Решение №048/06/105-1161/2021 РЕШЕНИЕ №048/06/105-1161/2021 «25» августа 2021 года ... от 25 августа 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ №048/06/105-1161/2021

«25» августа 2021 года                                                                        г. Липецк

Резолютивная часть решения оглашена 25.08.2021.

Решение в полном объеме изготовлено 30.08.2021.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее – Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)

в присутствии представителей:

- заказчика: ОКУ "Дорожное агентство Липецкой области" –,

- заявителя: ООО «Телеком-Плюс» -,

- ООО «Автомобильность» –, посредством видеоконференцсвязи,

рассмотрев жалобу ООО «Телеком-Плюс» на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по устройству специальных технических средств работающих в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением на участках автомобильных дорог общего пользования Липецкой области (реестровый номер 0846500000321000052) (далее- электронный аукцион),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Липецкого УФАС России 19.08.2021 поступила жалоба ООО «Телеком-Плюс» на положения документации об электронном аукционе.

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе «жалобы».

Заявитель, уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направил.

На заседании комиссии велась аудиозапись.

  Как следует из доводов жалобы заявителя, аукционная документация содержит следующие нарушения Закона о контрактной системе:

1. Заказчиком в документации установлены противоречивые и неисполнимые сроки выполнения работ,

2. Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в закупке,

3. Заказчиком, в нарушение требований ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе, не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства №99,

4. Заказчиком, неправомерно не установлены требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемых организациях и в нарушение требований ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в один лот объединены проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы,

5. Установленные заказчиком в описании объекта закупки требования ограничивают количество участников закупки.

Представители заказчика, заинтересованного лица не согласны с жалобой заявителя, представили письменные возражения.

 

Относительно довода жалобы о наличии признаков нарушения ст.17 Закона о защите конкуренции, Комиссия Липецкого УФАС России полагает необходимым отметить следующее.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Таким образом, организационные и правовые основы защиты конкуренции регулируются названным выше Законом.

В случае поступления в антимонопольный орган заявлений и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях каких-либо субъектов, антимонопольный орган может признать нарушения обозначенного законодательства исключительно на основании решения, принятого комиссией по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Порядок рассмотрения заявлений, поданных в антимонопольный орган о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства установлен главой 9 Закона о защите конкуренции.

Следовательно, в рамках рассмотрения обозначенной жалобы Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области, осуществляющая свои полномочия в рамках норм Закона о контрактной системе, не вправе давать оценку указанным действиям заказчика на предмет наличия нарушений Закона о защите конкуренции.

 

Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе и на основании Приказа Липецкого УФАС России от 20.08.2021 №504, Комиссия установила следующее.

Документация об электронном аукционе на выполнение работ по устройству специальных технических средств работающих в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением на участках автомобильных дорог общего пользования Липецкой области (реестровый номер 0846500000321000052) и извещение размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта – 166 990 000,00 рублей.

Дата и время начала срока подачи заявок - 11.08.2021 16:38,

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 20.08.2021 08:00,

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 23.08.2021,

Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 24.08.2021 10:11.

 

Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчиком в документации установлены противоречивые и неисполнимые сроки выполнения работ, Комиссия Липецкого УФАС России считает его необоснованным, ввиду следующего.

Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее информацию о сроках завершения работы. 

При этом, согласно ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

Кроме того, в соответствии с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно п.1.3 проекта контракта, срок выполнения работ: начало - не позднее 5 календарных дней, с даты заключения Государственного контракта; окончание – 110 календарных дней с момента заключения настоящего контракта.

При этом, как выявлено, сроки для выполнения промежуточных этапов работ в контракте не установлены.

Между тем, согласно пункта 3.1.4. проекта контракта, не позднее 5 дней начиная со дня, следующего за днем заключения контракта приступить непосредственно к выполнению работ по Контракту.

При этом, перечень подлежащих выполнению работ установлен в техническом задании аукционной документации.

          Так, согласно п.5.1.1 технического задания выполнение установки предполагает:

- Разработку рабочей документации на установку ТСАФ, устройство линий электроснабжения, обеспечение каналов связи и настройку оборудования;

- Согласование рабочей документации с владельцем автодорог, зданий(сооружений) (на которых предполагается установка ТСАФ), ресурсоснабжающими организациями и иными организация (Учреждениями), согласования которых необходимы для выполнения работ и дальнейшей эксплуатации Оборудования;

- Монтаж ТСАФ;

- Устройство линий электроснабжения;

- Подключение к каналам связи операторов связи для передачи данных;

- Настройку и пуско-наладку оборудования.

А п.5.2 технического задания устанавливает перечень работ, которые необходимо выполнить исполнителю контракта до начала монтажных работ.

Так, в соответствии с п.5.2.2  технического задания  исполнителю до начала монтажных работ необходимо, в числе прочего, выполнить разработку рабочей документации.

А в силу п.5.4 технического задания порядок проведения работ, в числе прочего, включает:

  • Согласование рабочей документации с Заказчиком.

- Производство монтажных работ в соответствии с согласованной рабочей документацией и техническим условиям.

Более того, п.3.1.3. проекта контракта предусмотрено, что до начала производства работ разработать и представить на согласование Заказчику рабочую документацию.

Таким образом, рабочую документацию необходимо представить на согласование до начала монтажных работ.

При этом, как установлено и следует из пояснений представителей заказчика и заинтересованного лица, до момента предоставления на согласование рабочей документации исполнитель обязан провести ряд других работ, направленных на исполнение условий контракта. Пункт 3.1.4 подразумевает под собой начало работ согласно п.5.4 технического задания до момента согласования рабочей документации.

На основании вышеизложенного, по мнению Комиссии Липецкого УФАС России, документация не содержит противоречивых и неисполнимых сроков выполнения работ.

Доказательств обратного заявителем не представлено.

 

 

Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в закупке, Комиссия Липецкого УФАС России считает его обоснованным, ввиду следующего.

         Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

 А в соответствии с п.1 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

Вместе с тем, проведя анализ положений документации об электронном аукционе, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что п.п.1 п.3.2 документации содержит следующее требование: «Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, (для юридического лица), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника электронного аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника электронного аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона», не соответствующее требованиям п.1 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе и нарушающее п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

В тоже время, при принятии решения о выдаче предписания, Комиссия Липецкого УФАС России установила, что выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.            

 

Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчиком, в нарушение требований ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе, не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства №99, Комиссия Липецкого УФАС России считает его необоснованным, ввиду следующего.

Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В Постановлении Правительства РФ от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее – Постановление Правительства N 99) установлены дополнительные требования к участникам закупки.

Пунктом 1 Постановления Правительства N 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.

В пункте 2 (2) Приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 указано наименование товаров, работ, услуг, при оказании которых применяются дополнительные требования: "Выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей".

При этом, из довода жалобы следует, что заявитель, руководствуясь положениями п.5 ст.3 Федерального закона №257-ФЗ, считает специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения- сооружениями.

Между тем, согласно п.10.2 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГрК РФ), некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений)

Таким образом, вышеуказанными положениями ГрК РФ к некапитальным строениям, сооружениям относятся, в том числе, киоски, навесы и другие подобные строения, сооружения.

Вместе с тем, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по устройству специальных технических средств работающих в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением на участках автомобильных дорог общего пользования Липецкой области (код ОКПД 2 -33.20.39.900). При этом, специальные технические средства работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением относятся к коду ОКПД 2 -26.51.66.190 «Инструменты, приборы и машины для измерения или контроля прочие, не включенные в другие группировки» и не являются сооружениями в понимании ГрК РФ.

В связи с чем, не установление заказчиком дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства №99 не нарушает положения Закона о контрактной системе.

Доказательств обратного заявителем не представлено.

 

Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчиком неправомерно не установлены требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемых организациях, Комиссия Липецкого УФАС России считает его необоснованным, ввиду следующего.

        Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1частями 1.12 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

        При этом, в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

        Более того, согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

       А в соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

       Как установлено, п.18.1 документации об электронном аукционе содержит, в числе прочего, следующие единые требования к участникам закупки: «1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки на электронном аукционе, в том числе требованиям, установленным в Разделе. III Информационная карта электронного аукциона».

       При этом, указанным разделом Информационной карты электронного аукциона такое требование к участникам закупки заказчиком не установлено.

        Более того, в соответствии с п.19 документации об электронном аукционе перечень документов, которые должны быть представлены участником аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе-  не установлен.

       Вместе с тем, согласно п.13.4. проекта контракта, в случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено лицензирование вида деятельности, являющегося предметом Контракта, а также в случае, если законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом Контракта, установлено требование об их обязательном членстве в саморегулируемых организациях, Исполнитель обязан обеспечить наличие документов, подтверждающих его соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, в течение всего срока исполнения Контракта. Копии таких документов должны быть переданы Исполнителем Заказчику по его требованию.

         При этом, пунктом 5.2.2. технического задания предусмотрено следующее условие: «Выполнить разработку рабочей документации и провести инженерные изыскания (при необходимости) для установки Оборудования (для выполнения работ, требующих наличия лицензий, разрешений со стороны компетентных органов или членства в саморегулируемых организациях. Исполнителю или привлекаемому им соисполнителю необходимо иметь соответствующие документы. По запросу Заказчика Исполнитель обязан представить копию лицензий, разрешений, выписок из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказа Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86, подтверждающих членство Исполнителя или привлекаемого им соисполнителя в саморегулируемой организации, до начала производства соответствующих работ». 

       Таким образом, согласно вышеуказанных положений технического задания, исполнитель должен выполнить разработку рабочей документации и при необходимости провести инженерные изыскания для установки оборудования.

        При этом, обязательного требования о проведении инженерных изысканий для установки оборудования документация, об электронном аукционе не содержит.

        Согласно п.2.1 ст.48 ГрК РФ, рабочая документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, их частей. Рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации. Подготовка проектной документации и рабочей документации может осуществляться одновременно.

       При этом, как установлено, требование о необходимости подготовки проектной документации исполнителем, в рамках рассматриваемой закупки, заказчиком не предусмотрено.

       Между тем, п.4 ст.48 ГрК РФ, работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

При этом, Комиссия Липецкого УФАС России считает необходимым отметить, что действующее законодательство не содержит сведений о необходимости наличия свидетельства о допуске, выдаваемого саморегулируемой организацией в области проектирования, для разработки рабочей документации.

Доказательств обратного, заявителем не представлено.

В связи с чем, довод жалобы заявителя не нашел своего подтверждения.


         Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что установленные заказчиком в описании объекта закупки требования ограничивают количество участников закупки, Комиссия Липецкого УФАС России считает его необоснованным, ввиду следующего.

Из части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Также следует отметить, что в соответствии со ст.3 Закона о контрактной системе, закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиком основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:  наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Из анализа данной нормы Закона о контрактной системе следует, что она не предусматривает обоснования значимости для заказчика каждой характеристики товара.

Кроме того, в силу с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

А в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Таким образом, заказчику в рамках названного Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности в аппаратно-программном комплексе. А вышеуказанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика и равного доступа к участию в торгах.

 Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы объективно, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

 Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч.2 ст.437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Кроме того, также следует отметить, что заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.

Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.

Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе.

        Объектом рассматриваемого электронного аукциона является выполнение работ по устройству специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением на участках автомобильных дорог общего пользования Липецкой области.

Как было установлено Комиссией Липецкого УФАС России техническое задание (приложение №1 к проекту государственного контракта) содержит требования к техническим характеристикам товара, в виде таблицы.

При этом выявлено, что данные требования установлены заказником в виде максимальных и минимальных значений показателей, т.е. неконкретно.

        Так, оспариваемые заявителем позиции таблицы «Конкретные показатели товара» содержат, в том числе, следующие требования к показателям товара:

№ п/п

Наименование товара

Требования к показателям товара

 

Наименование показателя

Требуемые значения показателя (заполняется участником закупки)*

Обоснование

1

2

3

4

5

1

ТСАФ Тип 1 – 11 ед.

 

Информация о Комплексе ФВФ должна присутствовать в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, в сведениях об утвержденных типах средств измерений.

наличие

Для обеспечения возможности вынесения постановлений по делу об административных правонарушениях

Комплекс фото-видеофиксации должен иметь возможность измерения средней скорости при объединении в пару с приобретенными ранее Заказчиком Комплексами с возможностью получения соответствующего свидетельства о поверки

Возможность объединения с Комплексом аппаратно-программным «Вокорд-Трафик Р» (изготовитель ЗАО «Вокорд Телеком») и/или

Система видеофиксации нарушений правил дорожного движения «Автопатруль Универсал» (изготовитель – ООО «Основа Безопасности»).

Заказчиком ранее были приобретены Комплексы аппаратно-программные «Вокорд-Трафик Р» и Системы видеофиксации нарушений правил дорожного движения «Автопатруль Универсал», для обеспечения возможности определения средней скорости вновь приобретаемые Комплексы должны иметь возможность объединяться как минимум с одним из них в пару для измерения средней скорости с целью повышения эффективности работы, а также сбора статистической информации о дорожно-транспортной ситуации 

      Так, по мнению представителя заявителя, установленные заказчиком вышеуказанные требования к характеристикам закупаемого товара приводят к ограничению количества участников закупки.

      Вместе с тем, заказчиком на рассмотрение жалобы представлены письма от ЗАО «Вокорд Телеком» и ООО «Основа Безопасности», согласно которым, оспариваемым заявителем требованиям соответствуют два различных товара двух различных производителей: Комплексы аппаратно-программные «Вокорд-Трафик А» (производитель - ЗАО «Вокорд Телеком») и Системы видеофиксации нарушений правил дорожного движения «Автопатруль Универсал» (производитель - ООО «Основа Безопасности»).

      Доказательств обратного заявителем не представлено.

      В тоже время, как было установлено из имеющихся в материалах дела документов, а также согласно пояснений представителей заказчика, требования к закупаемому товару (в т.ч. по вышеуказанным позициям таблицы) установлены заказчиком в соответствии с потребностями его учреждения, обосновавшего на заседании Комиссии Липецкого УФАС России необходимость поставки данного товара с соответствующими характеристиками, которые отвечают его потребностям, направленные на эффективность закупки, а также сформулированные показатели характеризуют большую точность закупаемого прибора.

Также следует отметить, что Комиссией Липецкого УФАС России учтена правовая позиция, изложенная Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

 Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010г. №11017/10 по делу №А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Более того, необходимо отметить, Арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 28.07.2015 NФ01-2642/2015 по делу NА38-5844/2014 указал, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.

        Вместе с тем, в силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

        Таким образом, из смысла вышеприведенной нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

При этом, положения Закона о контрактной системе не запрещают заявителю представить документы и сведения, подтверждающие доводы жалобы, непосредственно на заседании Комиссии антимонопольного органа.

 Однако, заявителем на рассмотрение жалобы не представлено доказательств, подтверждающих доводы жалобы. Как и не представлено доказательств, свидетельствующих, что описание объекта закупки, а также установленные в аукционной документации требования к сроку выполнения работ, к участникам закупки нарушают требования Закона о контрактной системе и не позволили заявителю подать заявку на участие в рассматриваемой закупке.     

        Руководствуясь ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, административным  регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14), Комиссия Липецкого УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Телеком-Плюс» на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по устройству специальных технических средств работающих в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением на участках автомобильных дорог общего пользования Липецкой области (реестровый номер 0846500000321000052) обоснованной в части довода 2.

        2. В действиях заказчика установлено нарушение пункта 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

        3. Довод жалобы о нарушении заказчиком требований ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссией Липецкого УФАС России не рассматривался.

         4. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать, ввиду того, что данное нарушение не повлияло на результат закупки.

        Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны