Решение (комиссия) №ИП/2148/24 РЕШЕНИЕ № 048/07/3-227/2024 от 12 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ(ред. от 25.12.2023)(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024)

 

 

 

МУП «Добровский водоканал»

 

399140, Липецкая область, Добровский р-н, с Доброе, ул. Топоркова, д. 6

эл. почта: it@rkvv.ru, dobroe@rkvv.ru

 

ООО «СПЕЦСТАЛЬ»

 

440072, Пензенская область, г. Пенза,

ул. Антонова, д. 33, кв. 49

эл. почта: pzeom@yandex.ru

 

РЕШЕНИЕ

048/07/3-227/2024

«12» апреля 2024 года г. Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена 09.04.2024

Решение в полном объеме изготовлено 12.04.2024

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России), в составе:

Председателя Комиссии:

<...>  - руководителя управления;

членов Комиссии:

<...> главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;

<...> специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;

в присутствии посредством систем видеоконференц-связи:

- от ООО «СПЕЦСТАЛЬ» - <...> (доверенность от 29.03.2024 № 5),

- от МУП «Добровский водоканал» - <...>  (доверенность от 04.04.2024 № 316),

рассмотрев жалобу ООО «СПЕЦСТАЛЬ» (вх. № 2667-ЭП/24 от 29.03.2024), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес Липецкого УФАС России поступила жалоба (вх. № 2667-ЭП/24 от 29.03.2024) ООО «СПЕЦСТАЛЬ» (далее также – Заявитель) на действия МУП «Добровский водоканал» (далее также – Заказчик) при проведении аукционов в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора по проведению работ по реконструкции сетей водоснабжения ул. Луговая, ул. Набережная, ул. Ленина с. Доброе, ул. Школьная с. Большие Хомяки, ул. Садовая, ул. Лесная, с. Замартынье, ул. Школьная с. Екатериновка Добровского района Липецкой области (извещение № 32413420228), ул. Кирова, ул. Мичуринская, ул. Заречье с. Борисовка, ул. Интернациональная с. Каликино Добровского района Липецкой области (извещение № 32413420225), ул. Урожайная с. Гудово, Добровского района (извещение № 32413420223).

Из доводов жалобы следует, что Заявитель не согласен со следующими положениями: в п. 22.1.1 закупочной документации по указанным аукционам предусмотрено требование о наличии у участника закупки регистрации (расположения), его обособленных подразделений (филиалов) в пределах границ Липецкой области. Указанное требование, по мнению Заявителя, ограничивает конкуренцию среди хозяйствующих субъектов, расположенных или зарегистрированных за пределами Липецкой области. Таким образом, участниками указанных закупок могут быть и, соответственно, право подавать заявку, могут исключительно лица, зарегистрированные (его обособленные подразделения (филиалы)) в пределах границ Липецкой области ,что необоснованно ограничивает количество участников закупок, осуществляющих деятельность в соответствующей сфере.

Заказчик не согласился с доводами, указанными в жалобе, представил письменное мнение по доводам жалобы.

В соответствии с извещениями о проведении аукционов в электронной форме, дата и время окончания подачи заявок (по местному времени): 17.04.2024 08:00 (извещение № 32413420228), 17.04.2024 08:00 (извещение № 32413420225), 01.04.2024 10:00 (извещение № 32413420223).

Таким образом, жалоба на положения закупочной документации подана до истечения сроков подачи заявок, в установленные сроки.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях, присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к следующим выводам.

  1. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 ст. 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования о закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

22.03.2024 генеральным директором Заказчика было утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП «Добровский водоканал» в новой редакции (далее – Положение о закупках МУП «Добровский водоканал»), регламентирующее закупочную деятельность Заказчика.

Заказчиком на официальном сайте закупок http://zakupki.gov.ru были размещены следующие извещения:

  1. 09.04.2024 Заказчиком на официальном сайте закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение (с приложениями) о проведении аукционов в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключение договора о проведении работ по реконструкции сетей водоснабжения ул. Луговая, ул. Набережная, ул. Ленина с. Доброе, ул. Школьная с. Большие Хомяки, ул. Садовая, ул. Лесная, с. Замартынье, ул. Школьная с. Екатериновка Добровского района Липецкой области (извещение № 32413420228).

Дата начала срока подачи заявок: 24.03.2024

Дата и время окончания подачи заявок: 17.04.2024 08:00.

Дата подведения итогов: 18.04.2024.

Начальная (максимальная) цена договора: 90 935 060.65 рублей.

  1. 09.04.2024 Заказчиком на официальном сайте закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение (с приложениями) о проведении аукционов в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключение договора о проведении работ по реконструкции сетей водоснабжения ул. Кирова, ул. Мичуринская, ул. Заречье с. Борисовка, ул. Интернациональная с. Каликино Добровского района Липецкой области (извещение № 32413420225).

Дата начала срока подачи заявок: 24.03.2024

Дата и время окончания подачи заявок: 17.04.2024 08:00.

Дата подведения итогов: 18.04.2024.

Начальная (максимальная) цена договора: 46 071 413.14 рублей.

3. 26.03.2024 Заказчиком на официальном сайте закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение (с приложениями) о проведении аукционов в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключение договора о проведении работ по реконструкции сетей водоснабжения ул. Урожайная с. Гудово, Добровского района (извещение № 32413420223).

Дата начала срока подачи заявок: 24.03.2024

Дата и время окончания подачи заявок: 01.04.2024 10:00.

Дата подведения итогов: 02.04.2024.

Начальная (максимальная) цена договора: 6 306 848.50 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, на участие в аукционе № 3034727 от 01.04.2024 было допущено к участию 4 заявки участников, 3 из которых осуществляли подачу ценовых предложений:

- ИП <...> 

- ООО "ДельтаСтрой-Л" (место нахождения юридического лица – г. Липецк);

- ООО "КОСМОС" (место нахождения юридического лица – г. Липецк).

По результатам подведения итогов аукциона победителем аукциона был признан ИП <...>  (протокол подведения итогов аукциона № 3034727 от 02.04.2024).

В п. 22.1 документации о проведении аукционов в электронной форме от 23.03.2024 № 6-ЭА-ДОБ-2024, от 23.03.2024 № 7-ЭА-ДОБ-2024, от 23.03.2024 № 8-ЭА-ДОБ-2024 (далее – документация) предусмотрены дополнительные квалификационные требования к участникам закупки, в том числе, пп. 4) - наличие у участника закупки регистрации (расположения), его обособленных подразделений (филиалов) в пределах границ Липецкой области. Границы определяются в соответствии с Законом Липецкой области от 23.09.2024 № 126-ОЗ «Об установлении границ муниципальных образований Липецкой области».

Положение о закупках МУП «Добровский водоканал» (в редакции от 20.03.2024) пп. 4 п. 8.6 содержит условие, что Заказчик вправе предъявить дополнительные квалификационные требования к участникам закупки, в том числе, - наличие у участника закупки регистрации (расположения), его обособленных подразделений (филиалов) в пределах границ Липецкой области. Границы определяются в соответствии с Законом Липецкой области от 23 сентября 2004 года 126-ОЗ «Об установлении границ муниципальных образований Липецкой области».

В ходе анализа Положения о закупках МУП «Добровский водоканал», Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу, что дополнительные квалифицированные требования к участникам закупки, обязывающие участника закупки быть зарегистрированным на территории Липецкой области, предусмотрены в составе «возможных» дополнительных требований, указанных в п. 8.6 Положения о закупках МУП «Добровский водоканал», то есть устанавливающих Заказчиком в документации по своему субъективному усмотрению.

Вместе с тем, указанное требование ограничивает участие в закупках иных лиц, зарегистрированных (расположенных) за пределами Липецкой области, осуществляющих деятельность в сфере осуществления работ по реконструкции сетей водоснабжения.

Из смысла требований ч. 1 ст. 2 Закона о закупках следует, что при установлении требований в документации заказчики руководствуются собственным Положением о закупках и самостоятельно устанавливают требования к участникам, которые не должны противоречить требованиям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закону о закупках, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона о закупках, положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Из совокупности указанных норм следует, что условия выполнения работ по закупке должны быть установлены заказчиком с учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (аналогичные требования изложены в п. 8.4 Положения о закупках МУП «Добровский водоканал»).

В силу п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к участникам такой закупки (аналогичные требования изложены в разделе 7.3 Положения о закупках МУП «Добровский водоканал»).

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала.

Согласно ч.5 ст.1 Гражданского кодекса РФ товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

Согласно ч.1 ст.58 Грк РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Частью 8 обозначенной статьи Грк РФ ограничение права члена саморегулируемой организации выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, по иным основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается.

Ограничений по территориальному признаку выполнения вышеуказанных работ градостроительное законодательство не содержит.

Регистрация участника, его обособленного подразделения на определенной территории не свидетельствует об уровне его квалификации.

Таким образом, Положение о закупках МУП «Добровский водоканал» не является единственным правовым актом, регламентирующим деятельность Заказчика. В этой связи, разрабатываемые заказчиками со специальной правосубъективностью положений о закупке, не могут и не должны противоречить действующему законодательству, а право заказчиков устанавливать особенности проведения закупочных процедур, не освобождает заказчиков от необходимости соблюдения действующего законодательства, прав и законных интересов участников закупок.

В связи с чем, предусмотренное Заказчиком требование, устанавливающее в документации дополнительное требование, обязывающее участника закупки быть зарегистрированным на территории Липецкой области, является необоснованным, так как нарушает баланс частных и публичных интересов, а также законодательно закрепленный принцип равенства участников гражданских правоотношений, поскольку Заказчик создает незаконные, необоснованные преимущества участникам закупки, зарегистрированным (расположенным) на территории Липецкой области.

Учитывая изложенное, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика по включению в документацию дополнительных квалификационных требований к участникам закупки, обязывающих участников закупки быть зарегистрированными на территории Липецкой области (п. 22.1 документации), нарушают ч. 6 ст. 3, п. 2 п. 1 ч. 1 Закона о закупках, п. 8.4 Положения о закупках МУП «Добровский водоканал».

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия Липецкого УФАС России, с учетом конкретных фактических обстоятельств дела приняла решение об обоснованности жалобы Заявителя.

С учетом изложенного и руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Липецкого УФАС России,

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ООО «СПЕЦСТАЛЬ» (вх. № 2667-ЭП/24 от 29.03.2024) на действия МУП «Добровский водоканал» при проведении аукционов в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора по проведению работ по реконструкции сетей водоснабжения ул. Луговая, ул. Набережная, ул. Ленина с. Доброе, ул. Школьная с. Большие Хомяки, ул. Садовая, ул. Лесная, с. Замартынье, ул. Школьная с. Екатериновка Добровского района Липецкой области (извещение № 32413420228), ул. Кирова, ул. Мичуринская, ул. Заречье с. Борисовка, ул. Интернациональная с. Каликино Добровского района Липецкой области (извещение № 32413420225), ул. Урожайная с. Гудово, Добровского района (извещение № 32413420223), обоснованной.

2. В действиях МУП «Добровский водоканал» установлено нарушение ч. 6 ст. 3, п. 2 п. 1 ч. 1 Закона о закупках, п. 8.4 Положения о закупках МУП «Добровский водоканал».

3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.

4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Липецкой области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

<...> 

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

<...> 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...> 

 

 

 

 

2024-2837

 

 

Связанные организации

МУП «Добровский водоканал»
ИНН 4805017090, ОГРН 1195835017564
ООО "Спецсталь"
ИНН 5834124789, ОГРН 1195835017564