Решение №17/06/105-702/2021 РЕШЕНИЕ по делу № 17/06/105-702/2021 о нарушении законодате... от 20 июля 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 17/06/105-702/2021 о нарушении

законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

 

20.07.2021

                                           

                                    Москва

 

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия)

 рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
Каримова Д.Т. (далее – Заявитель) на действия Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО «РТС-тендер» (далее – Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов в 2021 году (номер извещения  в единой информационной системе в сфере закупок  www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 0273100000721000027) (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

  1. Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно объединено в один лот выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов на территории всей страны;
  2.  Заказчиком в пункте 1.3 Конкурсной документации ненадлежащим образом установлено требование к гарантийному сроку изделия.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 16.07.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 20.07.2021.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии
с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС – 30.06.2021;
  2. начальная (максимальная) цена контракта – 949 999 999,86 рубля;
  3. дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 22.07.2021.
  1. Согласно доводу Заявителя Заказчик неправомерно объединил
    в один лот выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви
    для инвалидов на территории Российской Федерации, что существенно ограничивает количество участников Конкурса, способных исполнить государственный контракт.

Пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта
в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных
цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические
и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено,
что н
е допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы
или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы
или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Согласно извещению о проведении Конкурса предметом контракта является выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви
для инвалидов в 2021 году.

На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил,
что Заказчиком ненадлежащим образом сформирован лот, поскольку выполнение работ по предмету закупки осуществляется в 84 регионах Российской Федерации, что приводит к ограничению количества участников Конкурса.

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили,
что централизация закупки связана, в том числе, с необходимостью повышения контроля качества исполнения государственного контракта в части бесперебойного и своевременного обеспечения инвалидов ортопедической обувью, а также исключения возможности подачи заявок лицами, не способными исполнить такой контракт надлежащим образом.

Представители Заказчика также пояснили, что условиями государственного контракта предусмотрена обязанность исполнителя
по государственному контракту привлечения к исполнению государственного контракта организаций из числа
субъектов малого и среднего предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 5 % цены контракта и право привлечения соисполнителей.

При этом Комиссия, изучив Конкурсную документацию, пришла к выводу, что установление обеспечения заявок на участие в Конкурсе в размере 47 499 999,99 рублей, а также обеспечения исполнения контракта в размере 284 999 999,96 рублей исключает возможность участия в Конкурсе субъектов малого и среднего предпринимательства.

Также Комиссией установлено, что разделом III «Описание объекта закупки» Конкурсной документации установлен перечень из 171 пункта приема получателей на территории Российской Федерации, информация о наличии которых должна быть представлена заказчику не позднее 5 рабочих дней с даты заключения контракта.

Кроме того, пунктом 1.2 «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ по изготовлению сложной ортопедической обуви сопоставимого характера и объема» Конкурсной документации установлено, что наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ
по изготовлению сложной ортопедической обуви сопоставимого характера
и объема подтверждается исключительно наличием исполненных контрактов (договоров) стоимостью не менее 10 000 000,00 рублей.

При этом пояснения представителей Заказчика относительно необходимости выполнения работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов во всех регионах Российской Федерации с целью повышения контроля качества исполнения государственного контракта в части бесперебойного и своевременного обеспечения инвалидов ортопедической обувью, а также во избежание подачи заявок на участие в Конкурсе недобросовестными участниками не могут быть учтены, поскольку у Заказчика, в числе прочего, есть право на проведение закупок в отдельных субъектах Российской Федерации, указанных в приложении № 1 к разделу III «Описание объекта закупки» Конкурсной документации.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу,
что Заказчиком ненадлежащим образом сформирован лот по предмету Конкурса, что не позволяет принять участие в Конкурсе субъектам малого
и среднего предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также иным организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.

 Таким образом, действия Заказчика не соответствуют части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. Согласно доводу Заявителя в пункте 1.3 Конкурсной документации ненадлежащим образом установлено требование
    к гарантийному сроку изделия.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические
и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено,
что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными
в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В пункте 1.3 «Требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию изделия» Конкурсной документации установлено:

«Гарантийные обязательства по гарантийному обслуживанию изделий осуществляются исполнителем в период гарантийного срока на изделия.

Гарантийный срок на изделие устанавливается в соответствии
с ГОСТ Р 54407-2020 «Обувь ортопедическая. Общие технические условия»
и действует с момента получения Изделия Получателем, или с начала сезона и должен составлять:

  • на кожаной подошве – не менее 40 (сорока) дней;
  • на кожаной подошве с накладкой – не менее 50 (пятидесяти) дней;
  • на подошве из кожеподобной резины – не менее 60 (шестидесяти) дней;
  • на подошве из пористой резины, полиэфируретана, термоэластопласта – не менее 70 (семидесяти) дней.

Согласно пункту 10.2 ГОСТ Р 54407-2020 «Обувь ортопедическая. Общие технические условия» гарантийный срок носки обуви устанавливается со дня выдачи обуви потребителю или с начала сезона не менее 30 дней.

Комиссия, изучив Конкурсную документацию, а также ГОСТ Р 54407-2020 «Обувь ортопедическая. Общие технические условия», установила,
что действия Заказчика не ограничивают количество участников
и соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2
пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Каримова Д.Т. обоснованной в части объединения в один лот выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов на территории всей страны.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе
  3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 09.07.2021 по делу № 17/06/105-631/2021, предписание об устранении выявленных нарушений Закона
    о контрактной системе не выдавать.
  4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 09.07.2021 по делу № 17/06/105-631/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу
    для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке
в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны