Решение (комиссия) №ТБ/5275/23 Решение 577 от 3 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение 577

 

Акционерное общество "Альфа-Банк"
107078, г. Москва, ул. Каланчёвская, д. 27
mail@alfabank.ru


<...>
<...>

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

03 августа 2023 года г. Липецк

 

Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2023 года

Решение в полном объеме изготовлено 03 августа 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<...> заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках,

Члены комиссии:

<...> главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции,

<...> ведущий специалист-эксперт отдела защиты конкуренции,

при рассмотрении дела № 048/05/5-577/2023, возбужденного по признакам нарушения акционерным обществом «Альфа-Банк» (ИНН: 7728168971; ОГРН: 1027700067328; дата регистрации ЮЛ - 24.02.1998 адрес: 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 27) пункта 4 части 3, части 7 статьи 5, части 2 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие представителя лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения, и заявителя, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Липецкое УФАС России поступило (вх. 4640-ИП/23 от 08.06.2023) обращение гражданки <...> по вопросу нарушения требований Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее — Закон о рекламе) в действиях АО «Альфа-Банк» (ИНН: 7728168971; ОГРН: 1027700067328; адрес: 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 27), выразившегося в распространении в эфире телеканалов «Первый канал» (АО «Первый канал»; ИНН: 7717039300) и «Россия 24» (ФГУП «ВГТРК»; ИНН: 7714072839) недостоверной рекламы с предложением услуг банка, в том числе — эквайринга за 1 %. Как указывает Заявитель, реальные условия оказания данной услуги не соответствуют рекламируемым; при этом в рекламе реальные условия выполнены мелким шрифтом, что вводит потребителей в заблуждение.

Также в Липецкое УФАС России поступило (вх. 5978-ЭП/23 от 24.07.2023) обращение гр. <...> с жалобой на рассматриваемую рекламу АО «Альфа-Банк», приобщено к материалам дела.

Статья 1 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» в числе целей данного Федерального закона устанавливает, в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пункт 3 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно п. 1.9 Положения Банка России от 24.12.2004 № 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием", под эквайрингом понимаются расчеты кредитных организации (далее - кредитные организации - эквайреры) с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, и (или) выдаче наличных денежных средствх держателям платежных карт, не являющимся клиентами указанных кредитных организаций. Под расчетами, в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", понимается прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.

Таким образом, объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является услуга, оказываемая банком (кредитной организацией) — эквайринг; реклама направлена на привлечение внимания к товару (услуге), предоставляемым АО «Альфа-Банк», формирование или поддержание интереса к товару и его продвижение на рынке; адресована неопределенному кругу лиц и, следовательно, является рекламой.

В соответствии со ст. 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. При этом недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара (п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе).

Согласно ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Под финансовой услугой, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с п. 6 ч. 4 ФЗ «О защите конкуренции», финансовая организация – хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, – кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

В ответ на запрос Липецкого УФАС России АО «Альфа-Банк» представило (вх. 5039-ЭП/23 от 22.06.2023) рекламные ролики, распространявшиеся в эфире телеканалов «Первый канал», «Россия 24» в указанный заявителем период времени с предложением указанных услуг. В рекламных роликах с 00:11 с. до 00:20 с. предлагаются услуги АО «Альфа-Банк».

При этом крупным хорошо читаемым шрифтом и изображениями указаны условия банковских услуг: «Бесплатный счёт для бизнеса <изображение крупно: 0 р.>» (00:13 — 00:16) и «Эквайринг за 1% <изображение крупно: 1%>» (00:17 — 00:20). Реклама сопровождается словами диктора: «Открой бесплатный счёт для бизнеса в Альфа Банке и пользуйся эквайрингом всего за 1%». Внизу рекламного поля, мелким шрифтом указаны прочие условия рекламируемый банковских услуг: «Тариф «Ноль за обслуживание» обслуживание счёта — 0 р. Переводы юрлицам и ИП: первые три перевода — 0 р., далее 99 р. за перевод. Переводы юрлицам и ИП внутри банка — 0 р., переводы физлицам до 2,3 % + 99 р. за перевод» (00:11 — 00:13); «Переводы со счёта ИП на личный счёт в Альфа-Банке 0% - до 100 000 р., далее 2% + 99 р. Налоговые и бюджетные платежи — 0 р. Торговый эквайринг новым клиентам 1% первые 3 месяца для оборота 2 млн. в месяц, свыше — ставка 1,99%, через 3 месяца ставка 2,1%» (00:14 — 00:16); «Интернет-эквайринг новым клиентам за 1% мин. 5 руб. для оборота до 1 млн руб., свыше 2,6%, через 3 месяца ставка 2,6%. АО «АльфаБанк». Ген. лицензия ЦБ РФ № 1326 от 16.01.2015» (00:17 — 00:20).

Таким образом, информация, привлекательная для потенциального потребителя о низком проценте комиссии за услуги эквайринга, выполнена крупным, хорошо читаемым шрифтом и сопровождается озвучиванием диктора, в то время как информация о менее выгодных условиях для потенциального потребителя (более высоком проценте комиссии), условиях предоставления низкой комиссии (зависимость от открытия конкретного счета, ограничения предоставления пониженной комиссии по сумме оборота и по времени) выполнены мелким, плохо читаемым шрифтом внизу рекламного поля, не озвучивается и не сопровождается каким-либо указаниями на эти условия.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями (п. 28 Постановления).

Размещение менее выгодных для потенциального потребителя условий оказания банковской услуги эквайринга мелким, плохо читаемым шрифтом внизу рекламного поля, без озвучивания и без какого-либо указания на эти условия в совокупности с малым временем показа этих условий на экране (4 секунды) не позволяют потребителем рекламы надлежащим образом ознакомиться с этими условиями, а значит, в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58, эта информация считается отсутствующей.

Следовательно, потребители рекламы вводятся в заблуждение относительно условий оказания банковской услуги — эквайринга за 1%, в результате отсутствия в рекламе существенной информации об условиях приобретения или пользования рекламируемой финансовой услуги, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, при наличии в рекламе одного из таких условий, что подтверждается фактом обращения гр. Гончаровой Н.В., Галлямовой О.

На основании изложенного, реклама услуг «Альфа-Банка», в том числе эквайринга за 1%, распространенная в эфире телеканалов «Первый канал» и «Россия 24», содержит признаки нарушения п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 стати 5, статьей 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из имеющейся и указанной в рекламе информации, рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «Альфа-Банк» (ИНН: 7728168971; ОГРН: 1027700067328; адрес: 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 27).

Определением от 06.07.2023 № ДШ/4618/23 в отношении АО «Альфа-Банк» возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе № 048/05/5-577/2023. Определением от 18.07.2023 рассмотрение дела назначено на 02.08.2023 на 15 часов 00 минут.

В ответ на определение АО «Альфа-Банк» представило пояснения (вх. 6202-ЭП/23 от 31.07.2023), в которых указало, что рассматриваемая реклама является надлежащей, не содержит признаков введения потребителя в заблуждение. Текстовая часть (условия предоставления услуги) выполнена в едином цветовом решении, размер шрифта отличается незначительно. Заявитель, по утверждению АО «Альфа-Банк», подтверждает в своем обращении наличие условий предоставления услуги в рекламном ролике, а также их доступность для восприятия и оценки потребителем. В связи с изложенным, АО «Альфа-Банк» считает, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения законодательства о рекламе, просит дело в отношении Банка прекратить. Также АО «Альфа-Банк» ходатайствовало о рассмотрении дела № 048/05/5-577/2023 в отсутствие представителя Банка.

Заявитель уведомлен надлежащим образом, на рассмотрение дела не явился, дополнительных пояснений не представил.

Рассмотрев материалы дела № 048/05/5-577/2023, Комиссия пришла к следующим выводам.

Доводы АО «Альфа-Банк» признаны несостоятельными ввиду следующего.

1) Из обращение Заявителя не следует, что информация о полных условиях рекламируемой услуги получена ей непосредственно из рекламного ролика. Данная информация могла быть получена Заявителем, в том числе, при просмотре записи рекламного ролика, размещенной в сети Интернет, а также при ознакомлении с условиями оказания услуги, размещенными на официальном сайте АО «Альфа-Банк»;

2) Сам факт наличия полных условий оказания финансовой услуги в текстовой части рекламного ролика не является надлежащим информированием потребителей об указанных условиях. Исходя из анализа статьи 28 Закона о рекламе и Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", ключевым условием для соблюдения установленных законом требований является возможность потребителя надлежащим образом ознакомиться со всеми условиями приобретения товара (оказания услуги). Поэтому в случае, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями (п. 28 Постановления Пленума ВАС РФ № 58).

Факт того, что текстовая часть рекламных роликов, содержащая полные условия оказания финансовой услуги, не воспринимается потребителями, подтверждается как фактом поступления обращений <...> и <...>, так и при непосредственном просмотре рекламных роликов Комиссией.

При этом довод АО «Альфа-Банк» о том, что размер шрифта текстовой части (условия предоставления услуги) отличается незначительно, не соответствует действительности.

Следовательно, информация о полных условиях оказания рекламируемой финансовой услуги, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, и при сообщении в рекламе одного из таких условий, считается отсутствующей.

На основании изложенного, реклама АО «Альфа-Банк» с предложением услуг банка, в том числе — эквайринга за 1 %, распространенная в эфире федеральных телеканалов, в том числе - «Первого канала», «Россия 24», «Матч ТВ», противоречит требованиям пункта 4 части 3, части 7 статьи 5, части 2 статьи 28 Закона о рекламе и, в силу пункта 4 статьи 3 названного Закона, является ненадлежащей рекламой.

В представленных пояснениях АО «Альфа-Банк» указало, что рассматриваемая реклама в 2023 году не распространялась. В связи с этим, необходимость в выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе отсутствует.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу АО «Альфа-Банк» с предложением услуг банка, в том числе — эквайринга за 1 %, распространенную в эфире федеральных телеканалов, в том числе - «Первого канала», «Россия 24», «Матч ТВ», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3, части 7 статьи 5, части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», рекламодателем которой является акционерное общество «Альфа-Банк» (ИНН: 7728168971; ОГРН: 1027700067328; дата регистрации ЮЛ - 24.02.1998 адрес: 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 27).

2. Не выдавать предписание об устранении нарушения Закона о рекламе.

3. Передать материалы дела для решения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение рекламного законодательства Российской Федерации.

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

Исп.<...>

тел.8(4742) <...>

 

 

2023-6462

 

 

Связанные организации

АО "Альфа-Банк"
ИНН 7728168971, ОГРН 1027700067328