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Порядок рассмотрения заявлений, поданных в антимонопольный орган о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства установлен главой 9 Закона о защите конкуренции.

Следовательно, в рамках рассмотрения обозначенной жалобы Комиссия Липецкого УФАС России, осуществляющая свои полномочия в рамках норм Закона о закупках, не вправе давать оценку указанным действиям заказчика на предмет наличия нарушений Закона о защите конкуренции.

Советом директором заказчика утверждено Положение  о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд Акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания"  (далее –Положение о закупках).

На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru заказчиком размещены извещение о проведении закупки и документация.

Частью 1 ст. 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Часть 6 данной статьи устанавливает, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу требований Положения о закупках, при проведении закупки устанавливаются требования к участникам закупки в части правоспособности, квалификации, репутации участников закупки и дополнительные требования к участникам закупки. Требования к участникам закупки устанавливаются в соответствии со спецификой закупаемых товаров, работ, услуг.

3аказчиком могут устанавливаться следующие обязательные квалификационные требования к участнику закупки:

а) соответствие необходимому квалификационному минимуму, указанному в документации (извещении) о закупке, включая наличие квалифицированного персонала, производственных мощностей, технологий и т.п.;

б) соответствие требованиям, являющихся объектом закупки, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги.

Частью 10 ст. 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к участникам такой закупки; требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В п. 2.5 документации установлены дополнительные требования к участникам закупки, в числе которых:

- входить в рейтинг ТОП-20 крупнейших оценочных организаций https://raex-a.ru/rankingtable/appraising/2018/tab03 или групп https://raex-a.ru/rankingtable/appraising/2018/tab04 по версии Эксперт РА (подпункт «д»);

- обладать опытом оценки комплекса движимого и недвижимого имущества территориально сетевых организаций (активов, выполняющих функцию по передаче и распределению электрической энергии), рыночная стоимость которого составляет не менее 500,00 млн. рублей (подпункт «е»).

Комиссией установлено, что указанные требования к участникам установлены на основании Положения о закупках в отношении всех участников закупки без какого-либо исключения.

С учетом изложенного применение рассматриваемых требований предусмотрено ч. 6 ст. 3 Закона о закупках.

При этом необходимо отметить, что согласно требованиям к составу заявки, содержащимся в разделе 4 документации, в заявке на участие в закупке должны содержаться:

- выгрузка с официального сайта Эксперт РА/RAEX (РАЭКС Аналитика»), оформленная в справку;

- документы, подтверждающие опыт, согласно которому однозначно можно отнести объекты оценки к категории электросетевые (ВЛ, КЛ и пр.), являющимися комплексом имущества территориально сетевой организации, рыночная стоимость которого составляет не менее 500,00 млн. рублей.

Данные требования к составу заявки также являются обязательными для всех участников без исключения.

В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного 16.05.2018 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

На основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Между тем Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному в пункте 3 части 1 статьи 3 названного Закона и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Дополнительные требования к участникам закупки, свидетельствующие об опыте работы на рынке, направленные на потенциальную предсказуемость надлежащей выполнимости закупки, не нарушают принцип равенства, установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, поскольку в равном степени применимы ко всем участникам закупки.

В рассматриваемом случае заявителем подана заявка на участие в закупке. В своей  заявке заявитель  выражает свое согласие на участие в процедуре закупки, проводимой в форме простой закупки в электронной форме, и декларирует, что является лицом, соответствующим требованиям, предъявленным заказчиком в документации и действующим законодательством к участникам настоящей процедуры закупки.

Таким образом, заявитель, ознакомившись в закупочной документацией, принял решение об участии в закупке на условиях, установленных заказчиком, в числе которых рассматриваемые требования к участникам.

Следовательно, права или законные интересы заявителя, подавшего заявку на участие в закупке, оспариваемыми требованиями к участникам закупки не нарушены.

Вместе с тем, предусмотренные документацией документы и сведения, подтверждающие соответствие заявителя требованиям, установленным к участникам в п.п. «д» и «е» п. 2.5 документации, заявителем в составе заявки предоставлены не были.

Порядок допуска к участию в закупке определяется заказчиком самостоятельно и содержится в п. 12.2.2 документации. Так, претенденту отказывается в допуске к участию в закупке в случаях:

а) непредставления оригиналов и/или копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено документацией, либо наличия в таких документах недостоверных (или противоречащих) сведений о претенденте или о товарах, о работах, об услугах, в отношении которых проводится процедура простой закупки в электронной форме;

б) несоответствия претендента требованиям к участникам, установленным настоящей документацией;

в) несоответствия заявки на участие в закупке требованиям в заявкам или к предложениям претендентов, установленным документацией, в том числе в случае превышения предложения претендента по размеру начальной максимальной цены, установленной извещением и документацией.

Согласно протоколу от 15.05.2020 заявителю отказано в допуске к участию в закупке на основании п.п. «б» п. 12.2.2 документации.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, Комиссия не усматривает нарушений Закона о закупках и Положения о закупках  в действиях заказчика.

Руководствуясь ст. 3 Закона о закупках, ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Липецкого УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «КФ «Центр Аналитик» на действия АО «Липецкая городская энергетическая компания» при проведении простой закупки в электронной форме (1-56-ПЗ/2020) оказание услуг по оценке рыночной стоимости комплексов движимого и недвижимого имущества территориально сетевых компаний (извещение № 32009125854) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Липецкой области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны