Решение №048/05/5-211/2019 - от 19 июля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
19 июля 2019 года г. Липецк
Резолютивная часть решения объявлена 16 июля 2019 года.
Решение в полном объеме изготовлено 19 июля 2019 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель комиссии:
<…> заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции,
Члены комиссии:
<…> государственный инспектор отдела защиты конкуренции,
<…> государственный инспектор отдела защиты конкуренции,
рассмотрела дело № 048/05/5-211/2019 по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» обществом с ограниченной ответственностью «Первая Энергосберегающая Компания» (<…>) (далее - ООО «ПЭК»),
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛА:
В Липецкое УФАС России поступило обращение депутата Липецкого областного совета депутатов <…> (вх. № 68-з от 18.02.2019) о том, что к нему обратился гражданин с жалобой на распространение рекламных объявлений «Центральной службы учета ресурсов г. Липецк», а именно: о распространении рекламных объявлений в почтовых ящиках, в том числе по адресу: г. Липецк, <…>, следующего содержания: «Центральная служба учета ресурсов г. Липецк Справочный телефон: 8 (4742) 39-28-84 Унифицированная форма №РП-15.28.12.16/2РО-П Утверждена 28.12.2016 г. ПРРИМ 02-2019 Код подразделения 2РО-ПО Номер ВРФ 875253778 Период: ФЕВРАЛЬ Оператор: оператор 1 Дата: 11.02.2019 <таблица> ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ Напоминаем Вам, что согласно Федеральному закону от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также Постановлению Правительства РФ от 06.06.2011 № 354 индивидуальные приборы учета воды ДОЛЖНЫ ПРОЙТИ ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ МЕТРОЛОГИЧЕСКУЮ ПОВЕРКУ, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления.
Таким образом, во избежание начисления платы за потребление по общему нормативу, а также в целях соблюдения требований Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки приборов учета воды (в случае истечения межповерочного интервала) по телефону 8 (4742) 39-28-84. Работы по поверке будут проводиться с 11 февраля по 28 февраля 2019 года.
Обращаем Ваше внимание, что самостоятельный демонтаж, а так же несанкционированное вмешательство в работу приборов учета КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО!».
18.03.2019 г. в адрес Липецкого УФАС России поступило обращение гражданина <…> (вх. № 109-з от 18.03.2019) о распространении подобной информации за период март, дата: 11.03.2019 с периодом проведения работ 11 марта по 31 марта 2019 г.
Статья 1 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в числе целей данного Федерального закона устанавливает, в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
П. 2 ст. 3 Закона о рекламе говорит, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о рекламе товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, размещенная на листовках организации с наименованием «Центральная служба учета ресурсов г. Липецк» в силу ст. 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц, распространяется среди неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания, формирование интереса потребителей такой информации к услугам по метрологической поверке приборов учета воды, предоставляемым данной компанией, а также продвижение этих услуг на рынке.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Реклама услуг по метрологической поверке приборов учета воды оформлена в виде листовок по форме схожих с бланками – извещениями (извещениями – счетами), выставляемыми ресурсоснабжающими организациями за оказание коммунальных услуг (изображение штрих-кода, размер листовки, расположение рекламного текста, ссылка на нормативные документы) и обращена к собственникам жилых помещений (плательщикам за коммунальные услуги). Однако в этой рекламе отсутствует указание на организационно-правовую форму организации, оказывающей такие услуги.
Таким образом, сходство рекламных листовок с извещениями ресурсоснабжающих организаций и отсутствие указания на организационно-правовую форму организации, оказывающей услуги по метрологической поверке приборов учета воды, искажает смысл рекламной информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы (собственников жилых помещений) относительно объекта рекламирования путем формирования обязанности поверки приборов учета воды только у организации с наименованием «Центральная служба учета ресурсов г. Липецк».
Однако установлено, что указанный в рекламе абонентский номер <…> с 18.07.2018 г. зарегистрирован за обществом с ограниченной ответственностью «Первая Энергосберегающая Компания» (<…>) (далее - ООО «ПЭК»).
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела в адрес Липецкого УФАС России поступили документы от ООО «ПЭК» (вх. № 4373 от 27.06.2019 г.). Общество поясняет, что не ведет деятельность, связанную с установкой или проверкой индивидуальных приборов учета воды, а оказывает услуги по обработке телефонных звонков заказчиков. Номер <…>, указанный в распространяемых листовках, выделен ООО «ПЭК» индивидуальному предпринимателю <…> (<…>) (далее – ИП <…>) по договору на оказание услуг центра обработки вызовов от <…> (приложение № 4) (далее – договор).
В п. 1.1 договора исполнитель (ООО «ПЭК») обязуется по поручению заказчика (ИП <…>) оказать, а ИП <…> обязуется оплатить услуги Центра обработки вызовов (call-центра), а именно следующие услуги: обработку телефонных вызовов, телефонные опросы, актуализация данных, телефонные презентации товаров и услуг заказчика, ввод данных, аппаратно-программное и прочее техническое обеспечение указанной деятельности, а также передачу ИП <…> результаты обработки вызова.
В п. 4.4 указано, что в соответствии с действующим законодательством ИП <…> несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе и защите информации.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, рекламодателем указанной рекламы является ИП <…>.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных, в частности частью 7 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель, которым, в силу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе, является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, то есть ИП <…>.
В соответствии с указанными выше фактами, реклама ИП <…> содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе, т.к. в рекламе отсутствует указание на организационно-правовую форму организации, оказывающей услуги по метрологической поверке приборов учета воды, что искажает смысл рекламной информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы (собственников жилых помещений) относительно объекта рекламирования путем формирования обязанности поверки приборов учета воды только у организации с наименованием «Центральная служба учета ресурсов г. Липецк».
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
- Признать ненадлежащей рекламу, следующего содержания: «Центральная служба учета ресурсов г. Липецк Справочный телефон: 8 (4742) 39-28-84 Унифицированная форма №РП-15.28.12.16/2РО-П Утверждена 28.12.2016 г. ПРРИМ 02-2019 Код подразделения 2РО-ПО Номер ВРФ 875253778 Период: ФЕВРАЛЬ Оператор: оператор 1 Дата: 11.02.2019 <таблица> ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ Напоминаем Вам, что согласно Федеральному закону от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также Постановлению Правительства РФ от 06.06.2011 № 354 индивидуальные приборы учета воды ДОЛЖНЫ ПРОЙТИ ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ МЕТРОЛОГИЧЕСКУЮ ПОВЕРКУ, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления. Таким образом, во избежание начисления платы за потребление по общему нормативу, а также в целях соблюдения требований Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки приборов учета воды (в случае истечения межповерочного интервала) по телефону 8 (4742) 39-28-84. Работы по поверке будут проводиться с 11 февраля по 28 февраля 2019 года. Обращаем Ваше внимание, что самостоятельный демонтаж, а так же несанкционированное вмешательство в работу приборов учета КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО!», рекламодателем которой является ИП <…>, т.к. нарушена часть ч. 7 ст. 5 статьи ФЗ «О рекламе».
- Выдать ИП <…> предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.
- Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение рекламного законодательства.