Определение №2881-04 Определение о прекращении № 048/05/28-68/2022 от 21 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ООО МКК «Русские Финансы Микрозаймы»

ул. Салтыкова-Щедрина, д.4, оф. 27,

г. Орел, 302000

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 апреля 2022 года г. Липецк

Резолютивная часть решения объявлена: 12 апреля 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено: 21 апреля 2022 года

Комиссия Управления Федеральной Антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе председатель комиссии:

<...> заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции,

Члены комиссии:

<...> ведущий специалист-эксперт отдела защиты конкуренции,

<...> государственный инспектор отдела защиты конкуренции,

рассмотрев дело № 048/05/28-68/2022 по признакам нарушения части 3.2 статьи 19 ФЗ Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе» в отношении ООО «МКК «Русские Финансы Микрозаймы» (ИНН 5753061690, ОГРН 1155749002090, г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, д.4, оф.27), в присутствии:

лица участвующего в деле – <...> (доверенность №20 от 05.01.2022).

УСТАНОВИЛА:

Специалистами Липецкого УФАС России установлено, что в 16.12.2021 года в городе Грязи, по адресу: Липецкая область, г. Грязи, ул. Революция, д. 17, распространяется реклама на фасаде Торгового центра «Родина» следующего содержания: «Микрозаймы Русские Финансы Наши Длинные займы Значительно снизят Вашу финансовую НАГРУЗКУ 5 минут Сравните переплату 8 (962) 3517540».

Согласно информации указанной в офисе организации, оказывающей рекламирующие указанные финансовые, предоставление займов осуществляет ООО «МКК «Русские Финансы Микрозаймы» (ИНН 5753061690, ОГРН 1155749002090).

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

П. 3 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространение наружным способом, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к оказываемым услугам – микрозаймы.

В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов представляет собой деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Кроме того, статьей 4 Закона о потребительском кредите установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

При этом порядок деятельности некредитных финансовых организаций установлен Федеральными законами «О ломбардах», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О сельскохозяйственной кооперации».

Согласно Выписке из ЕГРЮЛ ООО «МКК «Русские Финансы Микрозаймы» осуществляет деятельность по предоставлению займов и прочих видов кредитов (64.92).

Статья 28 Закона о рекламе устанавливает требования к рекламе финансовых услуг.

В соответствии с п. 2 ч. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с п. 6 ч. 4 ФЗ «О защите конкуренции», финансовая организация – хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, – кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

ООО «МКК «Русские Финансы Микрозаймы», являющаяся микрокредитной организацией, как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в силу пункта 6 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» является финансовой организацией оказывающей финансовые услуги микрозаймы.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, должно содержать его фирменное наименование и указание на его организационно-правовую форму.

Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности

Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Ввиду факта определения в рекламе объекта рекламирования в виде финансовой услуги, необходимо указание наименования лица, осуществляющего данную деятельность.

В рассматриваемой рекламе отсутствует информация о наименовании лица, оказывающего соответствующие финансовые услуги.

Таким образом, у потребителей рекламы отсутствует возможность ознакомиться с информацией о лице, оказывающего услуги по предоставлению рекламируемого кредита, что является нарушением ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Следует отметить, что анализ положений Закона о рекламе показывает системную связь положений статьи 28 Закона о рекламе с положениями статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных ст.5, 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

п. 5 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Таким образом, рекламодателем указанной рекламы является ООО «МКК «Русские Финансы Микрозаймы» (ИНН 5753061690, ОГРН 1155749002090).

На основании вышеизложенного, реклама ООО «МКК «Русские Финансы Микрозаймы», распространяемая 16.12.2021 в г. Грязи Липецкой области содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5, ч.1 ст. 28 Закона о рекламе.

Рассмотрение дела назначено на 17.02.2022 года.

На рассмотрение дела представитель общества <...> путем видео-конференц связи.

К рассмотрению Общество представило письменные в которых указывало следующую позицию по делу.

Согласно указанным в материалах дела обстоятельствам и фот-материалам, выявленной рекламы не возможно установить изготовлены ли указанные рекламные материалы по заказу ООО МКК «РФМ» или иными лицами на типографии или печатных устройствах для незаконного распространения, с целью негативного создания имиджа организации и подрыва деловой репутации

Комиссий было принято решение об отложении рассмотрения дела на 15 марта

Срок рассмотрения продлен до 27.04.2022 года.

Комиссией принято решение об отложении рассмотрения дела на 04 апреля 2022 года.

К рассмотрению Общество представило письменные пояснения согласно которым еще раз поддерживает свою позицию о том, что из представленных материалов не возможно установить лицо, разместившее спорную рекламу.

И Общество отрицает свою причастность к размещению указанной в деле рекламы.

На указанную дату, в связи с отсутствием кворума рассмотрение дела отложено на 12.04.2022 года.

На рассмотрении комиссия оценив все имеющиеся в деле доказательства и письменные пояснения пришла к следующему выводу.

Рассматриваемая реклама размещена на внешней стене здания ТЦ, при этом на рекламной конструкции отсутствуют данные о рекламодателе и рекламораспространителе спорной рекламы.

Свою причастность ООО «МКК «Русские Финансы Микрозаймы» отрицает.

Иными данными антимонопольное управление так же не располагает.

Антимонопольным органом предприняты все возможные действия для целей установления лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения Закона о рекламе, однако выявлена невозможность его установления.

Согласно пп. «е» п. 40 Постановления Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» рассмотрение дела подлежит прекращению антимонопольным органом в случае невозможности установления лица, нарушившего законодательство Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь пп. «е» пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, Комиссия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Прекратить производство по делу № 048/05/28-68/2022, возбужденное в отношении ООО «МКК «Русские Финансы Микрозаймы» (ИНН 5753061690, ОГРН 1155749002090).

Председатель Комиссии

<...>

Члены Комиссии

<...>

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны