Решение №048/07/3-1476/2021 РЕШЕНИЕ №048/07/3-1476/2021 «25» ноября 2021 года ... от 25 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ №048/07/3-1476/2021

 

«25» ноября 2021 года                                                                                   г. Липецк

          Резолютивная часть решения объявлена 25.11.2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 29.11.2021 года

 

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной статьёй 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

          в присутствии представителей:

- заказчика: ОГУП «Добринский водоканал» - …

- заявителя: ООО «АГМ-Москва»- …,          посредством видеоконференцсвязи,

                   рассмотрев жалобу ООО «АГМ-Москва» на действия заказчика – ОГУП «Добринский водоканал» при проведении аукциона в электронной форме на поставку насосных агрегатов для нужд ОГУП "Добринский водоканал" (извещение №32110738413) (далее- аукцион в электронной форме),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

03.11.2021 в Липецкое УФАС России поступила жалоба ООО «АГМ-Москва» (далее также –заявитель) на действия заказчика - ОГУП "Добринский водоканал" (далее также- организатор торгов, заказчик) при проведении аукциона в электронной форме. 

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению.

Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Липецкого УФАС России - lipetsk.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы было назначено на 16.11.2021 в 10.50ч. Однако, в связи с возникшей необходимостью получения от заказчика дополнительной информации, рассмотрение жалобы было отложено на 25.11.2021 в 10.00ч.

         Как пояснил присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заявителя и следует из доводов жалобы, заказчиком, в нарушение требований ст.3 Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее- Закон о закупках), в описании объекта закупки установлены требования к товарам (насосные агрегаты), производителем которых является АО «Ливнынасос», что влечет за собой ограничение количества участников закупки. Более того, заказчиком в описании объекта закупки установлены характеристики, не являющиеся функциональными, техническими, качественными, а также эксплуатационными характеристиками.

         Представители заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, не согласились с доводами жалобы, представили письменные пояснения.

         В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом, необходимо учесть, частью ч.13 ст.3 Закона о закупках предусмотрено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

 

Рассмотрев представленные документы, выслушав мнения представителей сторон, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.

        Общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к закупкам установлены Законом о закупках.

        В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

       При этом, Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 ст.3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

         Так, п.1.2.1 Положения о закупке предусмотрены следующие цели закупок:

1) создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах, в том числе для коммерческого использования, с установленными им показателями;

2) реализация мер, направленных на сокращение издержек Заказчика;

3) обеспечение гласности и прозрачности деятельности Заказчика;

4) обеспечение целевого и эффективного использования средств;

5) предотвращение коррупции и других злоупотреблений;

6) развитие и стимулирование добросовестной конкуренции.

А в соответствии с п.1.2.3 Положения о закупке, при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, в том числе запрет на переговоры Заказчика (членов комиссии по закупкам) с участником закупки, если в результате создаются преимущественные условия для такого участника и (или) возникают условия для разглашения конфиденциальных сведений;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом стоимости жизненного цикла закупаемой продукции - при необходимости) и реализация мер, направленных на сокращение издержек Заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

         Как установлено, заказчиком на официальном сайте закупок http://zakupki.gov.ru размещена документация о проведении аукциона в электронной форме на поставку насосных агрегатов для нужд ОГУП "Добринский водоканал" (извещение №32110738413).

        В соответствии с ч.18 ст.3.2 Закона о закупках, под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона"). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

        Порядок проведения аукциона в электронной форме в соответствии со ст.2 Закона о закупках установлен Положением о закупках товаров, работ, услуг ОГУП «Добринский водоканал» (утв. приказом генерального директора ОГУП «Добринский водоканал»). Данное Положение о закупке размещено на официальном сайте для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц http://zakupki.gov.ru.

        Согласно п. 3.1.1. Положения о закупке, аукцион в электронной форме на право заключения договора на закупку товаров, работ, услуг (далее - аукцион) проводится в случае, когда предложения участников закупки можно сравнить только по критерию цены.

А в соответствии с п.3.3.1. Положения о закупке, аукционная документация должна содержать сведения, предусмотренные п. 1.8.2 настоящего Положения.

Подпунктом 1 п.1.8.2. Положения о закупке предусмотрено, что в документации о закупке обязательно указываются: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям заказчика.       

       При этом, в силу ч.6.1 ст.3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

        Как установлено, приложение №1 к документации о проведении аукциона в электронной форме содержит описание предмета закупки. Так, в данном описании заказчиком установлены требования к техническим характеристикам закупаемого товара, к числу которых относятся следующие:

Технические характеристики насосного агрегата ЭЦВ 5-6,5-120

n/n

Наименование параметра  (характеристики)

Обозна-  чение

Значение

Приме-чание

1

Тип насосного агрегата: ЭЦВ 5-6,5-120

14

Материал рабочего колеса: (пластмасс, пластмасс армированное нерж. сталью, нержавеющая сталь)

 

Пластмасса армированная нержавеющей сталью

 

                              Технические характеристики насосного агрегата ЭЦВ 5-6,5-80

n/n

Наименование параметра  (характеристики)

Обозна-  чение

Значение

Приме-чание

1

Тип насосного агрегата: ЭЦВ 5-6,5-80

14

Материал рабочего колеса: (пластмасс, пластмасс армированное нерж. сталью, нержавеющая сталь)

 

Пластмасса армированная нержавеющей сталью

 

                         Технические характеристики насосного агрегата 2ЭЦВ 6-16-80

n/n

Наименование параметра  (характеристики)

Обозна-  чение

Значение

Приме-чание

1

Тип насосного агрегата:  2ЭЦВ 6-16-80

8

Тип двигателя: (проточный, герметичный, герметичный для частотного регулирования)

 

Герметичный

ДАП

 

13

Материал рабочего колеса: (пластмасс, пластмасс армированное нерж. сталью, нержавеющая сталь)

 

Пластмасса армированная нержавеющей сталью

 

               Технические характеристики насосного агрегата 2ЭЦВ 6-10-110

n/n

Наименование параметра  (характеристики)

Обозна-  чение

Значение

Приме-чание

1

Тип насосного агрегата:  2ЭЦВ 6-10-110

8

Тип двигателя: (проточный, герметичный, герметичный для частотного регулирования)

 

Герметичный

ДАП

 

13

Материал рабочего колеса: (пластмасс, пластмасс армированное нерж. сталью, нержавеющая сталь)

 

Пластмасса армированная нержавеющей сталью

 

                             Технические характеристики насосного агрегата 2ЭЦВ 6-10-80

n/n

Наименование параметра  (характеристики)

Обозна-  чение

Значение

Приме-чание

1

Тип насосного агрегата:  2ЭЦВ 6-10-80

8

Тип двигателя: (проточный, герметичный, герметичный для частотного регулирования)

 

Герметичный

ДАП

 

13

Материал рабочего колеса: (пластмасс, пластмасс армированное нерж. сталью, нержавеющая сталь)

 

Пластмасса армированная нержавеющей сталью

 

Таким образом, из вышеуказанного описания предмета закупки следует, что заказчиком указан тип двигателя - Герметичный ДАП и указан материал рабочего колеса - Пластмасса армированная нержавеющей сталью.

При этом, представители заказчика на заседании Комиссии Липецкого УФАС России пояснили, что предмет рассматриваемой закупки сформирован в соответствии с потребностями заказчика в закупаемом товаре.

        Как следует из пояснений представителей заказчика, установление в описании предмета закупки требований к типу двигателя и материалу рабочего колеса обусловлено следующим: Герметичный электродвигатель серии ДАП не подвергается неблагоприятному воздействию перекачиваемой среды. Внутренняя полость изолирована от перекачиваемой воды, тем самым исключена возможность попадания нерастворимых твердых частиц (известняк, песок) в подшипники и их преждевременный износ. Исключается коррозия металлических частей двигателя (статорных и роторных) пластин, что позволяет значительно увеличить срок работы эл.двигателя и сохранить высокий КПД в течение всего срока эксплуатации. Ресурс работы электродвигателя серии ДАП составляет 25000 час., гарантийный срок -до 2 лет (24 месяца), что немаловажно при эксплуатации товара.

        При этом, о наличии вышеуказанных характеристик в насосах с типом двигателя: «Герметичный серии ДАП» заказчику стало известно в ходе эксплуатации таких насосов, которые им ранее приобретались.

        Между тем, представители заказчика также пояснили, что насосное оборудование, предлагаемое заявителем, имеет ряд недостатков. А именно:

-материал рабочего колеса- пластмасса, что недопустимо. Поскольку в регионе, где осуществляется подъем воды из артезианских скважин, в водоносных пластах имеется наличие нерастворимых твердых частиц (известняк, песок). При износе подпятника на 2мм ротор проседает вниз и начинает затираться по обоймам. Агрегат начинает терять производительность до нулевой;

-тип двигателя- проточный серии ПЭДВ, недопустимо. Электродвигатели серии ПЭДВ подвергаются неблагоприятным воздействиям перекачиваемой среды. Повышенный износ осевого и опорного подшипников скольжения из-за попадающих вместе с водой нерастворимых твердых частиц (известняк, песок), приводит к преждевременному выходу из строя насосного агрегата;

-преждевременная коррозия металлических частей статора и ротора двигателя приводит к снижению мощности и в конечном итоге к выходу электродвигателя из строя;

-низкий гарантийный срок эксплуатации насосного оборудования- до 1 года (12 месяцев);

-ресурс работы электродвигателя серии ПЭДВ составляет не более 14000 час.

        Согласно представленным заказчиком сведениям, техническим характеристикам, установленным заказчиком в техническом задании, соответствуют следующие заводы-производители насосов ЭЦВ: ОАО «Завод Промбурвод», АО «Ливнынасос», АО «ГМС Ливгидромаш».

        Таким образом, представителями заказчика на заседании Комиссии Липецкого УФАС России представлено надлежащее обоснование установления вышеуказанных характеристик для закупаемого товара, а также представлено доказательства. однозначно подтверждающие возможность поставки закупаемого товара иными производителями.

При этом следует учесть, что согласно ч.1 ст.1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

        В тоже время, при формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, также не вправе определять и его нужды.

        При этом, бесспорных доказательств того, что оспариваемые требования к товару являются несущественными для заказчика, в материалах жалобы заявителя отсутствовали, заявителем в Липецкое УФАС России не было представлено.

        Более того, как следует из пояснений представителей заказчика, приобретение товара с установленными в описании характеристиками в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, а также в полной степени удовлетворит потребности заказчика в приобретаемом товаре.

       Доказательств обратного заявителем не представлено.

       При этом следует отметить, что Комиссией Липецкого УФАС России учтена правовая позиция, изложенная в Определении Верховного Суда РФ от 31.07.2017 г. N305-КГ17-2243 по делу NА40-3315/2016, согласно которой, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности. Право на разработку и утверждение положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

        Следовательно, при оценке действий заказчика необходимо оценивать параметры и качественные характеристики проводимой закупки, выяснять действительную потребность в установлении заказчиком определенных требований, учитывая заинтересованность такого лица в рациональном расходовании средств и достижении максимального результата.

        Более того, как установлено, на участие в рассматриваемой закупке от участников поступило 2 заявки.

        В связи с чем, жалоба в части установления в описании объекта закупки требования к товарам (тип двигателя - Герметичный ДАП и материал рабочего колеса: пластмасса армированная нержавеющей сталью), производителем которых является АО «Ливнынасос», что влечет за собой ограничение количества участников закупки, признается необоснованной.

 

         Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчиком в описании объекта закупки установлены характеристики, не являющиеся функциональными, техническими, качественными, а также эксплуатационными характеристиками, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.

        Как было вышеизложено, в силу ч.6.1 ст.3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

         Приложение №1 к документации о проведении аукциона в электронной форме содержит описание предмета закупки. Так, в данном описании заказчиком установлены требования к техническим характеристикам закупаемого товара, к числу которых относятся следующие:

Технические характеристики насосного агрегата ЭЦВ 5-6,5-120

n/n

Наименование параметра  (характеристики)

Обозна-  чение

Значение

Приме-чание

1

Тип насосного агрегата: ЭЦВ 5-6,5-120

26

Предоставление протокол заводских испытаний на сертифицированных стендах

 

да

 

27

Испытание агрегата в присутствии заказчика на заводе изготовителе

 

да

 

28

Гарантийный срок на насосный агрегат с момента ввода в эксплуатацию

мес.

24

 

                              Технические характеристики насосного агрегата ЭЦВ 5-6,5-80

n/n

Наименование параметра  (характеристики)

Обозна-  чение

Значение

Приме-чание

1

Тип насосного агрегата: ЭЦВ 5-6,5-80

26

Предоставление протокол заводских испытаний на сертифицированных стендах

 

да

 

27

Испытание агрегата в присутствии заказчика на заводе изготовителе

 

да

 

28

Гарантийный срок на насосный агрегат с момента ввода в эксплуатацию

мес.

24

 

                              Технические характеристики насосного агрегата ЭЦВ 4-2,5-100 

n/n

Наименование параметра

(характеристики)

Обозна-  чение

Значение

Приме-чание

1

Тип насосного агрегата: ЭЦВ4-2,5-100 

26

Предоставление протокол заводских испытаний на сертифицированных стендах

 

да

 

27

Испытание агрегата в присутствии заказчика на заводе изготовителе

 

да

 

28

Гарантийный срок на насосный агрегат с момента ввода в эксплуатацию

мес.

24

 

                              Технические характеристики насосного агрегата 2ЭЦВ 6-16-80

n/n

Наименование параметра  (характеристики)

Обозна-  чение

Значение

Приме-чание

1

Тип насосного агрегата:  2ЭЦВ 6-16-80

25

Испытание агрегата на сертифицированном стенде  в присутствии заказчика с оформлением протокола испытаний.

 

да

 

               Технические характеристики насосного агрегата 2ЭЦВ 6-10-110

n/n

Наименование параметра  (характеристики)

Обозна-  чение

Значение

Приме-чание

1

Тип насосного агрегата:  2ЭЦВ 6-10-110

25

Испытание агрегата на сертифицированном стенде  в присутствии заказчика с оформлением протокола испытаний.

 

да

 

                             Технические характеристики насосного агрегата 2ЭЦВ 6-10-80

n/n

Наименование параметра  (характеристики)

Обозна-  чение

Значение

Приме-чание

1

Тип насосного агрегата:  2ЭЦВ 6-10-80

25

Испытание агрегата на сертифицированном стенде  в присутствии заказчика с оформлением протокола испытаний.

 

да

 

Таким образом, из вышеуказанного описания предмета закупки следует, что заказчиком, в качестве технических характеристик товара, указаны следующие характеристики: предоставление протокола заводских испытаний на сертифицированных стендах- да, испытание агрегата в присутствии заказчика на заводе изготовителе- да, гарантийный срок на насосный агрегат с момента ввода в эксплуатацию- 24мес., испытание агрегата на сертифицированном стенде  в присутствии заказчика с оформлением протокола испытаний- да.

Вместе с тем, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что данные характеристики не являются функциональными характеристиками (потребительскими свойствами), техническими и качественными характеристиками, а также эксплуатационными характеристиками предмета закупки.

        В связи с чем, в действиях заказчика содержатся нарушения п.1 ч.6.1 ст.3 Закона о закупках.

        Согласно ч.20 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.      

        Руководствуясь ч.20 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Липецкого УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ООО «АГМ-Москва» на действия заказчика – ОГУП «Добринский водоканал» при проведении аукциона в электронной форме на поставку насосных агрегатов для нужд ОГУП "Добринский водоканал" (извещение №32110738413) обоснованной.
  2. В действиях заказчика установлено нарушение п.1 ч.6.1 ст.3 Закона о закупках.
  3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.
  4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

        Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Липецкой области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны