Решение №6364-04 Р Е Ш Е Н И Е от 21 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

21 августа 2019 года                                                                                         г. Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена: 13 августа 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено: 21 августа 2019 года

   

         Комиссия Управления Федеральной Антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе

председатель комиссии:

заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках <…>,

члены комиссии:                 

главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции <…>,

государственный инспектор отдела защиты конкуренции <…>,

рассмотрев дело № 048/05/18-519/2019 по признакам нарушения ч. 1, 3 ст. 18  Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» публичным акционерным обществом «Московская городская телефонная сеть» (119017, Москва, ул. Б. Ордынка, д. 25, стр. 1, ИНН 7710016640, ОГРН 1027739285265) (далее - ПАО «МГТС»),

 

в отсутствие:

лиц, участвующих в деле,

 

У С Т А Н О В И Л А:

В Липецкое УФАС России, из Федеральной антимонопольной службы, поступило обращение гр-на <…>, о том, что 22.06.2019 г. в 18:34 гражданин он в ПАО «МГТС» по средством телефонного звонка на номер <...> -06-36 с целью получения справочной информации и во время пауз в разговоре с оператором автоматически распространялась информация рекламного характера, следующего содержания: «Подарите Вашим родным и близким 500 минут бесплатных разговоров, 500 СМС, 5 Гб интернет-трафика. Тарифный план «Смарт для своих». Подключите дополнительную сим-карту к своему тарифу «Смарт» всего за 250 рублей. Подробности уточняйте у специалиста контактного центра».

На основании п.6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, согласно которому Федеральная антимонопольная служба вправе поручить своему территориальному органу возбудить и (или) рассмотреть возбужденное дело по ходатайству своего территориального органа или по собственной инициативе независимо от места нахождения (места жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, или места распространения рекламы, а также письмами Федеральной антимонопольной службы от 14.01.2014 АД/401/14, от 29.01.2014 АК/2883/14, разъясняющими порядок работы с заявлениями граждан о нежелательной СМС-рассылке,  также согласно письму ФАС России от 04 июня 2013 г. № АК/21587/13 «О порядке применения части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе», Липецкое УФАС России рассмотрело заявление гр. <…>.

Данный способ распространения рекламной информации содержит признаки нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе).

Статья 1 Закона о рекламе в числе целей данного Федерального закона устанавливает, в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

п. 3 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Информация, передаваемая посредством использования сетей электросвязи, является индивидуализированной по способу распространения, так как направляется определенным абонентам.

Между тем, такая персонализация, а равно более широкое толкование понятия рекламы прямо следует в рассматриваемом случае из диспозиции части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

В тексте такой рекламы отсутствуют персональные данные лица, на восприятие которого направлена распространенная информация. Текст такой рекламы не содержит в себе указания на конкретного адресата, в связи, с чем реклама не имеет ограничений по распространению исходя из ее содержания.

Исходя из содержания разговора заявителя с сотрудником контактного центра ПАО «МГТС», рассматриваемая информация включается для каждого потребителя в случае возникновения пауз в телефонном разговоре.

Кроме того, телефонный номер <...> -06-36 указан в качестве единого контактного центра на официальном интернет-сайте ПАО «МГТС» https://mgts.ru.

Следовательно, поскольку информация о номере контактного центра 8495636-06-36 является открытой, то указанный телефонный номер предназначен не только для сообщения какой-либо информации лишь абонентам ПАО «МГТС».

Следует отметить, что <…> не является абонентом ПАО «МГТС».

Таким образом, информация, распространенная 22.06.2019 г. гражданину <…>, следующего содержания: «Подарите Вашим родным и близким 500 минут бесплатных разговоров, 500 СМС, 5 Гб интернет-трафика. Тарифный план «Смарт для своих». Подключите дополнительную сим-карту к своему тарифу «Смарт» всего за 250 рублей. Подробности уточняйте у специалиста контактного центра», является рекламой.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

При справочном телефонном обслуживании (как платном, так и бесплатном), в том числе, осуществляемом посредством подвижной радиотелефонной связи, реклама может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом (часть 3 статьи 18 Закона о рекламе).

Согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

В ходе телефонного разговора с сотрудником контактного центра ПАО «МГТС» заявитель неоднократно утверждает, что согласия на получение рекламы он не давал.

Кроме того, указанная реклама распространялась до получения заявителем всей интересующей его информации.

Таким образом, реклама, распространенная 22.06.2019 г. гражданину <…>, следующего содержания: «Подарите Вашим родным и близким 500 минут бесплатных разговоров, 500 СМС, 5 Гб интернет-трафика. Тарифный план «Смарт для своих». Подключите дополнительную сим-карту к своему тарифу «Смарт» всего за 250 рублей. Подробности уточняйте у специалиста контактного центра» содержит признаки нарушения ч. 1, 3 ст. 18 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

Телефонный номер 8495636-06-36 является единым контактным центром ПАО «МГТС».

Кроме того, указанный телефонный номер <...> согласно выписке из реестра российской системы и плана нумерации, зарегистрирован за ПАО «МГТС».

Таким образом, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ПАО «МГТС».

Согласно пояснениям общества рассматриваемая реклама распространялась на основании Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 г. № 1342 (далее - Правила № 1342) и Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575 (далее - Правила № 575).

На основании вышеизложенного, Липецким УФАС России было возбуждено дело № 048/05/18-519/2019.

В ходе рассмотрения дела, ПАО «МГТС» поддержала свою позицию, изложенную ранее, и ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества.

В соответствии с пунктом 12 Правил № 1342 оператор связи предоставляет бесплатно и круглосуточно следующие информационно-справочные услуги:

а) предоставление справочной информации о тарифах на услуги телефонной связи, о состоянии лицевого счета абонента, в том числе о задолженности по оплате услуг телефонной связи;

б) предоставление информации о зоне обслуживания своей сети связи;

в) прием информации о технической неисправности, препятствующей пользованию услугами телефонной связи.

Согласно пункту 11 Правил № 575 оператор связи оказывает бесплатно и круглосуточно следующие информационно-справочные услуги:

а) предоставление информации об оказываемых телематических услугах связи;

б) предоставление информации о тарифах (тарифных планах) для оплаты телематических услуг связи, о территории оказания телематических услуг связи (зоне обслуживания);

в) предоставление абоненту информации о состоянии его лицевого счета;

г) прием от абонента и (или) пользователя информации о технических неисправностях, препятствующих пользованию телематическими услугами связи;

д) предоставление информации о настройках абонентского терминала и (или) пользовательского (оконечного) оборудования для пользования телематическими услугами связи.

При этом заявителя интересовала информация о процессе расторжения договора с обществом, а не о тарифных планах, предлагаемых обществом.

Кроме того, реклама о тарифном плане «Сматрт для двоих» была представлена заявителю до получения им справочно-информационной услуги по его вопросу.

Поскольку посредством сетей электросвязи может направляться не только реклама, но и иные виды информации, к рекламе не относится информация направляемая оператором сотовой связи своим абонентам, содержащая сведения о порядке исполнения или изменения условий исполнения обязательств по предоставлению «базовых» услуг в рамках условий и предмета заключенного договора (например информация об изменении стоимости услуг, предоставляемых в рамках выбранного абонентом тарифного плана; о нахождении абонента в роуменге ( в том числе о пересечении абонентом границы и возможном изменении в порядке списания денежных средтсв); об изменении порядка оплаты данных услуг по выбору абонента, не связанного с подключением дополнительных услуг за дополнительную плату.

Так факт доведения рекламы о тарифном плане «Смарт для двоих» до потенциальных потребителей, в том числе и не являющихся абонентами ПАО «МГТС», свидетельствует о цели общества, именно, к привлечению внимая к своим услугам (а именно: к тарифному плану «Смарт для двоих»).

При этом в материалах дела отсутствует информация о прекращении распространения рассматриваемой рекламы без предварительного согласия абонента.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную 22.06.2019 г., во время паузы в разговоре с представителем контактного центра «ПАО «МГТС», следующего содержания: «Подарите Вашим родным и близким 500 минут бесплатных разговоров, 500 СМС, 5 Гб интернет-трафика. Тарифный план «Смарт для своих». Подключите дополнительную сим-карту к своему тарифу «Смарт» всего за 250 рублей. Подробности уточняйте у специалиста контактного центра», без согласия абонента, рекламораспространителем которой является публичное акционерное общество «Московская городская телефонная сеть» (119017, Москва, ул. Б. Ордынка, д. 25, стр. 1, ИНН 7710016640, ОГРН 1027739285265), т.к. нарушены ч. 1, ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

         2. Выдать ПАО «МГТС» предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.

         3. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение рекламного законодательства Российской Федерации.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 048/05/18-519/2019

о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе

 

21 августа 2019 года                                                                                              г. Липецк     

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<…> заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках,

Члены комиссии:

<…> главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции,

<…> государственный инспектор отдела защиты конкуренции,

на основании своего решения от 21.08.2019 г. по делу № 048/05/18-519/2019 о признании ненадлежащей рекламы публичного акционерного общества «Московская городская телефонная сеть» (119017, Москва, ул. Б. Ордынка, д. 25, стр. 1, ИНН 7710016640, ОГРН 1027739285265), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

Публичному акционерному обществу «Московская городская телефонная сеть» (119017, Москва, ул. Б. Ордынка, д. 25, стр. 1, ИНН 7710016640, ОГРН 1027739285265) в течение пятнадцати дней с момента получения предписания прекратить нарушение ч. 1, 3 ст. 18 Федерального закона от 13 марта 2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», путем прекращения распространения рекламы, следующего содержания: «Подарите Вашим родным и близким 500 минут бесплатных разговоров, 500 СМС, 5 Гб интернет-трафика. Тарифный план «Смарт для своих». Подключите дополнительную сим-карту к своему тарифу «Смарт» всего за 250 рублей. Подробности уточняйте у специалиста контактного центра» во время перерывах в телефонных разговорах с представителями контактного центра ПАО «МГТС»

О выполнении настоящего предписания письменно сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Предписание может быть обжаловано в арбитражном суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны