Решение №048/06/105-955/2020 РЕШЕНИЕ от 2 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ №048/06/105-955/2020

 

«30» сентября 2020 года                                                                               г. Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена 30.09.2020.

Решение в полном объеме изготовлено 02.10.2020.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее – Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)

рассмотрев жалобу ООО "ГАЛАКТИКА" на положения документации об электронном аукционе на строительство автоматизированной блочно - модульной котельной ГУЗ "Становлянская районная больница" расположенная по адресу: Липецкая область, с.Становое, ул.Ленина, д.12. В том числе ПСД (реестровый номер 0346300002020000050) (далее- электронный аукцион),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Липецкого УФАС России 23.09.2020 поступила жалоба ООО "ГАЛАКТИКА" (далее – заявитель) на положения документации об электронном аукционе (заказчик - ГУЗ «Становлянская районная больница» (далее – заказчик)).

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе «жалобы».

Заявитель, заказчик, уведомленные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, не направили своих представителей для участия в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы.

На заседании Комиссии велась аудиозапись.

В жалобе заявителя указано, что при проведении электронного аукциона заказчиком допущен ряд нарушений Закона о контрактной системе, а именно:

1) проект контракта неправомерно не содержит положения, предусмотренные Постановлением Правительства №1466;

2) в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 №58;

3) в составе аукционной документации не размещена проектная документация, что является нарушением Закона о контрактной системе.

От заказчика поступили копии запрашиваемых документов.   

Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании Приказа Липецкого УФАС России от 24.09.2020 №477, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.

Документация об электронном аукционе и извещение размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Объектом закупки является выполнение работ по строительству автоматизированной блочно - модульной котельной ГУЗ "Становлянская районная больница" расположенной по адресу: Липецкая область, с.Становое, ул.Ленина, д.12. В том числе ПСД.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 783 333,33руб.

  1. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что проект контракта неправомерно не содержит положения, предусмотренные Постановлением Правительства №1466, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным, ввиду следующего.

         В соответствии с ч.5 ст.30 Закона о контрактной системе, заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

           Согласно ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе, условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.

           При этом, в соответствии с частью 7 ст. 30 Закона о контрактной системе, типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации. 

          Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 №1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" утверждены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

         Однако, заказчиком не установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

         Следовательно, указанные требования закона и постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 №1466 не подлежат применению.

         При этом, заявитель на рассмотрение жалобы не явился, в составе жалобы, а также на заседание Комиссии Липецкого УФАС России не представил доказательств в подтверждение довода, изложенного в жалобе.

 

        2. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 №58, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.       

        В пункте 19 документации об электронном аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе, в том числе, должна содержать следующие документы и информацию:

- действующая выписка из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 №58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации» не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, и в которой должны содержаться сведения: - о наличии у члена СРО права осуществлять подготовку проектной документации объектов капитального строительства: в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров.

К лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, предъявляются требования в соответствии с градостроительным законодательством.

В соответствии с ч.1 ст.55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -ГрК РФ), индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно ст.55.17 ГрК РФ, саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения саморегулируемой организацией такого реестра членов саморегулируемой организации на своем сайте в сети "Интернет". Саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.  Форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

Форма выписки из реестра членов саморегулируемых организаций утверждена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 04.03.2019 N86, действующим с 20.04.2019.

При этом приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" признан утратившим силу с 20.04.2019.

В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

В связи с изложенным заказчиком в нарушение ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, которая утверждена недействующим Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 №58 и срок действия которой должен быть не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Вместе с тем, как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, вышеуказанное нарушение ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе не может повлиять на результат закупки, поскольку вышеупомянутым п.19 документации об электронном аукционе установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона требованию, установленному п.1 ч.1 ст.31 Федерального закона о контрактной системе – выписки (либо копии выписки) из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной  Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации». Срок действия которой составляет один месяц с даты ее выдачи (в соответствии с ч. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса РФ).

 

  1. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что в составе аукционной документации не размещена проектная документация, что является нарушением Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным, ввиду следующего.       

        В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

        В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

        Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

         В соответствии с п.8 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является, в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.

При этом, в соответствии с частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе, заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла в случае, если предметом такого контракта являются новые машины и оборудование, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Так, подпунктом "г" пункта 1 постановления Правительства от 28.11.2013 N1087 "Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла" установлено, что контракт жизненного цикла заключается в случае выполнение работ по проектированию и строительству объектов системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов.  

Так, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по строительству автоматизированной блочно - модульной котельной ГУЗ "Становлянская районная больница" расположенной по адресу: Липецкая область, с.Становое, ул.Ленина, д.12, в том числе, выполнение работ по проектированию.

           При этом, согласно положений технического задания аукционной документации, которое также является приложением к проекту контракта, подрядчику необходимо, в числе прочего:

-разработать проектную и рабочую документации;

-согласовать проектную документацию с энергоснабжающими организациями и заказчиком;

-получить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, т.е. осуществить комплекс работ по проектированию,

-а также выполнить работы по строительству, пуско-наладке автоматизированной блочно-модульной водогрейной газовой котельной, работы по подключению данного объекта к тепловым сетям, сетям газораспределения, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения, для нужд теплоснабжения заказчика.

        Следовательно, включение вышеуказанных работ в один объект закупки, соответствует части 16 статьи 34 Закона о контрактной системе.

         Кроме того, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что, поскольку в предмет закупки согласно положениям законодательства о контрактной системе входит, в т.ч. разработка проектной документации, а рассматриваемая закупка осуществляется в соответствии с ч.16 статьи 34 Закона о контрактной системе, ее размещение в Единой информационной системе в сфере закупок не представляется возможным.

           При этом, заявитель на рассмотрение жалобы не явился, в составе жалобы, а также на заседание Комиссии Липецкого УФАС России не представил доказательств в подтверждение довода, изложенного в жалобе.

 

           Кроме того, при проведении внеплановой проверки в соответствии с требованиями ст.99 Закона о контрактной системе в действиях заказчика установлены нарушения п.2, п.8 ч.1, ч.3, ч.4 ст.64, ч.4 ст.65, ч.2 ст.110.2 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.

        1. Как было вышеизложено, объединение работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации, в один лот, соответствует части 16 статьи 34 Закона о контрактной системе.

        Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч.1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1ч.1.12 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 настоящего Федерального закона.

       Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

       При этом, на основании ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

        Кроме того, в соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

       В силу п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.    

       Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, п.16.1 аукционной документации содержит, в числе прочего, следующие единые требования к участникам электронного аукциона: «Требование  установлено в соответствии со статьей 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации: участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии), имеющей компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в ч.4.1 ст.48 ГрК РФ».

        А п.19 аукционной документации содержит требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, в числе которых, следующее: «- действующая  выписка из реестра членов  СРО по форме, которая утверждена Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 №58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации» не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, и в которой должны содержаться сведения: о наличии у члена СРО права осуществлять подготовку проектной документации объектов капитального строительства: в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров;

- документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, и настоящей документацией, или копии этих документов – выписка (либо копия выписки) из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной  Приказ Ростехнадзора от 04.03.2019 N86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации». Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи (в соответствии с ч. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса РФ). Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения Контрактных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта».

        Вместе с тем, ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

       Более того, в силу ч.1 ст.55.8 ГрК РФ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

        Учитывая, что результатом выполнения работ по контракту являются пуско-наладочные работы на объекте капитального строительства, предусмотренные аукционной документацией, участник закупки в силу требований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе должен является членом саморегулируемой организации в области строительства, что подтверждается в соответствии с требованиями ГрК РФ, в связи с чем, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные положения п.16.1 аукционной документации не соответствуют требованиям ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе.

       При этом, данное нарушение не повлияло на результат закупки, поскольку, положения п.16.1 аукционной документации участниками закупки не обжаловались, участники, подавшие заявки на участие в рассматриваемой закупке, представили в составе своих заявок копии выписок из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации».

 

       2. Согласно п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Частью 6 ст.66 Закона о контрактной системе запрещается требовать и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации.

Исходя из буквального толкования п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе следует, что участникам вменена обязанность предоставлять конкретные показатели товаров исключительно в случае их непосредственной поставки, но не использования при выполнении работ, что так же однозначно следует из следующего положения: "при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии)", при этом отождествление Заказчиками, Уполномоченными органами понятий "товара поставляемого Заказчику при выполнении работ" (в ред. Закона о контрактной системе от 27.12.2019 N 449-ФЗ) и "используемого при выполнении работ" (п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе в ред. от 29.06.2018) очевидно неправомерно, поскольку действующей редакции Закона о контрактной системе однозначно установлено, что участникам вменена обязанность предоставления конкретных показателей товаров исключительно в случае их поставки Заказчику.

В п. 18 аукционной документации установлено, что «первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

      - согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

       - конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим пунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе».

Комиссией Липецкого УФАС России также установлено, что значения характеристик товара заказчиком не установлены. При этом, заказчик требует предоставить конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, в составе первой части заявки.

Более того, необходимо отметить, что объектом закупки является выполнение работ по строительству автоматизированной блочно - модульной котельной ГУЗ "Становлянская районная больница" расположенной по адресу: Липецкая область, с.Становое, ул.Ленина, д.12, в том числе ПСД, что не предполагает поставку каких-либо товаров.

Следовательно, в рассматриваемом случае, первая часть заявки должна содержать только согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона.

        Таким образом, заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

         Вместе с тем, как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, выявленное нарушение не повлияло на результат закупки, поскольку все участники, подавшие заявки на участие в закупке, было допущены до участия к закупке.

 

3. В соответствии с п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Согласно п.1 ч.6 ст.96 Закона о контрактной системе, в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи. При этом, если:

1) контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей части.

        Как установлено, п.2.3. проекта контракта предусмотрено, что оплата производится Заказчиком поэтапно путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика в следующем порядке:

- Аванс – 20% от цены контракта с момента заключения контракта в течение 30 рабочих дней;

- 30% от цены контракта в течение 30 рабочих дней по факту поставки котельной в полном комплекте с оборудованием и дымовой трубой, подписания акта приема-передачи и предоставления документов на оплату;

- 50% (оставшаяся сумма) - в течение 15 рабочих дней по факту монтажа, наладки, обучения, подписания акта ввода в постоянную эксплуатацию, акта обучения персонала и предоставления документов на оплату на основании подписанного обеими Сторонами «Акта о приемке выполненных работ» по форме КС-2, «Справки о стоимости выполненных работ и затрат» по форме КС-3.

      Между тем, согласно п.26 аукционной документации, участник электронного аукциона, с которым заключается контракт, обязан предоставить обеспечение исполнения контракта в соответствии со статьей 96 Федерального закона о контрактной системе. Размер обеспечения исполнения контракта составляет 5% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в настоящей документации.

      Таким образом, указанное требование установлено заказчиком в п.26 аукционной документации в нарушение п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

Более того, согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

А в соответствии с п.п.1 п.13 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включаются обязательные условия: о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

Поскольку, пунктами 8.3 аукционной документации и 2.3 проекта контракта предусмотрено несколько этапов выполнения обязательств по контракту, заказчиком предусмотрена этапность исполнения контракта.

Между тем, как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, заказчиком не предусмотрено условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа, что нарушает требования ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе.

 

      4.  Частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Во исполнение указанной нормы принято Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N570).

В Постановлении N570 определен перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам (далее - перечень работ).

Таким образом, в случае, если работы по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, являющиеся объектом закупки, указаны в перечне работ согласно Постановлению N570, то заказчик обязан в документации о закупке, в том числе проекте контракта, предусмотреть условия согласно подпунктам "а" - "в" пункта 2 Постановления N570.

Так, подпунктами "а" и "б" пункта 2 Постановления N570, в частности, установлено следующее:

 а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

 б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта.

Объектом закупки является выполнение работ по строительству автоматизированной блочно - модульной котельной ГУЗ "Становлянская районная больница" расположенной по адресу: Липецкая область, с.Становое, ул.Ленина, д.12. В том числе ПСД.

Описание объекта электронного аукциона приведено заказчиком в техническом задании (приложение к документации об электронном аукционе).

         Как следует из приведенного заказчиком описания объекта закупки, им закупаются работы по строительству объекта, в том числе, включенные в перечень работ, утвержденный Постановлением N570 (монтаж технологического оборудования, пусконаладочные работы).

Вместе с тем, проанализировав аукционную документацию и проект контракта, Комиссия установила, что документацией об электронном аукционе не предусмотрены возможные виды работ, которые подрядчик обязуется выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту. В тоже время, установлено, что приложение №2 к проекту контракта предусматривает возможность указания конкретных видов и объемов работ по строительству, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

На основании вышеизложенного, не установление заказчиком в аукционной документации видов и объемов работ в соответствии с Постановлением N570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, нарушает часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.

       

       5. Согласно ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

        Однако, проанализировав проект контракта, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что п.5.4.12 содержит следующее требование: «Возвратить Подрядчику денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения настоящего контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применена Подрядчиком), не позднее, чем через 10 банковских дней с даты получения Заказчиком письменного требования от Подрядчика о возврате указанных денежных средств, при условии надлежащего исполнения Подрядчиком своих обязательств по настоящему контракту. В письменном требовании Подрядчика указываются реквизиты для перечисления денежных средств, в том числе наименование, сведения об организационно-правовой форме, место нахождения и почтовый адрес Подрядчика (для юридических лиц), ФИО, паспортные данные, сведения о месте жительства Подрядчика (для физических лиц), ИНН, КПП, платежные банковские реквизиты счета, на который производится перечисление денежных средств, сумма, подлежащая возврату», несоответствующее ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе и нарушающее ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе.

       

         6. В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

А в соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Установлено, что заказчиком, 15.09., 16.09, 18.09, 22.09.2020 размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок разъяснения положений документации об электронном аукционе, без указания предмета запросов, направленных участниками электронного аукциона.

Таким образом, вышеуказанные действия заказчика нарушают требования ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.

         Вместе с тем, как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.

         Указанные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

7.  В силу ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать  требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Часть 5 ст. 66 Закона о контрактной системе содержит исчерпывающий перечень документов, предоставляемых участниками в составе второй части заявки.

        В пункте 19 аукционной документации заказчиком указано, что вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе следующее: «-копию исполненного контракта (договора);                                                                                                                                                                                                                            - копию акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;                                                                                                                                                                                                              - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке».

         Согласно ч.8.2 ст.66 Закона о контрактной системе, электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

         В целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона (ч.12 ст.24.2 Закона о контрактной системе).

        В связи с изложенным, требования к составу заявки установлены без учета требований ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе, что нарушает ч. 1 ст. 64 данного закона.

        Вместе с тем, данное нарушение не повлияло на результат закупки, поскольку все поступившие на участие в электронном аукционе заявки участников закупки были признаны соответствующими требованиям аукционной документации.

 

        8. В соответствии с положениями ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе, заказчик обязан приложить к документации об электронном аукционе проект контракта. При этом, по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.

         В соответствии с ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном ч.24 ст.22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

        А в соответствии с ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

        Согласно ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 №1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее – Правила).

В соответствии с пунктами 11 и 12 Правил:

- общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта;

- общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

В п.п. 7.7 и 7.13 проекта контракта заказчиком установлены соответственно следующие условия:

- общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

- общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

В связи с изложенным, приведенные положения Правил в должном виде не содержатся в проекте контракта, что является нарушением ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.

        Установленные в аукционной документации нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

        Руководствуясь ст.99, ст.105, ст.106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14), Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО "ГАЛАКТИКА" на положения документации об электронном аукционе на строительство автоматизированной блочно - модульной котельной ГУЗ "Становлянская районная больница" расположенная по адресу: Липецкая область, с.Становое, ул.Ленина, д.12. В том числе ПСД (реестровый номер 0346300002020000050) обоснованной в части довода 2.

2. В действиях заказчика установлены нарушения п.2, п.8 ч.1, ч.3, ч.4 ст.64, ч.4 ст.65, ч.2 ст.110.2 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, ввиду того, что данное предписание выдано по делу №048/06/105-952/2020.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны