Решение №5750-03 РЕШЕНИЕ № 048/06/105-500/2019 от 19 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 048/06/105-500/2019

 «16» июля 2019 года                                                                                  г. Липецк

 

Резолютивная часть решения оглашена 16.07.2019.

Решение в полном объеме изготовлено 19.07.2019.

 

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее – Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)

в присутствии представителей:

- заказчика: Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области,

рассмотрев жалобу ООО «Группа компаний «Солидарность» на положения документации об электронном аукционе на капитальный ремонт объекта: административное здание УФНС России по Липецкой области расположенное по адресу г.Липецк, ул.Октябрьская, д.26 (реестровый номер 0146100008019000021) (далее - электронный аукцион),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Липецкого УФАС России 09.07.2019 поступила жалоба ООО ГК «Солидарность» на положения документации об электронном аукционе. Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе «жалобы».

Заявитель, уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы своих представителей не направил.  

На заседании комиссии велась аудиозапись.

В своей жалобе заявитель указывает, что установленные заказчиком требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, используемых для выполнения работ по объекту, являются избыточными и обязывают участника закупки при подаче заявки на участие в электронном аукционе иметь в наличии товар, содержащий показатели, значения которых становятся известны только при испытании определенной партии товара, инструкция по заполнению первой части заявки вводит участников в заблуждение.

Представители заказчика пояснили, что считают жалобу необоснованной, представили письменные возражения.

Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей заказчика, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе и на основании Приказа Липецкого УФАС России от 08.07.2019 №327, Комиссия установила следующее.

Документация об электронном аукционе и извещение размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является капитальный ремонт объекта: административное здание УФНС России по Липецкой области, расположенное по адресу: г. Липецк, ул. Октябрьская, д.26; срок выполнения работ до 15.12.2020 года; начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 160 854 730,00 рублей.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Положения вышеуказанной статьи являются обязательными для исполнения заказчиком при составлении описания объекта закупки.

Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок (на момент размещения документации) предусмотрена обязанность заказчиков устанавливать соответствующие законодательству требования к закупаемому товару, работе, услуге, в том числе в виде максимальных и (или) минимальных значений таких показателей, а также значений показателей, которые не могут изменяться.

Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что требования к производству работ, общие условия и особые требования к работам содержатся в Техническом задании раздела 3 документации об аукционе, требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, используемых при выполнении работ, содержатся в приложении № 1 к Техническому заданию.

Документация электронного аукциона содержит требование, что Участнику закупки необходимо указать конкретные показатели (характеристики) каждого вида (типа) товара (материала), применяемого при производстве работ, указанного в Приложении № 1 к Техническому заданию.

Заявитель в жалобе указывает, что для заполнения заявки необходимо иметь товар в наличии по многим позициям технического задания.

Как пояснили представители заказчика, требования к материалам, например, раствору цементному,  установлены заказчиком исходя из его потребностей. Кроме того, представители заказчика пояснили, что требуемые заказчиком показатели, такие как марки, добавки и заполнители, влияющие на качество, должны указываться в заказе заводу-изготовителю или поставщику, и не являются показателем, определяемым только при испытании готовой партии.

Так, например, при описании позиции 1 «РАСТВОРЫ ЦЕМЕНТНЫЕ ТИП 1» заказчиком установлены следующие требования: Марка Должна быть М100, М150, М200; М150, М200 Марка по подвижности Должна быть от Пк2 до Пк4*      Вяжущее цементное Должно быть портландцемент, сульфатостойкий портландцемент; сульфатостойкий портландцемент с минеральными добавками; шлакопортландцемент      Заполнитель Должен быть песок для строительных работ природный\ пористые пески      Назначение Должны быть кладочные для кладки из полнотелого кирпича, для заливки пустот в кладке      Марка по морозостойкости Должна быть от F50* до F200*      По применяемым вяжущим Должны быть простые; сложные    Класс применяемых добавок Должны быть пластифицирующие, водоредуцирующие; стабилизирующие, регулирующие сохраняемость подвижности Класс заполнителя по Аэфф Должен быть I      По средней плотности Должны быть тяжелые, легкие.

При описании товара использованы показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик товара,  связанных с определением соответствия поставляемого товара, потребностям заказчика, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Таким образом, диапазонные значения показателей, таких как марки, добавки и заполнители, указанные заказчиком в Приложении № 1 не противоречат требованиям ГОСТ и позволяют применить положения инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме.

Иные указанные в жалобе значения показателей материалов (товаров), определенные заказчиком в техническом задании, также не относятся к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.

Иного в материалы дела не представлено.

На основании изложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о том, что у участника закупки нет обязанности иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ.

Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, доказательств невозможности указания в составе заявки требуемых заказчиком показателей, в том числе, конкретной марки цемента, требуемых заказчику добавок и заполнителей, не представил.

 

Заявитель в жалобе указывает, что требования заказчика указания конкретной длины арматурной стали, труб, а также номинального размера диаметра резьбы, класса прочности винтов, конкретного модуля крупности песка являются избыточным.

Представители заказчика на рассмотрении жалобы пояснили, что заказчику необходимы указанные товары, в том числе товары мерной длины. Мерная длина подразумевает под собой трубы одной длины в поставляемой партии. Точность размеров диаметра резьбы не требовалось, поскольку в документации содержится указание на номинальный размер. Необходимость той или иной характеристики требуемого товара определяется заказчиком, а не участником закупки.

Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, доказательств невозможности указания в составе заявки требуемых характеристик товара, не представил.

 

Заявитель в жалобе указывает, что инструкция по заполнению первой части заявки допускает двоякое толкование установленных в документации требований.

Вместе с тем, доказательств невозможности заполнения заявки заявителем, при понимании требования инструкции о невключении при описании крайних значений, не представлено.

Следует отметить, статьей 105 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

При этом, положения Закона о контрактной системе не запрещают заявителю представить документы и сведения, подтверждающие доводы жалобы, непосредственно на заседании Комиссии антимонопольного органа.

Однако, в составе жалобы заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности довода жалобы. Кроме того, на заседание Комиссии Липецкого УФАС России представители заявителя не явились, доказательств иного и пояснений не представлено.

Таким образом, на основании вышеизложенного, жалоба заявителя признается необоснованной, а действия (бездействие) заказчика не нарушают и не могут нарушить его права и законные интересы, как участника закупки.

В результате проведения внеплановой проверки в рамках рассмотрения жалобы, Комиссией Липецкого УФАС России в действиях заказчика установлены нарушения Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.

1. В силу п.2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

Как следует из приведенных положений Закона о контрактной системе требования к составу заявки - отдельная часть документации, а инструкция по ее заполнению является самостоятельной частью документации и призвана оказать помощь участникам при заполнении заявки, в частности, первой ее части, содержащей характеристики закупаемых товаров.

Так, согласно инструкции по заполнению первой части заявки (приложение №2 к техническому заданию) в случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: «от» и «до», «от» или «до», то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения.

Вместе с тем, слово «от» согласно общепризнанным правилам предполагает безусловное включение минимальных значений величин.

Таким образом, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что установленная заказчиком инструкция по заполнению заявки допускает двоякое толкование установленных в документации об электронном аукционе требований к характеристикам товаров, и, следовательно, является ненадлежащей, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не может повлиять на результат закупки, так как не приводит к предоставлению несоответствующих требованиям нормативных документов показателей и не ограничивает права участников закупки на предложение товаров, соответствующих требованиям нормативных документов. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

2. Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу п.2 ст.42 Закона о контрактной системе, заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Кроме того, следует отметить, что согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

А в соответствии с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

При этом, согласно ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Установлено, что согласно пункту 2.1. проекта контракта окончание работ - 15.12.2020 года.

А согласно документации об электронном аукционе, срок выполнения работ – ежемесячно 1 этап: с даты заключения контракта по 31 декабря 2019, 2 этап: с 1 января 2020 года по 15 декабря 2020 года.

А извещение о закупке содержит следующий срок выполнения работ: ежемесячно 1 этап: с даты заключения контракта по 31 декабря 2019 2 этап: с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года.

Таким образом, извещение о проведении электронного аукциона и проект контракта содержат противоречивые сроки выполнения работ, являющихся предметом рассматриваемой закупки.

Таким образом, заказчиком не соблюдены требования п.2 ст.42 Закона о контрактной системе, что является нарушением п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что установленное нарушение Закона о контрактной системе не может повлиять на результат закупки, так как не препятствует участникам закупки в подаче заявки на участие в электронном аукционе.

3. Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Пунктом 5.2.15. проекта контракта (раздел 4 документации об электронном аукционе) установлено, что в случае, если Подрядчик не является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, то таковой Подрядчик обязан привлекать к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в объеме, составляющем 15 % от цены Контракта.

Частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 утверждены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – типовые условия).

Типовые условия определяют обязанности подрядчика. Так, подрядчик обязан оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора (пункт 5 Типовых условий).

Вместе с тем, Комиссия проанализировав проект контракта, приходит к выводу о том, что в проекте контракта отсутствует требование в соответствии с пунктом 5 Типовых условий, что является нарушением ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе.

Установленные нарушения п.1, п.2 ч.1, ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст.99, ст.105, ст.106 Закона о контрактной системе, административным  регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14),Комиссия Липецкого УФАС России

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Группа компаний «Солидарность» на положения документации об электронном аукционе на капитальный ремонт объекта: административное здание УФНС России по Липецкой области расположенное по адресу г.Липецк, ул.Октябрьская, д.26 (реестровый номер <...> ) необоснованной.

2. В действиях заказчика установлены нарушения п.1, п.2 ч.1, ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку оно выдано по итогам рассмотрения  жалобы ООО «МОНОЛИТ» на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: административное здание УФНС России по Липецкой области, расположенное по адресу: г.Липецк, ул.Октябрьская, д.26 (от 16.07.2019 по делу №048/06/105-499/2019).

4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны