Определение №048/01/10-148/2021 Определение от 11 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Генеральному директору

ПАО «МРСК Центра»

ул. 2-я Ямская, д. 4, г. Москва, 127018

posta@mrsk-1.ru

                                                                         

Заместителю генерального директора - директору филиала

ПАО «МРСК Центра» - Липецкэнерго»

ул. 50 лет НЛМК, д.33, г. Липецк, 398024    

lipetskenergo@mrsk-1.ru;                       infofas@rosseti.ru

 

Генеральному директору

АО «Липецк-Лада»

ул. Московская, 36, г. Липецк, 398042

info@lada.lipetsk.ru

 

 

 

 

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о назначении дела № 048/01/10-148/2021 о нарушении антимонопольного

законодательства к рассмотрению

 

 

 «__» марта 2021                                                                                       г. Липецк

 

 

Председатель Комиссии Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия)

 

установил:

в адрес Липецкого УФАС России поступили заявления АО «Липецк-Лада» (далее – заявитель) по вопросу неправомерных действий ПАО «МРСК Центра» в лице филиала ПАО «МРСК Центра» - Липецкэнерго» (далее – ПАО «МРСК Центра», сетевая организация) при проведении 15.12.2020 г. проверки прибора учета электроэнергии и составлении акта о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии № 48-020660 U от 15.12.2020 г. в отношении объекта, расположенного по адресу: Липецкая область, г. Елец, Орловское шоссе, д. 9 (далее – объект).

В целях объективного и всестороннего рассмотрения заявления Липецким УФАС России была получена необходимая информация, в результате анализа которой установлено следующее.

Между АО «Липецк-Лада» в лице филиала АО «Липецк-Лада» в г. Елец и ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» (далее – ОАО «ЛЭСК», гарантирующий поставщик) заключен договор энергоснабжения № 0017 от 01.10.2018 г.

Согласно п. 2.3.4 договора энергоснабжения № 0017 от 01.10.2018 г., потребитель обязан обеспечить беспрепятственный доступ (не чаще 1 раза в месяц) представителей сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика к электрическим установкам и комплексам коммерческого учета потребителя, находящимся в собственности или ином законном основании у потребителя, с целью выполнения контроля за исполнением условий договора, а также в случае наступления обязательств, дающих право на введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Процедура проведения проверок приборов учета электроэнергии регулируется Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения).

Согласно п. 170 Основных положений, проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке. Плановые проверки приборов учета проводятся в отношении приборов учета, не присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности).

Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного и согласованного в соответствии с настоящим документом.

Проверки приборов учета осуществляются с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи и подлежат хранению, а также передаются вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии.

Из материалов следует, что 15.12.2020 г. представителями ПАО «МРСК Центра» в присутствии представителя АО «Липецк-Лада» - директора филиала АО «Липецк-Лада» в г. Елец <…> была проведена плановая проверка прибора учета на объекте, расположенном по адресу: Липецкая область, г. Елец, Орловское шоссе, д. 9, о чем составлен акт проверки состояния схемы измерения электрической энергии и работы/замены/допуска в эксплуатацию прибора учета № 48-178636U от 15.12.2020 г.

В соответствии с актом проверки № 48-178636U от 15.12.2020 г., прибор учета не допущен, поскольку было обнаружено наличие механических следов повреждения на оттиске пломб гос. поверителя завода-изготовителя, а также сбиты грани болтов крепления пломб гос. поверителя.

Вместе с тем, ранее (15.05.2020 г.) была проведена замена прибора учета, оформленная актом проверки № 48-139849 U от 15.05.2020, из которого следует, что проверка проведена в связи с истечением межповерочного интервала прежнего прибора учета и замены его на новый, и у сетевой организации не было вопросов к состоянию пломб на оттиске пломб гос. поверителя завода-изготовителя при допуске нового прибора учета в эксплуатацию. Согласно акта проверки № 48-139849 U от 15.05.2020 г., прибор учета допущен в эксплуатацию, на фальшпанель, закрывающую доступ к прибору учета, наклеены следующие пломбы с номерами: 48345447, 48345448, 48345449, 48345450.

На момент проведения проверки 15.12.2020 г. данные пломбы не были нарушены, что подтверждается видеозаписью проверки, проводимой 15.12.2020 г. и свидетельствует о том, что АО «Липецк-Лада» физически не имело доступа к прибору учета.

Кроме того, из материалов дела следует, что проверка 15.12.2020 не была завершена (не проводились инструментальные замеры), в связи с чем ввиду отказа директора филиала АО «Липецк-Лада» в г. Елец С.П. Маранчака от демонтажа прибора учета в целях проведения экспертизы заводом-изготовителем, в целях сохранности и недопущения внешнего воздействия на прибор учета сотрудниками сетевой организации были опломбированы: счетчик электроэнергии, фальшпанель, а также двери РУ-0,4кВ КТП Е352П, что отражено в акте проверки № 48-178636U от 15.12.2020.

Вместе с тем, в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, помимо общих сведений, указанных в п. 178 Основных положений в случае выявления превышения максимальной мощности должны содержатьсяследующие сведения:

величина максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, указанная в документах о технологическом присоединении;

фактическая мощность энергопринимающих устройств, используемая потребителем;

способ, с применением которого было выявлено превышение величины максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, указанной в документах о технологическом присоединении;

действия потребителя, которые повлекли превышение величины максимальной мощности, указанной в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке (при наличии таких данных).

Также 15.12.2020 г. сетевой организацией был составлен акт № 48-020660 U от 15.12.2020 г. о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии, в соответствии с которым было выявлено наличие механических следов повреждения на оттиске пломб гос. поверителя завода-изготовителя, а также сбиты грани болтов крепления пломб гос. поверителя. Однако ни из акта, ни из видеофиксации, проводимой во время проверки, не усматривается вышеуказанных повреждений.

Под безучетным потреблением понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме вторичными цепями, через которые приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), системы учета, компонентов интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) в случаях нарушения целостности (повреждения) прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов, нарушения (повреждения) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, систему учета, компоненты интеллектуальной системы электрической энергии (мощности), на приспособления, препятствующие доступу к ним, расположенные до места установки прибора учета электрической энергии (точки измерения прибором учета), когда в соответствии с настоящим документом прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, система учета, компоненты интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) установлены в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) и (или) в границах земельного участка, принадлежащего такому потребителю на праве собственности или ином законном основании, на котором расположены энергопринимающие устройства потребителя (далее - границы земельного участка) или, если обязанность по обеспечению целостности и сохранности прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов (системы учета) возложена на потребителя (покупателя), а также с нарушением указанного порядка, обнаруженным в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) подключения энергопринимающих устройств до точки измерения прибором учета или в границах земельного участка потребителя (покупателя) подключения до точки измерения прибором учета энергопринимающих устройств, расположенных в границах этого земельного участка.

Следовательно, поскольку согласно имеющимся материалам, ПАО «МРСК Центра» фактически не завершило проверку прибора учета заявителя (инструментальные замеры характеристик элементов измерительного комплекса прибора учета не были проведены, доказательств обратного в материалы не представлено), оснований для составления как акта проверки № 48-178636U от 15.12.2020 г. так и акта № 48-020660 U от 15.12.2020 г. о безучетном потреблении не имелось, что свидетельствует о  превышении полномочий по осуществлению проверок и составлению актов по их результатам.

Акт проверки № 48-178636U от 15.12.2020 г. и акт № 48-020660 U от 15.12.2020 г. о безучетном потреблении электроэнергии не были подписаны потребителем, о чем в них были сделаны соответствующие отметки.

Кроме того, в материалах дела имеется постановление начальника ОМВД России по городу Ельцу от 25.12.2020 г. об отказе в возбуждении уголовного дела, согласно которому в ходе проведенной 15.12.2020 г. проверки осматривался прибор учета электроэнергии, установленный в КТП АО «Липецк-Лада», внешне при осмотре повреждений пломб на приборе учета не обнаружено. Также в ходе проверки, согласно акта № 48-139849 от 15.05.2020 г., вышеуказанный прибор учета был проверен и утвержден на дальнейшую эксплуатацию сотрудниками Елецкого РЭС, в связи с чем в данном случае факта хищения электроэнергии АО «Липецк-Лада» не нашел своего подтверждения, выставленный ущерб ПАО «МРСК Центра» объективными данными не подтверждается.

Таким образом, факт осуществления АО «Липецк-Лада» безучетного потребления электроэнергии не подтверждается имеющимися материалами дела.

 

Согласно п. 187 Основных положений, объем безучетного потребления в отношении потребителей электрической энергии (мощности), за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей, определяется с применением расчетного способа, предусмотренного подпунктом "а" пункта 1 приложения N 3 к настоящему документу.

Объем безучетного потребления определяется с даты предыдущей проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, - определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

В соответствии с пп. «а» п. 1 приложения № 3 к Основным положениям, объем потребления электрической энергии (мощности) в соответствующей точке поставки, МВт*ч, если в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, отсутствуют данные о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств или если при выявлении безучетного потребления было выявлено использование потребителем мощности, величина которой превышает величину максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, указанную в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, для трехфазного ввода определяется по формуле:

,

где:

Iдоп.дл. - допустимая длительная токовая нагрузка вводного провода (кабеля), А;

Uф.ном. - номинальное фазное напряжение, кВ;

 - коэффициент мощности при максимуме нагрузки. При отсутствии данных в договоре коэффициент принимается равным 0,9;

T - количество часов в расчетном периоде, используемое при расчете безучетного потребления, но не более 4380 часов. При определении объема безучетного потребления количество часов потребления электрической энергии признается равным 24 часам в сутки вне зависимости от фактического режима работы потребителя и (или) количества часов использования им электрической энергии (мощности).

В акте проверки № 48-178636U от 15.12.2020 г., а также в письме ПАО «МРСК Центра» от 04.02.2021 № МР1-ЛП/09-1/953, указано, что сотрудниками сетевой организации было выявлено превышение установленной максимальной мощности (установлена 67 кВт согласно акту разграничения балансовой принадлежности сторон № 4246441 от 25.02.2015, на момент проверки 87,69 кВт). В связи с чем расчет объема был произведен по вышеуказанной формуле.

На основании акта о безучетном потреблении № 48-020660 U от 15.12.2020 г. была составлена справка-расчет от 15.12.2020 г. В расчете объема неучтенного (безучетного) потребления электрической энергии за период 4 380 ч. (взято максимально возможное количество часов на основании пп. «а» п. 1 приложения № 3 к Основным положениям, поскольку количество часов с даты предыдущей проверки прибора учета (15.05.2020 г.) до даты выявления безучетного потребления (15.12.2020 г.) превышает вышеуказанное максимально возможное) начислено 6 271 280 кВт*ч.

Из материалов следует, что в счет за декабрь 2020 г., направленный ОАО «ЛЭСК» в адрес АО «Липецк-Лада», была включена стоимость безучетного потребления на сумму 46 468 002, 40 руб.

Вместе с тем, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ПАО «МРСК Центра» при проведении проверки 15.12.2020 г. осуществлялись какие-либо замеры, кроме того, указанное сетевой организацией в актах от 15.12.2020 г. превышение максимальной мощности прямо противоречит видеозаписям данной проверки, приобщенным к материалам дела, а также письму ПАО «МРСК Центра» от 04.02.2021 № МР1-ЛП/09-1/953, согласно которому фактически проверка характеристик элементов измерительного комплекса прибора учета в указанный день не проводилась, соответственно, превышение максимальной мощности не могло быть доподлинно установлено.

Таким образом, материалами дела указывается на безосновательное указание ПАО «МРСК Центра» превышения максимальной мощности потребления с целью получения дополнительной финансовой выгоды, поскольку рассчитанный таким образом объем безучетного потребления значительно превышает объем, посчитанный по формуле, указанной в абзаце 2 пп. «а» п. 1 приложения № 3 к Основным положениям.

Согласно письму ОАО «ЛЭСК» № 080202 от 08.02.2021 г., между ОАО «ЛЭСК» и ПАО «МРСК Центра» заключен договор уступки права требования (цессии) от 30.12.2020 г. (с учетом протокола разногласий). Согласно п. 1.1 данного договора, цедент (ОАО «ЛЭСК») передает, а цессионарий (ПАО «МРСК Центра») принимает в полном объеме право требования задолженности с Акционерного общества «Липецк-Лада» (ОГРН 1024800828051) (далее – должник), по оплате стоимости электрической энергии (мощности) в соответствии с актом безучетного потребления 48-020660 U от 15.12.2020 в объеме 6 271 280 кВт*ч в размере 46 468 002 (сорок шесть миллионов четыреста шестьдесят восемь тысяч два) руб. 40 коп, в том числе НДС 7 744 667 (семь миллионов семьсот сорок четыре тысячи шестьсот шестьдесят семь) руб. 07 коп. Согласие должника на уступку указанных прав требований цедентом (ОАО «ЛЭСК») цессионарию (ПАО «МРСК Центра») не требуется.

Таким образом, ПАО «МРСК Центра», необоснованно завысив объем безучетного потребления с целью получения дополнительной экономической выгоды путем возмещения гарантирующим поставщиком потерь электроэнергии, которые должны приобретаться и оплачиваться сетевой компанией, возложило на АО «Липецк-Лада» обязанность по оплате стоимости безучетного потребления в размере 46 468 002,40 руб., непосредственная оплата которой приведет к ухудшению экономического положения потребителя.

В этой связи действия сетевой организации, которые в значительной мере ухудшают положение более слабой и зависимой стороны в правоотношении, - потребителя, - очевидно не соответствуют ни стабильности и определенности его статуса, ни основными принципами гражданского и публичного права. Подобная позиция заявителя направлена на злоупотребление правом, запрещенное законом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 3, частью 1 статьи 4 Федерального Закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Таким образом, ПАО «МРСК Центра» является субъектом естественной монополии в сфере оказания услуг по передаче электроэнергии и, соответственно, занимает доминирующее положение на данном товарном рынке в географических границах г. Елец Липецкой области.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» установлено, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

ПАО «МРСК Центра» при выявлении безучетного потребления электроэнергии должно было руководствоваться Основными положениями как основной законодательной базой, регламентирующей данную сферу деятельности, в силу особого статуса хозяйствующего субъекта, которому делегированы полномочия по выявлению фактов безучетного потребления.

Как отмечено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Для того, чтобы в рассматриваемом случае требовать от контрагента неукоснительного соблюдения норм действующего законодательства, профессиональный участник товарного рынка должен обеспечить такому контрагенту (участнику правоотношения) определенные гарантии. Настаивая на соблюдении абонентом требований законодательства об электроэнергетике, сетевая организация должна подкрепить свои притязания встречным добросовестным поведением, основанном на уважении к правам абонента, а не на исключительно коммерческих интересах.

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

Таким образом, действия ПАО «МРСК Центра» по безосновательному установлению фактов вмешательства в работу прибора учета, превышения максимальной мощности потребления и безучетного потребления на объекте, принадлежащем АО «Липецк-Лада», а также определению заведомо завышенного объема безучетного потребления, которые ущемляют интересы в сфере предпринимательской деятельности АО «Липецк-Лада» путем возложения на потребителя обязанности по оплате стоимости безучетного потребления в размере 46 468 002, 40 руб и могут привести к необоснованному ограничению экономической деятельности хозяйствующего субъекта, содержат признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного приказом Липецкого УФАС России от «02» марта 2021 № 97 возбуждено дело № по признакам нарушения и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с ч. 13 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

определил:

 

1. Назначить дело № 048/01/10-148/2021 к рассмотрению на «23» марта 2021 г. на 16 ч. 00 мин. по адресу: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1, каб. 517а.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 048/01/10-148/2021 в качестве заявителя: АО «Липецк-Лада» (398042, г. Липецк, ул. Московская, 36).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 048/01/10-148/2021   в качестве ответчика: ПАО «МРСК Центра» в лице филиала ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» (127, г. Москва, ул. 2-я Ямская, д. 4; 398001, г. Липецк ул. 50 лет НЛМК, д. 33; ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107, КПП 771501001).

3. ПАО «МРСК Центра» в лице филиала ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» представить в Липецкое УФАС России в срок не позднее 19.03.2021 копии документов, заверенные надлежащим образом и информацию:

- письменные пояснения, дополнительную информацию и документы в обоснование своей позиции по делу № 048/01/10-148/2021 о нарушении антимонопольного законодательства;

- сведения о совокупном размере суммы выручки ПАО «МРСК Центра» в лице филиала ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2020 год.

Явка лиц, участвующих в деле, или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) необязательна.

При себе иметь: паспорт <...> документ, подтверждающий полномочия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                

Связанные организации

Связанные организации не указаны